Мой учитель – любопытство

Единственное, что омрачало детское впечатление от книги "Три повести о Малыше и Карлсоне" шведской волшебницы Астрид Линдгрен, иллюстрации. Карлсон и остальные герои сказки были не "мультипликационными", какими мы привыкли их видеть на экране, а чужими, не обаятельными. "Настоящего" Карлсона придумали и нарисовали наши, отечественные волшебники-мультипликаторы. И один из них Анатолий Савченко. Он же создал образы Щелкунчика, Вовки из тридевятого царства, блудного попугая Кеши и десятков других любимых анимационных героев. С Анатолием Савченко беседовал Сергей Капков.

Помните ли вы первый мультфильм, который увидели как зритель?
Не помню. Впервые я увидел мультфильм случайно, перед началом какого-то киносеанса. В памяти осталось лишь потрясение от увиденного. И так оно было сильно, что с того момента думать о чем-либо другом я уже не мог, поэтому и отправился поступать во ВГИК.

Без опыта, без художественной школы, изостудии?
Я нигде специально не занимался, а рисовал, как говорится, для души. Правда, была еще война, служба с 1942-го по 1947-й. А уж потом институт.

Большой был конкурс?
В основном все шли на отделение декораторов, желающих работать в мультипликации было немного. Точно не помню, сколько абитуриентов отсеяли, но взяли на курс всего трех человек. Причем один из нас был испанцем.

Всего трех?! Значит, в вас разглядели природный талант.
Ну, если я нигде не занимался, значит, действительно что-то было заложено природой. Мастерской руководил Иван Петрович Иванов-Вано, он меня и пригласил художником-постановщиком на фильм 'Лесной концерт'. Так с 1953 года я и остался на 'Союзмультфильме'. В моей трудовой книжке всего одна запись.

Наверное, было безумно интересно работать с патриархом анимации?
Я бы так не сказал. Он отвлекался на множество всяких дел, в том числе и общественных, преподавал во ВГИКе, и за него в группе чаще всего работали ассистенты. Мне это очень не нравилось. Больше того, Вано был художником масштабным, его тянуло к каким-то грандиозным полотнам, а я не гнался за такими сюжетами. Мы с ним сделали еще 'Мойдодыр', и я ушел в группу Райковского и Степанцева.

На студии вас художников делили на какие-то специализированные категории, 'жанровые' группы?
Конечно, были специализации: кто-то лучше рисовал животных, кто-то был силен в природных пейзажах, кому-то удавались батальные сцены. Все видели работы друг друга, и режиссеры выбирали себе художников на новые картины, исходя из этих критериев.

А про себя что вы можете сказать?
Про себя?.. (Cмеется.) Да мне, пожалуй, все удавалось. Наверное, потому что я люблю работать, и всегда любил. И сегодня, если хорошо себя чувствую, могу что-нибудь порисовать.

В основе почти всех ваших фильмов заложен юмор. 'Петя и Красная Шапочка', 'Вовка в тридевятом царстве', 'Малыш и Карлсон', 'Возвращение блудного попугая' очень остроумные ленты, поэтому до сих пор они смотрятся с колоссальным удовольствием.
А я очень любил работать именно на веселых фильмах. И своих персонажей старался делать смешными, теплыми и, самое главное, добрыми. Герои мультфильмов должны быть обязательно добрыми.

Анатолий Михайлович, а кто придумал образ Карлсона?
Карлсон целиком и полностью мое изобразительное решение. Передо мной был только текст и больше ничего. Как и во всех остальных случаях, я сделал раскадровку фильма, нарисовал персонажей, а потом сдал свою работу творческой группе. Ее приняли и приступили к съемкам. Художник всегда творит с пустого места, из ничего, работает только его фантазия. Именно от него зависит изобразительный ряд всего фильма. Но, к сожалению, в кино по именам знают только режиссеров и все удачи приписывают им одним. А ведь без художника мультипликации нет и не может быть.

Почему не было продолжения приключений Малыша и Карлсона?
Сняли мы два фильма, и студия собиралась делать третий, но режиссер Борис Степанцев увлекся новыми идеями. 'Карлсона' отложили до лучших времен, а потом так к нему и не вернулись. Жаль, конечно, это была бы очень хорошая серия.

Со Степанцевым вы сделали довольно много удачных фильмов. Почему вы расстались?
Бориса часто 'заносило'. Он был очень талантлив, ему хотелось успеть все, и он постоянно разменивался на всякую мелочь. Ну это я, конечно, не совсем правильно выразился. Сейчас поясню... Его призвание детское кино, из ерунды он мог сделать конфетку, но Борис хватался за любую новизну. Его увлекали комбинированные съемки, какие-то нестандартные операторские приемы, потом он вдруг вообще переключился на кукол. Меня это не устраивало. Боря Степанцев умер, когда ему было пятьдесят с небольшим. По-моему, не выдержало сердце.

Ни один Новый год не обходится без показа 'Щелкунчика'. На мой взгляд, это лучший музыкальный мультфильм в нашей стране. Чем вам запомнились эти съемки?
Сплошными муками. 'Щелкунчик' шел очень тяжело. Все-таки три части это тридцать минут. Очень много персонажей, большая нагрузка...

А почему образ самого Щелкунчика такой несимпатичный? Дети всегда его пугаются. Так было задумано?
Да нет, такой задачи никто не ставил, специально никто не пугал. Даже не знаю, что вам ответить...

А сама идея фильма откуда возникла?
Хотелось снять мультфильм целиком на музыку Чайковского, без слов. Раньше у нас не было такого опыта, и идея подкупала. Поэтому в принципе работали мы с удовольствием.

А как появилось 'Возвращение блудного попугая'?
Наш режиссер Валентин Караваев как-то шел по улице и увидел стайку воробьев, сидящую на перилах. А в самом центре попугайчик, который что-то оживленно им 'рассказывал'. Это произвело на Караваева впечатление, он стал фантазировать: откуда взялся этот попугай, заблудился или удрал из дома. Своими идеями режиссер поделился с драматургом Курляндским, и вместе они написали сценарий. А уж я потом придумал образ самого Кеши. Почему он оказался именно таким? Это диктовал сам сюжет. Всего же о блудном попугае мы сделали три фильма.

Но вторую серию снимал не Караваев. Почему он вернулся в сериал?
Дело в том, что за второй фильм нам дали 'Нику'. Конечно, изначально тон задал именно Караваев, и дальнейшие серии катились по инерции, поэтому и приз должен был достаться ему. Но Валя несколько охладел к Кеше, увлекся чем-то другим. А тут вдруг 'Ника', которую получил другой режиссер, Давыдов. Этот факт, видимо, его задел. Третий фильм мы вновь делали вместе.

На студии радовались успехам друг друга?
Конечно. Удача коллег нас всегда подогревала, хотелось сделать лучше. Удачи бывают у каждого, тут главное не останавливаться.

А у вас есть свои секреты? Говорят, что художник Савченко владеет какими-то тайнами мастерства, которые до сих пор никто не разгадал.
Какие секреты? (Cмеется.) Не было у меня никаких секретов. Все шло изнутри. Вот Боря Степанцев приглашал меня всегда в свои фильмы, а я иногда удивлялся: 'Ну что ты все на мне замыкаешься? Возьми кого-нибудь еще!' А он отказывался: 'Нет, у тебя персонажи добрые'. Значит, я его устраивал именно в этом качестве. Но у каждого есть и свой предел...
Многое зависит от сценария. Если он острый, смешной стараешься соответствовать. Тут главное, чтобы персонажи задели тебя самого. Для кого-то, может, это и секреты, а для меня работа.

А кого вы можете назвать своим учителем в профессии?
Любопытство мой учитель. Всегда хотелось сделать что-то особенное. Иногда получалось, иногда нет. Все как у любого художника.

Своих самых знаменитых и популярных персонажей вы придумали легко?
Да, наверное... Попугай Кеша сразу получился, Карлсон тоже, без особых напрягов. И Фрекен Бок. Когда сценарий увлекает, намного легче работается. Все нравится. Кстати, на роль Фрекен Бок Фаину Раневскую предложил я. Борька пробовал многих актрис, намучился страшно никто не нравился. А с Раневской сразу все получилось. Женщиной она была крутого нрава, режиссера называла деточкой и не принимала никаких замечаний: 'Деточка, я сама все знаю!..' А на меня она даже обиделась. Когда увидела нарисованную Фрекен Бок, воскликнула: 'Неужели я такая страшная?' Я попытался ее переубедить: 'Это не вы, а образ!' Но, по-моему, актриса осталась при своем мнении.

А Ливанова на роль Карлсона кто нашел?
Случай. Здесь тоже пробовались многие, даже Алексей Грибов. А Вася Ливанов часто к нам в группу заходил, в шахматы играл. Борис ему пожаловался, что никак не получается найти главного героя, и вдруг Вася говорит: 'Давай я попробую!' Пошли в студию, записали, и всем понравилось. Причем в роли Карлсона Ливанов пародировал знаменитого режиссера Григория Рошаля. Экспромты всегда лучше, чем типажи, притянутые за уши.

Некоторые высказывания из ваших фильмов ушли в народ. Я думаю, каждый может подхватить: 'Во-первых, мороженое! Во-вторых, конфет! А в-третьих, пирожное!' Или: 'Таити-Таити, не были мы ни в какой Таити, нас и здесь неплохо кормят!' Или вот еще: 'А я сошла с ума! Какая досада...' На студии эти фразочки подхватывались? Цитировали?
Бывало, повторяли. Мы привыкли, не обращали внимания. На студии подобные вещи были естественны.

В конце июня вам исполняется 80 лет, а через месяц 100 лет вашей маме. Как она относилась и относится к вашему творчеству и мультипликации вообще?
Одобрительно. Мой отец рисовал, и я рисовал. А когда после фронта пошел во ВГИК, мама даже не сразу поняла, что такое мультипликация. Как она могла к этому относиться в то время? А теперь у нас два таких внушительных юбилея. Не так давно я перевез маму к себе, а раньше она жила в Новочеркасске.

Получив 'Нику', вы сразу ушли на пенсию. Это было ваше собственное решение?
Нет. На студии появились новые люди, неизвестно откуда взявшиеся, началась чистка. А вскоре вообще все развалилось. Да и работать уже как-то не хотелось. Где начинается бизнес, творчество заканчивается.

 

«ТОЛЯ-ЛАПОЧКА»
К 80-летию художника Анатолия Савченко.

Наталья АБРАМОВА, редактор киностудии «Союзмультфильм»:
Анатолий Савченко – счастливая страница в мультипликации, как и сама мультипликация для него – счастье. Он создал поистине народных героев, живых, трогательных, теплых. А умение заложить в персонажей характер – это особый талант, данный не каждому художнику. Актерам, приходившим на озвучание, эти рисунки очень помогали. А герои у Савченко всегда были изумительными, в них обаяние удивительным образом сочеталось с эксцентрикой. Наверное, поэтому тот же хвастливый попугай Кеша продолжает жить и сегодня, когда на экран выходят новые фильмы с его участием. Этим можно только восхищаться, как в свое время восхищалась нарисованным Карлсоном сама Астрид Линдгрен. Толя Савченко – художник от Бога, и для нашей мультипликации он – просто чудо.

Эдуард НАЗАРОВ, режиссер:
Фильм «Вовка в тридевятом царстве» в свое время нанес оглушительный художественный удар по студии. Анатолию Савченко начали подражать, как в свое время пол-Европы стали рисовать под Прийта Пярна, а у нас – ставить под Юрия Норштейна. Но безуспешно. Таких, как Савченко, больше не было и нет. И на экране, и в книгах его персонажей ни с кем не спутаешь, они всегда острые, характерные. И «цветоводом» он был необыкновенным. Помните быстро проскакивающие тона в «Малыше и Карлсоне»? Если их остановить и разглядеть – это ж красота небесная! Господа импрессионисты могли бы потесниться. И при всей своей гениальности Анатолий Михайлович всегда оставался скромнейшим человеком, не влезавшим ни в какие «политические» баталии. Более доброго человека на «Союзмультфильме» нельзя было встретить. Может быть, не очень корректное сравнение, но лично мне он напоминал Пятачка – сочетание здорового, розового цвета щек с голубыми глазами потрясающе!

Анна АТАМАНОВА, художник:
Толя относится к той старой плеяде блестящих художников «Союзмультфильма», с которыми работалось чрезвычайно интересно. К тому же, он очень располагал к себе, всегда был доброжелательным и глубоко порядочным. В нашем декораторском цеху, где я трудилась, его называли «Толя-лапочка». Это о многом говорит. Если другие художники были довольно жесткими и требовательными, с ним всегда работалось легко. Даже если кто-то делал не так, как хотел Савченко, он старался не обидеть и указать на ошибки тактично, вежливо. И, конечно, успех всех его фильмов, которые мы знаем и любим, – в большей степени заслуга художника Анатолия Савченко.

Мои родители очень дружили с его семьей. Когда в нашем доме отмечался какой-нибудь праздник, и Толя, и его жена Клавочка – всегда были в прекрасном настроении, веселые, жизнерадостные. Это очень улыбчивая и красивая пара.

Виктор НИКИТИН, художник-постановщик:
Толя – художник поиска, новых решений, изобразительных открытий и талантливых находок. Некоторые из созданных им персонажей в кино и книжной графике, разбежались по разного рода рекламам и оберткам предметов для детей. Это ли не признак популярности?! А сколько всего создано персонажей за всю долгую жизнь в стенах студии! Он никогда не завидовал другим художникам и всегда искренне радовался успехам других. Эти добрые качества человека всегда, помимо воли мастера, отражаются и на его рисунках.

Толя Савченко – это наше военное поколение, которое создавало лицо студии «Союзмультфильм», и, надеюсь, это достойное лицо – на радость ребятишкам.

Александр КУРЛЯНДСКИЙ, драматург, писатель:
Процесс создания героев фильма – дело двух человек, режиссера и художника. Когда Анатолий Савченко рисовал попугая Кешу, я не вмешивался, но результатом остался очень доволен. К сожалению, в дальнейшем мы практически не общались, но я знаю, что в книжном мире авторитет Савченко очень высок, в детской литературе он считается профессионалом высочайшего класса. В последнее время Анатолий Михайлович из-за возраста и болезней отказывается от любого сотрудничества, и, переиздавая того же «Блудного попугая», мы вынуждены прибегать к работе других художников и видоизменять героев. И здесь я должен отметить, что обаяние первоисточника никто так и не «переплюнул». В историю войдут и Кеша, и Кот, и Ворона, нарисованные именно Анатолием Савченко.

Сергей Капков, «Газета» 18.07.2004