О том, как Пушкин малыми днями велико море перешёл...

Может быть, кто не знает, но в нынешнем году даже самые захудалые киностудии и кинообъединения спешили снять хоть что-то, посвящённое юбилею “великого негритянского поэта”. Одним только Госкино было запущено около десяти проектов, не считая различных фестивалей и праздничных вечеров. На эти цели правительство выделило кинокомитету более 29 миллионов рублей. Но...

Сегодня Александру Сергеевичу исполнилось бы двести лет и почти четыре месяца. С премьерами не успели. Но есть повод поговорить о том, что же, всё-таки, делается.

О полнометражном художественном фильме “Русский бунт” по мотивам “Капитанской дочки” не писал только ленивый (считайте, что это мы), а вот об анимационном проекте не говорил почти никто. А зря.

Задумка родилась в Московской анимационной Школе-студии “ШАР”. Эта довольно известная и солидная организация является как бы дочерним предприятием Высших режиссёрских курсов при ВГИКе. Её руководители - режиссёры и педагоги курсов Фёдор Хитрук, Юрий Норштейн, Андрей Хржановский и Эдуард Назаров. За свои пять лет существования Школа-студия “ШАР” обрела признание аниматоров всего мира, завоевала немало престижных международных призов и даже выдвигалась (не сама, конечно, а фильмы) на соискание “Оскара” и Золотой пальмовой ветви в Каннах. Так вот, в прошлом году директор “ШАРа” молодой и предприимчивый Александр Герасимов подал в Госкино заявку на запуск проекта “Встречи с Пушкиным”, состоящий из пяти картин. Решения ожидали такие мэтры анимации, как Андрей Хржановский (с фантазией “Генерал и Бонапарт”), лауреат “Ники”, “Эмми” и ещё сотни других призов Наталья Дабижа (со “Сказкой о рыбаке и рыбке”), создатель “Антошки” и “Рыжего-конопатого” Леонид Носырев (с феерией “Пинежский Пушкин”), молодой екатеринбургский художник Валентин Ольшванг (“Яныш-королевич”) и выпускница Высших курсов Екатерина Соколова (“Трудолюбивый Пушкин”). Проект был одобрен, но как всегда выдавать деньги никто не торопился. Прошло немало времени, и, наконец, старт был дан. Правда, с немалыми изменениями. Во-первых, было вычислено, что фильмы Хржановского и Дабижы к установленному сроку - до 2000 года - не поспеют. И их из проекта убрали. Во-вторых, Валентин Ольшванг занялся иным делом и тоже, соответственно, выпал. Вместо него в работу включилась его землячка Оксана Черкасова, получившая, кстати, два года назад Госпремию России за мультфильм “Нюркина баня”. По сценарию Ирины Марголиной она сняла десятиминутную ленту “Ваш Пушкин”, основанную на байках, хохмах и анекдотах про Александра Сергеевича. Закончила свой фильм и Екатерина Соколова. Название он получил иное - “Наступила осень”. Это вольная фантазия по книге Андрея Битова и Реваза Габриадзе “Трудолюбивый Пушкин”. А на работе Леонида Носырева позвольте остановиться подробнее.

Фильмы Леонида Викторовича люблю с детства. “Антошку”, “Рыжего-рыжего-конопатого”, “Двух весёлых гусей”, “Тигрёнка на подсолнухе” и особенно “Волшебное кольцо” смотрел сотню раз. Последние пять лет замечательный мастер практически сидел без работы. И вот, наконец - дело. Что самое важное, он впервые рискнул отойти от традиционного метода производства. Все эти заливки, компоновки, кальки заменил компьютер, что во много раз облегчило труд и снизило затраты. Узнав об этом, еду к нему.

- Если говорить  о замысле фильма, то родился он давно, - говорит Носырев. - Но я не мог подступиться к этой вещи. Я имею в виду книгу Бориса Шергина. Писал он свои “пушкинские” рассказы в середине тридцатых - страна тогда готовилась к столетию со дня гибели поэта. Целую зиму Шергин проездил по северу и рассказывал местным жителям о Пушкине. Он знал, что северяне всё переиначат и будут рассказывать друг другу каждый по-своему. В результате родился рассказ Шергина от имени народной сказительницы. Каким он был с её слов.

- И каким же он был?

- Поначалу - сорванцом. Ведь у меня в фильме он родился в крестьянской семье, на реке Пинеге - потому и Пинежский Пушкин. В молодости был “умной, быстрый”, от других ребят отличался грамотностью. “Каждому уму что надо скажет...”Народный язык, его неординарность - вот главный стержень фильма. В финале мои женщины-сказительницы говорят: “Пушкин малыми днями велико море перешёл. Ему уж не будет перемены...” О как! Это же ни один учёный не додумался бы так сказать.

- Так почему же Вы долго не могли подступиться к этой экранизации?

- Как раз из-за языка. Одно дело - литература, другое - кино, где нужны сюжет, история, форма. Нужно какое-то действие, чтобы интересно было смотреть. И я нашёл ход - сказительницы. Они сидят в комнате, поют песню “Буря мглою небо кроет” и начинают свой сказ. Постепенно возникают картинки из жизни сначала маленького Пушкина, затем взрослого, и так - вплоть до дуэли, которая тоже представлена в их своеобразном видении. Ведь о нём уже столько сказано хрестоматийно, что теперь, мне кажется,  более интересен народный взгляд на Пушкина. Тем более, что само видение его личности у каждого разное.

Сценарий Леонид Носырев написал сам. Художником-постановщиком фильма, по многолетней традиции, является его супруга Вера Кудрявцева. Звукорежиссёр Владимир Орёл подобрал превосходный актёрский ансамбль, в котором лидируют Елена Габец (первая сказительница) и молодой актёр Борис Линников (Пушкин). Материала снято на 26 минут, но по плану Госкино ждёт всего лишь 13 минут, поэтому, скорее всего, будет два варианта фильма - большой и маленький.

Работа ведётся на студии “Крыша” (которая и располагается на крыше одного из зданий у Киевского вокзала). Режиссёр оказался в непривычной для себя ситуации - вокруг компьютеры вместо громоздких установок, какие он привык видеть в цехах “Союзмультфильма”. Год назад на базе “Крыши” был создан мультфильм “Нос майора” по Гоголю. Непрофессиональным взглядом невозможно определить, каким способом он снимался - традиционным или нет. Однако, профессионалы были поражены эффектом, а главное - возможностями, которые даёт компьютер.  Директор производственной части картины Дмитрий Наумов говорит:

- Все почему-то думают, что компьютерная графика - это нечто трёхмерное, ничего общего с кино не имеющее. Компьютеры - это лишь более удобный карандаш в руках художника. И всё. Сам по себе он ничего не сделает. Все почему-то его боятся, хотя камера и целлулоид - более страшные вещи.

Итак, Леонид Носырев стал первым из отечественных мэтров старой анимационной школы, протянувший руку компьютеру. Что ж, будем ждать премьеры. А на “Крышу” как-нибудь утром мы ещё вернёмся. Там есть, что посмотреть.


Сергей Капков, «YТРО.RU»  30 сентября 1999 г.