ТАРУССКИЕ БУДНИ -
фестивальная жизнь от года к году
(1996 – 2001)
Родившись спонтанно, полуавантюрно в конце
зимы 1996 года, - Тарусский фестиваль пришел к
рубежу тысячелетий как заметная и необходимая
культурная акция России.

В канун 100-летнего юбилея кино группа
молодых кинематографистов – А. Герасимов, С.
Серегин, Д. Наумов предложили тогдашнему
руководству Госкино России возродить
единственный российский фестиваль
анимационного кино, который когда-то силами
энтузиастов-киноклубовцев проводился в Рязани.
Идея была поддержана.
Думая о месте проведения нового фестиваля, его
организаторы прекрасно понимали - В Москве,
переполненной различными культурными акциями,
он просто потеряется. Тогда решено было сделать
фестиваль “кочующим”, чтобы он из года в год
переезжал в разные города Центральной России.
Первой в феврале 1996 года российских аниматоров
приняла старинная Таруса. И прием этот был столь
радушным, что никто никуда “кочевать” уже не
захотел. С тех пор фестиваль российских
аниматоров неофициально называют “Тарусский
фестиваль” или просто “Таруса”.
Став формально продолжением рязанского
фестиваля, творчески и духовно “Таруса”
наследовала принципы знаменитых “болшевских”
семинаров. Когда-то в Дом творчества в Болшево
ежегодно приезжали режиссеры, художники,
композиторы, писатели, работающие в
мультипликации. Там обсуждались новые фильмы,
решались проблемы анимационного цеха, рождались
творческие идеи и строились планы...
“Тарусский фестиваль” стал полноправным
приемником этих семинаров. Даже призами
Тарусского Рейтинга – стали все те же
“болшевские дощечки”!
В середине девяностых годов уже прошлого ХХ века
в России не было своего отечественного
анимационного фестиваля. Сложившийся к тому
времени “КРОК” (Киев), - объективно был отделен
от России при распаде СССР и стал (при
соучредительстве Госкино России) признанным
международным анимационным фестивалем, куда
селекционно отбирались лучшие фильмы российской
мультипликации.
Фестиваль “Золотая Рыбка”, заявленный в те же
годы, что и “Таруса”, специализировался, в
основном, на детском анимационном творчестве.
Тарусский же фестиваль, помимо ностальгической
“болшевской” атмосферы, отличался еще и тем, что
здесь не было отбора фильмов для конкурсного
просмотра. Вся анимационная продукция, созданная
за год, будь то собственно анимационное кино, или
реклама, клипы, телезаставки - выносилась на суд
собратьев по творческому цеху. Это позволило
устроителям фестиваля вовлечь в
профессиональную жизнь молодых аниматоров из
Санкт-Петербурга, Уфы, Новосибирска,
Екатеринбурга и других городов России, дать им
своего рода “путевку в жизнь”. Например, лауреат
3-го фестиваля, саратовский режиссер Эдуард
Беляев, работал впоследствии на “Московском
анимационном проекте”, а сейчас заканчивает
“пилот” полнометражного фильма “Лобо”. Кроме
того, ежегодно на фестивале проходит выставка
работ студентов Художественного факультета
ВГИКа.
“Таруса” не только смотрит и оценивает уже
готовые фильмы, но и помогает появлению новых.
Например, на третьем фестивале был придуман
проект под названием “Мультипотам” (идея
Владимира Голованова и Дмитрия Наумова). В
настоящее время он воплощается в жизнь в
Кинокомпании “Мастер-Фильм”. Алексей Демин -
лауреат конкурса на лучший анимационный проект,
проведенного в 1999 году в рамках 4-го фестиваля, -
планирует запуститься в 2001 году с премированным
сценарием.
Все это, плюс занесенные снегом окрестности
Тарусы (большинство других фестивалей проходит в
теплое время года), традиционные походы через
замерзшую Оку в Поленово, короткие сроки (как
правило, всего три дня) - сделали Тарусский
фестиваль притягательным и запоминающимся. Не
случайно по первому независимому рейтингу,
проведенному Госкино России в 1998 году, он
разделил первое место с Екатеринбургским
(российским, документальным – показательно, что
тоже “цеховым”) по уровню своей организации и
значимости мероприятия. |
 |