ДЕБЮТЫ СО ЗНАКОМ ПЛЮС


КЛАССИКИ И НОВИЧКИ

В мультипликации, как и в «большом кино», и в литературе, есть классики и новички. Правда, о последних знают немногие. Усилиями телевидения массовый зритель ограничен «Винни-Пухом», «Малышом и Карлсоном», «Ну, погоди!» и «Котом Леопольдом», и самый свежий продукт для него – «Трое из Простоквашино». Что вышло после Перестройки, ни дети, ни их родители не видели и вряд ли в ближайшее время увидят.

Между тем, отечественная анимация занимает в мире одно из лидирующих мест. Нет ни одного кинофестиваля, где российские художники не брали бы Гран-при. Некоторые фильмы собирают урожаи из десятков международных призов. Наших аниматоров приглашают на работу самые престижные студии планеты, и сегодня выходцы из России трудятся в Канаде, Франции, США, Венгрии, Японии – кое-кто перебрался туда навсегда. А что делать? Сейчас если ты не снимаешь кино, то вынужден заниматься всем, чем угодно – рисовать книги, оформлять офисы, делать телезаставки и компьютерные игры. В связи с отсутствием постоянного кинопроизводства творческие простои могут длиться до пяти-семи лет. И если раньше режиссеры на том же «Союзмультфильме» получали стабильную зарплату, то сегодня государство дает деньги только на конкретный проект. А может и не дать. Тогда ситуация безвыходная – спонсоров в анимацию привлечь невозможно, возврата вложений они требуют сразу. А какая прибыль от десятиминутного «мультика»?

И все же анимационное кино у нас существует. Ежегодно выпускается от двух до пяти десятков «разнокалиберных» фильмов. Зрители их не видят, ведь проката анимации у нас пока нет, а телевидение предпочитает крутить классику или дешевые американские сериалы, по сюжетам и качеству дубляжа достигающие вершин кретинизма. Наша школа – школа Федора Хитрука, Юрия Норштейна, Эдуарда Назарова – еще жива, несмотря на полное отсутствие учебно-производственной базы, регулярного финансирования и других элементарных условий для выживания. Мастера щедро делятся опытом, и сегодня всему миру известны имена Ивана Максимова, Александра Петрова, Оксаны Черкасовой, Михаила Алдашина, Алексея Демина, Зои Трофимовой, Алексея Харитиди. Рождаются новые таланты и на студии «Пилот» Александра Татарского. Интересных художников выпускает ВГИК. «Вливание» в профессию есть, пути к зрителю пока нет.

Исключение – несколько полнометражных картин («Незнайка на Луне», «Карлик Нос»), созданных по американским стандартам и прокатанных крупнейшими кинопродюсерами.

Какова же судьба большинства новых мультфильмов? Полочная. Наиболее яркие работы годика два-три крутятся на фестивалях. Наиболее удачливые выходят на видео в каких-либо сборниках. Некоторые можно скачать из интернета. В профессиональной тусовке у режиссера появляется имя, и уже после двух-трех работ он занимает какое-либо определенное положение. И здесь огромную роль играют фестивали. Только на них можно увидеть и оценить, кто есть кто, почувствовать время и настроение, набраться идей, восполнить пробелы в образовании и завести нужные связи.



ШАГИ ПО ВОДЕ

В России три фестиваля анимации. «Суздаль» – это показ только отечественной продукции. Фестиваль-семинар, собирающий каждый февраль более трехсот гостей и участников в небольшом пансионате старинного русского города. «Золотая рыбка» - слет создателей исключительно детской анимации со всего мира. Проходит в Москве. И «Крок» – один из самых любимых и престижных анимационных фестивалей планеты. Он традиционно проводится на борту теплохода и плывет – поочередно – то по Волге, то по Днепру и Черному морю. «Крок» – совместный проект российских и украинских кинематографистов, попасть на который мечтают художники Европы, Азии, Америки, Канады и Австралии. В отличие от других международных фестивалей, ни один гость здесь не будет брошен на произвол судьбы. Его всегда накормят, напоют, развеселят, свезут на экскурсию и даже заставят принять участие в веселом карнавале. Лишь бы не скучал. Вернувшись домой, иностранцы заваливают дирекцию «Крока» восторженными факсами и e-mailами и надеются не остаться за бортом на следующий год.

«Крок» – в переводе с украинского – «шаг». Одиннадцатый фестиваль закончился в самом конце лета в Москве. Теплоход «Георгий Жуков» следовал в столицу из Нижнего Новгорода и останавливался в городах Плес, Мышкин, Ярославль, Углич, Тверь… В этом году «Крок» был посвящен исключительно студенческому и дебютному кино, которое – как показывает практика – ничуть не уступает работам мастеров. Тем интереснее понять и оценить, чем живут молодые художники, что их волнует.

А волнует все: любовь, страх, смерть, старость, одиночество, секс, путешествия, безумие, однообразная работа, засилье рекламы, глобализация… Герои многих фильмов отчаянно протестуют против окружающей действительности и борются с ней, как могут. В «Механическом театрике» (Бельгия) маленький зритель, устав от бестолковой пьесы, начинает фантазировать ее финал сам. Еще один малыш, чувствуя себя «белой вороной», сбегает с экскурсии, ибо ему скучно и неинтересно в старинном замке («Замок для других детей», Франция). Скромный клерк громит кабинет своего начальника («Ллойд, загнанный в угол», Великобритания), робот крадет зарядное устройство и – свободный от рабского труда – погибает («В одиночестве», Корея), пингвин бежит от дрессировщика («Эскимо», Россия), свиньи-калеки нападают на украинскую хату («Сало», Россия). Некоторые волнительные темы разрешены с юмором, иные – с болью и пафосом.

Для удобства на «Кроке» впервые разбили конкурсную программу на тематические сборники. Комедии – отдельно, фильмы о любви, животных, сумасшествии – тоже. Похоже, все остались довольны, ибо от изначального настроя зависит и качество восприятия. Если начинался показ под общим заголовком «На грани…», то расслабляться не следовало. Сначала вас оглушал «Солнечный удар» (Бельгия), затем вас приглашали на «Лунную прогулку» (Германия), на ваших глазах допропорядочный семьянин «Господин Руссель» (Бельгия) превращался в собаку, а заканчивалось все в «Палате 13» (Австралия).

Программа «Городские истории» порадовала сразу двумя экранизациями Хармса. Россиянка Алена Оятьева («Опасная прогулка») экранизировала знаменитый детский стишок о братьях, которые «доедая с маслом булку», шли по переулку. Оказывается, этот милый пустячок можно насытить разнохарактерными персонажами, погонями и приключениями. При этом дебютантке удалось не перегрузить действие гэгами, за что она и получила сразу несколько призов, в том числе приз кинопрессы. А немец Петер Кабот частично перенес на экран хармсовские «Случаи», и получился фильм «Упавшие». Правда, в какой-то момент драматургия вышла из-под контроля режиссера, он запутался сам и запутал зрителей. Но изобразительное решение восхитило всех, особенно – трехмерные, грушевидные персонажи.

Конечно, работы начинающих аниматоров далеки от совершенства. Старики сетовали, что молодежь топчется на месте, заново открывает Америку, неуклюже поднимает темы, которые уже сто раз поднимались, из чего следует, что новички не знакомы с классикой… Молодежь возражала, но в споры не включалась. Танцы на палубе совмещались с бесконечными просмотрами фильмов, на ретроспективы и мастер-классы набивались представители всех поколений. Великого Юрия Норштейна слушали, затаив дыхание, а его бессмертные произведения попросили прокрутить дважды. Такого еще не было. А по ночам, на полу между каютами, будущие мастера раскладывали ноутбуки и продолжали киносеансы – хвастались своими достижениями и знакомились с творчеством других.


ПРИЗЫ

И немного о лучших из лучших.

Всего на фестиваль было прислано около шестисот фильмов. Строгая селекционная комиссия отобрала чуть более ста тридцати. Еще более строгое жюри наградило двенадцать. При этом с удивлением констатировало, что призов не хватает! Хотелось бы отметить больше, чего с дебютным кино бывает нечасто.

Из награжденных особо хочется отметить следующие фильмы.

«Бэнни и зубная волшебница» (Норвегия, реж. Мортен Ньютстумо) – лирическая сказка о выросшем мальчике, влюбленном в фею своего детства.

«Тривил» (Финляндия, реж. Айю Салминен, Кристер Линдстрем, Аино Оваскакинен) – абсурдная зарисовка о том, как делаются освежители воздуха (елочки) для автомобилей.

«Палата 13» (Австралия, реж. Питер Корнуэлл) – динамичный триллер о человеке, попавшем в клинику монстров.

«Семнадцать» (Нидерланды, реж. Хиско Хулсинг) – мрачная история о первой любви и демонах юности.

«Регулятор» (Франция, реж. Филипп Грамматикопулос) – фантастическая история о том, как в некоем супермаркете супружеская пара собирала по частям ребенка.

«Наносы» (Франция, реж. Матье Крозе) – фантазия о микроорганизмах, населяющих поверхность виниловой пластинке.

Спецпризы «Крока» получили две симпатичные картины, созданные с особой душевностью и тонким юмором. Причем председатель селекционной комиссии Иван Максимов одной из них вручил свой собственный приз – «за лучшую женскую роль» – так он отметил образ героини фильма «Люция» (Германия, реж. Феликс Геннерт). Это история маленькой девочки, победившей болезнь. А комедия «Плоская жизнь» (Бельгия, реж. Йонас Гернаэрт) вынесла на экран сразу четыре квартиры, жильцы которых не могут существовать обособленно друг от друга, как бы они к этому не стремились.

Гран-при фестиваля достался режиссеру из Екатеринбурга Дмитрию Геллеру за музыкальную фантазию «Маленькая ночная симфония». Это его второй фильм и вторая победа на «Кроке», не считая десятки других наград. Похоже, в России появился новый гений-провинциал, о котором скоро будет говорить весь мир.

Сергей КАПКОВ, «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА» 15-21 сентября 2004 г.