Наталья ЛУКИНЫХ  

Наталья ЛУКИНЫХ

АНИМАЦИЯ И ТЕЛЕБИЗНЕС - НЕ ПОТЕРЯТЬСЯ В ТУМАНЕ

Помню, лет пятнадцать назад, в старые доперестроечные времена, приезжала в нам в Союз знаменитая западная кинозвезда и искренне восторгалась тем, что могла со спокойной душой оставлять своего маленького ребенка в гостиничном номере у телевизора, поскольку в ту далекую пору даже по вечерам наше трехпрограммное советское телевидение "сеяло разумное, доброе, вечное". Сеяло оно, конечно, всякое, но доброго и вечного было действительно много. Ныне мы наконец догнали и перегнали цивилизованный Запад. И теперь наш распоясовшийся голубой экран самозабвенно болтает про то и про это, сплетничает, сквернословит, развлекает, пугает, шокирует, рекламирует прокладки, бриллианты, крутые боевики и снова прокладки - с раннего утра и до глубокой ночи по всем своим многочисленным официальным и кабельным каналам. Но сегодняшняя моя печаль не только о детях, которых уже невозможно с легким сердцем препоручить теленяньке, и даже не о странном статусе Культуры и Просвещения в нашем телебизнесе - это тема слишком громоздкая и глубоко печальная. Моя боль - о телевизионной судьбе нашей родной и любимой мультипликации, а точнее говоря, о судьбе всего анимационного искусства, чьи образы и герои, как ежик в тумане, совсем потерялись в нынешней кутерьме телешоуиндустрии.

Впрочем, нельзя сказать, что теперь у нас вовсе не показывают хорошую анимацию. Отчего же, показывают и возможно даже больше, чем прежде. Если раньше мультфильмы незатейливо назывались "детским жанром" и служили для затыкания "дыр" по детским праздникам, то теперь анимацией самых разных жанров и стилей затыкают любые эфирные дыры. И хорошо если в телепрограмме хотя бы обозначается час показа неких безымянных мультфильмов - это уже прогресс, но чаще бывает, что на хорошее анимационное кино зритель натыкается совершенно неожиданно, переключая каналы и спасаясь от надоевшей рекламы. Нажал случайную кнопку - и на те вам, "Остров" Хитрука, "Мартынко" Назарова или "Лиса и Заяц" Норштейна. В панике кидаешься к телеафише, а там ничего похожего нет. Телеанонсы и специализированные тележурналы как событие века рекламируют какое-нибудь пошлейшее ток-шоу или давно состарившийся западный сериал, настойчиво рекомендуют вам не пропустить очередной попсовый праздник или кровавый боевик, и как правило даже не утруждают себя обозначением в программе названий всемирно известных мультфильмов. Даже при нашем устоявшемся неуважении к культуре трудно вообразить, что про "Берегись автомобиля" Рязанова или про "Рабу любви" Михалкова в телеафише может быть написано просто "Худ.фильм" без названия, дикость - не правда ли ! А про "мультики" - пожалуйста, аниматоры все стерпят, они хоть и Оскаров получают, но не гордые, да и продюсеры у них не из самых бойких, с телевизионным начальством не станут ругаться.

Кстати, об Оскаре. Когда в прошлом году наша пресса и телевидение впопыхах обнаружили у себя под носом неведомую им звезду мирового класса и обгоняя друг друга спешили сообщить о триумфе режиссера-аниматора Александра Петрова с фильмом "Старик и море", то среди самых нелепых журналистских недоразумений был и тот факт, что в теленовостях для иллюстрации к биографии нового Оскаровского лауреата показывали отрывки из мультфильмов не менее знаменитого российского режиссера Анатолия Петрова. Но и такое публичное оскорбление аниматоры как всегда перенесли с юмором и без лишних драм - наше ТВ удивляет серьезных профессионалов не в первый и, увы, не в последний раз.

И все же меня до боли поражает такое устойчивое отсутствие интереса, если не сказать пренебрежение, к целому отряду признанных во всем мире, талантливых и дееспособных художников, а также ко всей уникальной области творчества, которая ныне как раз оказалась более чем какая-либо другая востребована всей мировой системой кино-видеоиндустрии и теле-шоубизнеса. Без использования уникальных творческих возможностей анимации сегодня не обходится ни современный игровой кинематограф, ни модный видеоарт, ни преуспевающий телебизнес. Не случайно даже самые несведущие наши телепрограммы о кино в последние годы все чаще восхищались успехами современной компьютерной графики или невероятными спецэффектами в дорогостоящем, преимущественно западном, постановочном кино, правда, наивно забывая, что все эти компьютерные чудеса или умопомрачительные киноэффекты создает на экране не ультрасовременная техника, а талантливые люди, и прежде всего грамотные и мастеровитые художники-аниматоры, заставляющие машину воплощать в реальность их самые смелые фантазии. Конечно, и во всем мире сегодня существует некий преувеличенный пиитет в отношении новых компьютерных технологий, но в цивилизованном профессиональном мире по-прежнему высоко ценится и мастерство рукотворной - рисованной или объемной - анимации, и в частности, художественное качество и профессиональные традиции нашей прославленной школы мульткино.
Только за последнее десятилетие российские мультипликаторы получили наверное вдвое больше международных наград, чем все отечественные кинематографисты, и именно мастера нашего мульткино сегодня профессионально востребованы на самых престижных студиях мировой анимации, где они с успехом работают, вписываясь в законы качественного авторского и коммерческого западного кинематографа. Это наши юные телезрители из года в год вынуждены вместе с завтраком и обедом, вместо настоящего мультискусства, потреблять убогие иноземные мультсериалы, приобретенные российскими телекомпаниями по дэмпинговым ценам на дальнем Западе и Востоке исключительно ради наполнения годового телевещания. А вся огромная англоязычная телеаудитория мира имеет счастливую возможность знакомиться с образцами классической культуры по мультфильмам знаменитых российских режиссеров из Шекспировского, Библейского или нового сказочного циклов, созданных в Москве по заказам британских телепродюсеров. Кстати, именно картины из российско-британских просветительских мультсериалов, которые наша публика не привыкла видеть в отечественном телепрокате, за последнее десятилетие уже многократно подтверждали свое высокое художественное качество призами Американской телеакадемии "Эмми" или наградами престижных международных кинофестивалей в США, Франции, Португалии.

К великому сожалению, у нас в стране по давней и нелепой традиции отсутствует грамотная информация о современной ситуации в анимационном искусстве и к тому же совершенно искажена вся шкала художественных оценок анимационной продукции. Унизительно непрофессиональной кличкой "мультики" публично называются примитивные компьютерные комиксы и филигранные авторские фильмы по произведениям Гоголя или Достоевского, в мир теле-видеобизнеса легко открываются двери самоуверенным дилетантам, освоившим комбинации анимационных программ на компьютере, но зато в положении изгоев оказываются признанные мастера анимации, своими фильмами и многочисленными фестивальными наградами давно доказавшие миру свою высокую профессиональную ценность. Наша публика и в лучшие для культуры времена почти не знала звезд отечественной и тем более мировой анимации, но за последние годы в телевещании словно бы намеренно изничтожались любые формы анимационного ликбеза и одна за другой закрывались специализированные цикловые телепрограммы об анимационном искусстве. Напомню, что в 93-ем году на РТР дебютировала наша информационно-художественная программа "Аниматека", которой с трудом, но все же удалось продержаться в эфире до 98-го года. На третьем выпуске закончилась телеистория авторской программы Гарри Бардина "Мультпросвет". Родившаяся в 95-ом году на ОРТ популярная детская передача "Мультитроллия" продержалась не более трех лет. Появившиеся позже других цикловые телепрограммы "Анимация от А до Я" (Рен-ТВ) и "Мультпарад" (ТВЦ) после года работы свелись к простому показу мультфильмов. Года не прожила в эфире ОРТ и совсем новая развлекательная телепередача "Мультазбука", более всего ориентированная на детские забавы. А ныне в немногих уцелевших в эфире телепрограммах о кино, традиционно уделяющих основное внимание игровому кинематографу, с трудом находится место даже для редких профессиональных сюжетов об анимации. И я не удивлюсь тому, если вскоре наши юные зрители будут знать все подробности семейной и светской жизни западных кинозвезд, которые постоянно смакуются в телерепортажах о кино, но не смогут вспомнить названия ни одного отечественного мультфильма.
А ведь наши зрители, и особенно маленькие, по-настоящему тоскуют о красивом и добром мульткино - и каждая новая фестивальная встреча аниматоров и публики настойчиво убеждает и тех и других, что они несправедливо обделены возможностью такого диалога. Сколько раз мне приходилось слышать от взрослых и детей недоуменный вопрос: - а где же можно увидеть все эти замечательные фильмы, которые получают высшие призы на отечественных и тем более на мировых смотрах анимации, и где взять видеокассеты со старыми "союзмультфильмовскими" картинами ? В самом деле, где же зрителям искать встречи с хорошей анимацией, если кинопрокат ею не занимается, а современнная видеопродукция в основном отпугивает и ценами, и однобоким пошлым репертуаром. Остается надеяться только на доступное всем телевидение, но оно у нас живет по особым законам. Похоже, в реестре ценностей современного российского телебизнеса анимация как искусство совсем не котируется.

Продюсеры самых знаменитых отечественных мультстудий "Пилот" или "ШАР" с большим трудом и почти бесплатно пристраивают телеканалам даже самые ценные штучные работы cвоих именитых мастеров. Потому как нашим телебизнесменам гораздо выгоднее приобретать оптом - серий двенадцать-двадцать сразу - дешевую импортную мультпродукцую для "третьего мира", небрежно переозвучивать на русский язык и в течение долгого времени извлекать из нее прибыли с постоянной рекламы, а от показа новых короткометражных авторских мультфильмов Александра Петрова, Андрея Хржановского, Михаила Алдашина или других наших звезд для такого бизнеса мало проку. Это вот у продюсеров Би-Би-Си болит голова о просвещении публики анимационными Шекспирами да Библиями, потому они и вкладывают серьезные средства в производство дорогостоящих кукольных и рисованных фильмов, потому и приглашают на свои проекты только самых лучших мастеров из Британии или из России. Эти странные британские телезаказчики вообще любят собирать у себя анимационные таланты со всего мира, наверное потому британские мультфильмы становятся год от года все качественнее и признаннее на мировом экране. Ныне вообще вся знаменитая британская, французская или, например, канадская анимация (напомню, что канадским был и последний Оскаровский фильм нашего Александра Петрова) живет и процветает за счет стабильного сотрудничества с крупными национальными телекомпаниями. Но это их западные нравы и традиции.

А у нас в России анимация пока еще живет и работает только за счет волшебной энергетики самих художников, вопреки всем диким обстоятельствам жизни сохраняющих удивительную верность своему уникальному искусству. Но даже самой редкой энергии в искусстве нужна живая подпитка зрительским вниманием, государственной опекой и разумной рекламой. А такое общение со зрителем, грамотную рекламу и даже материальную базу отечественной анимации способно и должно было бы создавать именно телевидение, причем с большой перспективной выгодой для себя и для Отечества. И чем раньше это осознают наши современные телеполитики, тем больше шансов у всех любимых героев и творцов анимации, как норштейновскому ежику, не потеряться в тумане безвестности, рыночной суеты и пошлости. А будущие поколения зрителей наверняка это оценят по достоинству.