![]() |
Наталья ЛУКИНЫХ |
АНИМАЦИЯ И ТЕЛЕБИЗНЕС - НЕ ПОТЕРЯТЬСЯ В ТУМАНЕ
Помню, лет пятнадцать назад, в старые
доперестроечные времена, приезжала в нам в Союз
знаменитая западная кинозвезда и искренне
восторгалась тем, что могла со спокойной душой
оставлять своего маленького ребенка в
гостиничном номере у телевизора, поскольку в ту
далекую пору даже по вечерам наше
трехпрограммное советское телевидение "сеяло
разумное, доброе, вечное". Сеяло оно, конечно,
всякое, но доброго и вечного было действительно
много. Ныне мы наконец догнали и перегнали
цивилизованный Запад. И теперь наш
распоясовшийся голубой экран самозабвенно
болтает про то и про это, сплетничает,
сквернословит, развлекает, пугает, шокирует,
рекламирует прокладки, бриллианты, крутые
боевики и снова прокладки - с раннего утра и до
глубокой ночи по всем своим многочисленным
официальным и кабельным каналам. Но сегодняшняя
моя печаль не только о детях, которых уже
невозможно с легким сердцем препоручить
теленяньке, и даже не о странном статусе Культуры
и Просвещения в нашем телебизнесе - это тема
слишком громоздкая и глубоко печальная. Моя боль
- о телевизионной судьбе нашей родной и любимой
мультипликации, а точнее говоря, о судьбе всего
анимационного искусства, чьи образы и герои, как
ежик в тумане, совсем потерялись в нынешней
кутерьме телешоуиндустрии.
Впрочем, нельзя сказать, что теперь у нас вовсе не
показывают хорошую анимацию. Отчего же,
показывают и возможно даже больше, чем прежде.
Если раньше мультфильмы незатейливо назывались
"детским жанром" и служили для затыкания
"дыр" по детским праздникам, то теперь
анимацией самых разных жанров и стилей затыкают
любые эфирные дыры. И хорошо если в телепрограмме
хотя бы обозначается час показа неких безымянных
мультфильмов - это уже прогресс, но чаще бывает,
что на хорошее анимационное кино зритель
натыкается совершенно неожиданно, переключая
каналы и спасаясь от надоевшей рекламы. Нажал
случайную кнопку - и на те вам, "Остров"
Хитрука, "Мартынко" Назарова или "Лиса и
Заяц" Норштейна. В панике кидаешься к
телеафише, а там ничего похожего нет. Телеанонсы
и специализированные тележурналы как событие
века рекламируют какое-нибудь пошлейшее ток-шоу
или давно состарившийся западный сериал,
настойчиво рекомендуют вам не пропустить
очередной попсовый праздник или кровавый боевик,
и как правило даже не утруждают себя
обозначением в программе названий всемирно
известных мультфильмов. Даже при нашем
устоявшемся неуважении к культуре трудно
вообразить, что про "Берегись автомобиля"
Рязанова или про "Рабу любви" Михалкова в
телеафише может быть написано просто
"Худ.фильм" без названия, дикость - не правда
ли ! А про "мультики" - пожалуйста, аниматоры
все стерпят, они хоть и Оскаров получают, но не
гордые, да и продюсеры у них не из самых бойких, с
телевизионным начальством не станут ругаться.
Кстати, об Оскаре. Когда в прошлом году наша
пресса и телевидение впопыхах обнаружили у себя
под носом неведомую им звезду мирового класса и
обгоняя друг друга спешили сообщить о триумфе
режиссера-аниматора Александра Петрова с
фильмом "Старик и море", то среди самых
нелепых журналистских недоразумений был и тот
факт, что в теленовостях для иллюстрации к
биографии нового Оскаровского лауреата
показывали отрывки из мультфильмов не менее
знаменитого российского режиссера Анатолия
Петрова. Но и такое публичное оскорбление
аниматоры как всегда перенесли с юмором и без
лишних драм - наше ТВ удивляет серьезных
профессионалов не в первый и, увы, не в последний
раз.
И все же меня до боли поражает такое устойчивое
отсутствие интереса, если не сказать
пренебрежение, к целому отряду признанных во
всем мире, талантливых и дееспособных
художников, а также ко всей уникальной области
творчества, которая ныне как раз оказалась более
чем какая-либо другая востребована всей мировой
системой кино-видеоиндустрии и теле-шоубизнеса.
Без использования уникальных творческих
возможностей анимации сегодня не обходится ни
современный игровой кинематограф, ни модный
видеоарт, ни преуспевающий телебизнес. Не
случайно даже самые несведущие наши
телепрограммы о кино в последние годы все чаще
восхищались успехами современной компьютерной
графики или невероятными спецэффектами в
дорогостоящем, преимущественно западном,
постановочном кино, правда, наивно забывая, что
все эти компьютерные чудеса или
умопомрачительные киноэффекты создает на экране
не ультрасовременная техника, а талантливые
люди, и прежде всего грамотные и мастеровитые
художники-аниматоры, заставляющие машину
воплощать в реальность их самые смелые фантазии.
Конечно, и во всем мире сегодня существует некий
преувеличенный пиитет в отношении новых
компьютерных технологий, но в цивилизованном
профессиональном мире по-прежнему высоко
ценится и мастерство рукотворной - рисованной
или объемной - анимации, и в частности,
художественное качество и профессиональные
традиции нашей прославленной школы мульткино.
Только за последнее десятилетие российские
мультипликаторы получили наверное вдвое больше
международных наград, чем все отечественные
кинематографисты, и именно мастера нашего
мульткино сегодня профессионально востребованы
на самых престижных студиях мировой анимации,
где они с успехом работают, вписываясь в законы
качественного авторского и коммерческого
западного кинематографа. Это наши юные
телезрители из года в год вынуждены вместе с
завтраком и обедом, вместо настоящего
мультискусства, потреблять убогие иноземные
мультсериалы, приобретенные российскими
телекомпаниями по дэмпинговым ценам на дальнем
Западе и Востоке исключительно ради наполнения
годового телевещания. А вся огромная
англоязычная телеаудитория мира имеет
счастливую возможность знакомиться с образцами
классической культуры по мультфильмам
знаменитых российских режиссеров из
Шекспировского, Библейского или нового
сказочного циклов, созданных в Москве по заказам
британских телепродюсеров. Кстати, именно
картины из российско-британских
просветительских мультсериалов, которые наша
публика не привыкла видеть в отечественном
телепрокате, за последнее десятилетие уже
многократно подтверждали свое высокое
художественное качество призами Американской
телеакадемии "Эмми" или наградами
престижных международных кинофестивалей в США,
Франции, Португалии.
К великому сожалению, у нас в стране по давней и
нелепой традиции отсутствует грамотная
информация о современной ситуации в
анимационном искусстве и к тому же совершенно
искажена вся шкала художественных оценок
анимационной продукции. Унизительно
непрофессиональной кличкой "мультики"
публично называются примитивные компьютерные
комиксы и филигранные авторские фильмы по
произведениям Гоголя или Достоевского, в мир
теле-видеобизнеса легко открываются двери
самоуверенным дилетантам, освоившим комбинации
анимационных программ на компьютере, но зато в
положении изгоев оказываются признанные мастера
анимации, своими фильмами и многочисленными
фестивальными наградами давно доказавшие миру
свою высокую профессиональную ценность. Наша
публика и в лучшие для культуры времена почти не
знала звезд отечественной и тем более мировой
анимации, но за последние годы в телевещании
словно бы намеренно изничтожались любые формы
анимационного ликбеза и одна за другой
закрывались специализированные цикловые
телепрограммы об анимационном искусстве.
Напомню, что в 93-ем году на РТР дебютировала наша
информационно-художественная программа
"Аниматека", которой с трудом, но все же
удалось продержаться в эфире до 98-го года. На
третьем выпуске закончилась телеистория
авторской программы Гарри Бардина
"Мультпросвет". Родившаяся в 95-ом году на ОРТ
популярная детская передача
"Мультитроллия" продержалась не более трех
лет. Появившиеся позже других цикловые
телепрограммы "Анимация от А до Я" (Рен-ТВ) и
"Мультпарад" (ТВЦ) после года работы свелись
к простому показу мультфильмов. Года не прожила в
эфире ОРТ и совсем новая развлекательная
телепередача "Мультазбука", более всего
ориентированная на детские забавы. А ныне в
немногих уцелевших в эфире телепрограммах о
кино, традиционно уделяющих основное внимание
игровому кинематографу, с трудом находится место
даже для редких профессиональных сюжетов об
анимации. И я не удивлюсь тому, если вскоре наши
юные зрители будут знать все подробности
семейной и светской жизни западных кинозвезд,
которые постоянно смакуются в телерепортажах о
кино, но не смогут вспомнить названия ни одного
отечественного мультфильма.
А ведь наши зрители, и особенно маленькие,
по-настоящему тоскуют о красивом и добром
мульткино - и каждая новая фестивальная встреча
аниматоров и публики настойчиво убеждает и тех и
других, что они несправедливо обделены
возможностью такого диалога. Сколько раз мне
приходилось слышать от взрослых и детей
недоуменный вопрос: - а где же можно увидеть все
эти замечательные фильмы, которые получают
высшие призы на отечественных и тем более на
мировых смотрах анимации, и где взять
видеокассеты со старыми
"союзмультфильмовскими" картинами ? В самом
деле, где же зрителям искать встречи с хорошей
анимацией, если кинопрокат ею не занимается, а
современнная видеопродукция в основном
отпугивает и ценами, и однобоким пошлым
репертуаром. Остается надеяться только на
доступное всем телевидение, но оно у нас живет по
особым законам. Похоже, в реестре ценностей
современного российского телебизнеса анимация
как искусство совсем не котируется.
Продюсеры самых знаменитых отечественных
мультстудий "Пилот" или "ШАР" с большим
трудом и почти бесплатно пристраивают
телеканалам даже самые ценные штучные работы
cвоих именитых мастеров. Потому как нашим
телебизнесменам гораздо выгоднее приобретать
оптом - серий двенадцать-двадцать сразу - дешевую
импортную мультпродукцую для "третьего
мира", небрежно переозвучивать на русский язык
и в течение долгого времени извлекать из нее
прибыли с постоянной рекламы, а от показа новых
короткометражных авторских мультфильмов
Александра Петрова, Андрея Хржановского, Михаила
Алдашина или других наших звезд для такого
бизнеса мало проку. Это вот у продюсеров Би-Би-Си
болит голова о просвещении публики
анимационными Шекспирами да Библиями, потому они
и вкладывают серьезные средства в производство
дорогостоящих кукольных и рисованных фильмов,
потому и приглашают на свои проекты только самых
лучших мастеров из Британии или из России. Эти
странные британские телезаказчики вообще любят
собирать у себя анимационные таланты со всего
мира, наверное потому британские мультфильмы
становятся год от года все качественнее и
признаннее на мировом экране. Ныне вообще вся
знаменитая британская, французская или,
например, канадская анимация (напомню, что
канадским был и последний Оскаровский фильм
нашего Александра Петрова) живет и процветает за
счет стабильного сотрудничества с крупными
национальными телекомпаниями. Но это их западные
нравы и традиции.
А у нас в России анимация пока еще живет и
работает только за счет волшебной энергетики
самих художников, вопреки всем диким
обстоятельствам жизни сохраняющих удивительную
верность своему уникальному искусству. Но даже
самой редкой энергии в искусстве нужна живая
подпитка зрительским вниманием, государственной
опекой и разумной рекламой. А такое общение со
зрителем, грамотную рекламу и даже материальную
базу отечественной анимации способно и должно
было бы создавать именно телевидение, причем с
большой перспективной выгодой для себя и для
Отечества. И чем раньше это осознают наши
современные телеполитики, тем больше шансов у
всех любимых героев и творцов анимации, как
норштейновскому ежику, не потеряться в тумане
безвестности, рыночной суеты и пошлости. А
будущие поколения зрителей наверняка это оценят
по достоинству.