ЛОХ – КОРОЛЬ ГОМОВ?

Конечно, короля звали не Лох, а Лок. Это персонаж сказочной повести Анатоля Франса «Пчелка», по которой снят новый мультфильм под названием «Ключи от времени». Но имя героя, как и его поступок, вызвало горячие споры в кулуарах сразу после премьеры.

Как оказалось, три мужчины – писатель Франс, сценарист Лурье и режиссер Серегин – создали «женское кино». Они подняли традиционную для искусства тему любви, любовного треугольника, но сделали это (конечно, благодаря режиссерскому оку) чисто, трогательно, наивно. Да еще под небесную музыку Алексея Рыбникова.

В центре сюжета – три фигуры. Прежде всего, это вышеупомянутый король гномов Лок, во власти которого – само время. Трудолюбивые гномы не только безустанно ведут свое подземное хозяйство, но и ежедневно заводят Часы времени. Ключи от них, естественно, хранит Король.

Героиня фильма – девочка Пчелка, живущая в чудесном старинном замке и не подозревающая о существовании Короля Лока.

Третий персонаж – мальчик Жорж, сводный брат Пчелки, который взрослеет и влюбляется в нее. Причем, взаимно. И все бы хорошо, но в «созревшую» Пчелку влюбляется и старый Король гномов. Он теряет голову и похищает девушку, остановив при этом Часы времени.

«Пока ты со мной, время не властно над тобой!» – сообщает он Пчелке.

«Влюбленному трудно оставаться разумным, даже если он гном», - философски замечает голос от автора.

Старый мужчина бросил к ногам юной прелестницы весь мир, а что же она? Она с благодарностью приняла его дары, обучилась у гномов премудростям самых разных профессий, но выйти за Лока замуж отказалась. Причем на глазах у всех его подданных.

- Как она могла?!
- Но ведь там, на земле, такой красивый мальчик!
- Она верная…
- Она глупая…
- Она хитрая! Всему научилась и свалила.

Это женские мнения в зале.

- Я бы сказал это по-другому, - резюмировал сценарист Юлий Лурье, вовлеченный в спор как бы со стороны, но при этом он перешел на «одесский акцент», - Девочка моя! Я подаг’ю тебе всё. А на шо тебе он, сопливый мальчишка? Посмотг’и на меня, и посмотг’и на него!..

Прекрасный подземный мир с садами, ручьями и богатствами, конечно же, проиграл белому свету со всеми его недостатками и коварствами. «Зачем разрушать чары? Разве плохо быть зачарованным?» – звучит в фильме такой «наркоманский» вопрос. Героиня выбирает реальность, и мудрый старик отпускает ее домой.

Пчелка и Жорж обретают друг друга и счастливо живут сто лет. Мораль: любовь – самые верные ключи от времени.

Светлая сказка, созданная светлыми людьми. Большая редкость для сегодняшнего кино и сегодняшней анимации в частности. Это только кажется, что юному поколению требуются экшн и черный юмор. Ничего подобного. Иногда можно и подумать, и посопереживать. Конечно, в первую очередь «Ключи от времени» понравятся девочкам, но если фильм начнет смотреть мальчик – будьте уверены, не оторвется. Сюжет захватывает с первых минут. В первую очередь, благодаря картинкам. Удачно найденное изобразительное решение, стиль сразу настраивают на «средневековое» восприятие действия. В этом заслуга художника Ирины Капраловой, недавней выпускницы ВГИКа. Долгие проходы Короля Лока по подземелью не кажутся затянутыми, а даже наоборот, создают определенное напряжение. Ну, а музыка признанного мэтра Алексея Рыбникова украсит любой видеоряд.

Удивительно, что режиссер Сергей Серегин пришел в анимацию из журналистики. Он окончил МГУ, но связал свою жизнь с мультипликацией. И уже его первый фильм «Лукоморье. Няня» взял массу престижных призов и дипломов, продемонстрировав чутье режиссером профессии и владение секретами жанра.

Увидеть новое кино пока посчастливилось единицам. Конечно, на широкий экран в России выходит только полнометражная анимация, а телевидение крутит только «золотую коллекцию», поэтому «Ключи от времени» пройдут на фестивалях и клубных сеансах. Но совершенно точно – будут видеокассеты. Так что рекомендация эксперта: не пропустите!


Сергей КАПКОВ, «YТРО.RU» 21 июня 2004 г.