ПУГАЧЕВ ПРЕВРАТИТСЯ В ВОЛКА

Московская студия «Анимос» закончила съемки очередного мультфильма из серии «Русская классика – детям»: это свежий взгляд на «Сказку о глупом мышонке» Маршака. Но еще неостывший кукольный павильон тут же был застроен новыми декорациями. На экран просится «Капитанская дочка». Подробнее о проекте – Сергей Капков.

Пела ночью мышка в норке:
«Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи…»

Эти строки знакомы каждому с первых лет жизни. «Сказка о глупом мышонке» Самуила Маршака разошлась невиданным тиражом: в книжках-малютках, радиопостановках, кукольных спектаклях, мультфильмах. И вот пришло время новой экранизации. Режиссер Мария Муат предложила свою версию анимационного прочтения Маршака. Тринадцатиминутный кукольный фильм называется «Про мышонка». Главные отличительные особенности: это мюзикл, и спели его актрисы Театра-мастерской Петра Фоменко.

«Все роли у нас сыграли Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова и обе сестры Кутеповы, - рассказывает сценарист Владимир Голованов. – Это было душераздирающее зрелище. Они вырывали друг у друга реплики, кричали: «Я буду червяк!» А, учитывая, что запись происходила после репетиции «Трех сестер» в театре, перевоплощение было потрясающим».

В отличие от Маршака, Голованов и Муат – более гуманные творцы. Они берегут детскую психику и не убивают несчастного глупыша. Все няньки-животные под предводительством мамы-мыши догоняют кошку и спасают героя. И это делает честь и авторам, и их кукольным персонажам.

Особый реверанс – в сторону художника-постановщика фильма Марины Курчевской. Пестрые, изысканные декорации сразу создают радостное настроение от встречи с кукольным кино – весьма редким в последние годы. Антураж мгновенно настраивает на театральность: это все не понастоящему, это игра. И когда Жаба с Мышью идут к норке, на втором плане крутится огромный барабан с нарисованным пейзажем, а все действия героев поясняет хор плоских мышек-марионеток. Кроме того, великолепны сами персонажи, разодетые подстать своим характерам: эксцентричная тетя Утка в модной шляпе, неуклюжая тетя Жаба, ретивая тетя Лошадь, флегматичная тетя Щука в старушечьем платочке…

«Про мышонка» – очередной фильм из серии «Русская классика – детям», над которой работает московская студия «Анимос» (Генеральный директор и продюсер – Тенгиз Семенов, художественный руководитель – Наталья Орлова). Уже вышли и завоевали немало профессиональных наград «Желтухин» (по А.Толстому), «Гостинец от крестной» (по А.Погорельскому), «Девочка Люся и дедушка Крылов» (по Саше Черному), только что завершены «Новогодние приключения двух братьев» (по Е.Шварцу).

«Аналогичные проекты делали в свое время англичане, - поясняет Наталья Орлова. – Они экранизировали Шекспира, сказки народов мира, самые знаменитые оперы. Одновременно над разными фильмами одного блока работали сразу несколько режиссеров. У нас иная ситуация. Режиссеры сами предлагают свои идеи, а мы обсуждаем, что принимать, а что – нет».

Сама Орлова снимает чеховскую «Каштанку». Работает в традиционной рисованной технологии, отказавшись от любимого стиля – живописи на стекле. Условия диктуют персонажи – животные, которым необходимо естественно двигаться на экране, без всяких наплывов и стоп-кадров. Поэтому здесь главенствуют прорисовка, контуровка, фазовка, за рубежом закупается целлулоид, которого в России теперь днем с огнем не сыщешь. Привлекаются необходимые для такого кино ресурсы со стороны: начинающие художники из ВГИКа и школы-студии «Аргус». Для них это и практика, и возможность заработать.

«Почему «Каштанка»? – отвечает на мой вопрос режиссер. – Потому что это ностальгия. Мне близка эта тема. Я много лет провела в интернате, когда училась в художественной школе. Все плохое ушло из памяти, и остались только сны, запахи, впечатления. Почему и Каштанка возвращается от сытой, хорошей жизни у Клоуна в грязную мастерскую. В основе этого сюжета – грусть. Но грусть сладкая…»

Как и в случае с «Мышонком», сценарий написал Владимир Голованов, музыку – Игорь Назарук. Роли озвучили мэтры отечественной сцены Лев Дуров (Столяр) и Александр Калягин (Клоун). Художник-постановщик – Вера Пиунова, недавняя выпускница ВГИКа. Ее мама, легендарная Нина Виноградова, работает в соседнем павильоне, обсыпает бутафорским снегом – обыкновенной солью – декорации «Капитанской дочки».

Пушкина экранизирует режиссер Екатерина Михайлова. С ее слов, это будет мистическо-романтическая притча. «От основного сюжета книги мы не отходили, - признается Екатерина. – Единственное отличие: наше повествование будет основано на воспоминаниях Гринева. Он присутствует на казни Емельяна Пугачева и мысленно уносится в прошлое. Это позволит нам обращаться к любым эпизодам, в любой последовательности».

В фильме много действующих лиц, предполагаются даже батальные сцены. Правда, хитрые художники стараются обойтись «малыми жертвами» – в кадре будут мелькать крупные планы ног, рук, лиц, из-за чего и должно создаваться впечатление массовости. Между тем, куклы только второстепенных персонажей занимают несколько ящиков. Главные же герои восхищают своим обаянием и характерностью. И это неудивительно, ведь художник-постановщик «Капитанской дочки» сама Нина Виноградова.

«Посмотри, какая замечательная получилась Маша, - показывает куклу Нина Николаевна. – Она не красавица, ведь Маша – девушка простая, деревенская. И щечки у нее пухлые, и носик длинный. Но какие прелестные глазки! А формы! Видишь, какая она грудастенькая, попастенькая!..»

Маша, действительно, невероятно обаятельная. И Гринев – трогательный юноша, лет шестнадцати. Смешной, комичный Комендант, тревожный старик Савельич, скользкий злодей Швабрин, толстая Комендантша. Отдельная тема – свита Пугачева – воплощение разрушения и смерти. Этакие «потусторонние» типы, которые могут присниться только в кошмарном сне. Особенно двое – длиннорукий, крючконосый карлик и тощий великан без лица…

«Кукла самого Пугачева еще не готова, - поясняет Михайлова. – Но он у нас – самая мистическая фигура. Иногда будет являться в виде волка – у него две ипостаси. Но в то же время, Пугачев не будет лишен обаяния. И наш Гринев должен найти путь общения со злом, чтобы и себя не потерять, и свое заполучить. Этакий компромисс. Сказка же!»

«Сказка – сказкой, но раскадровка фильма по толщине напоминает «Войну и мир», - шутит Виноградова и протягивает увесистую папку.

Буквально сегодня в павильоне будет установлена камера, и съемочный процесс начнется. Кстати, на «Анимосе» это – первый опыт съемки на цифру. А в ближайших планах студии – выпуск видеокассеты с уже готовыми фильмами проекта «Русская классика – детям».


Сергей Капков, «ГАЗЕТА» 26 октября 2004 г.