ДВИЖУЩИЕСЯ КАРТИНКИ

Давно ли вы в последний раз смотрели новый отечественный мультипликационный фильм? Нам наверняка повезло больше вашего, поскольку на минувшей неделе мы посмотрели их несколько десятков на Восьмом открытом анимационном фестивале в Суздале. И пока ничто не указывает на то, что какие-нибудь из этих фильмов дойдут до широкой аудитории. Хотя бы потому, что работы прошлых лет, показанные ранее в том же Суздале или в Тарусе, где фестиваль проходил до 2002 года, так и остались известными в основном тем, кто интересуется мультипликацией в силу профессии.

В этом году в Суздале произошла маленькая революция, значение которой, впрочем, трудно переоценить. В рамках фестиваля состоялся конкурс флэш-анимации, крайне популярной среди пользователей компьютеров, прежде всего, интернетчиков. Флэш - это такая компьютерная технология, с помощью которой можно делать, а потом и смотреть фильмы. Выглядят они, правда, не так зрелищно, как образцы классической анимации или фильмы, снятые с помощью сложных компьютерных программ, но зато производить их может едва ли не кто угодно, поскольку овладеть этой технологией - далеко не самое хитрое и трудоемкое дело.

Самый наглядный пример флэш-мультипликации – так называемые «мульты» про Масяню, до недавнего времени их показывали в программе "Намедни" на НТВ. Так вот, революция заключается в том, что, проведя конкурс таких произведений, профессиональное сообщество, вслед за публикой и телевидением признало право на существование этого вида анимации. Несмотря на то, что флэш-конкурс стоял явно особняком, уже сейчас многие аниматоры не исключают, что всего через несколько лет никто не будет выделять флэш по технологическому принципу, как никто не выделяет в отдельную категорию кукольные или, скажем, пластилиновые мультфильмы.

Нельзя не считаться и с тем, что, благодаря постоянному удешевлению компьютерной техники и совершенствованию технологий, флэш-мультипликация, в отличие от традиционной, легко находит дорогу к своему зрителю. Так, любой из вас в удобное время может посмотреть лучшие работы, присланные на этот конкурс на сайте www.animator.ru. Нет компьютера дома или на работе? Так можно пойти в интернет-кафе или к "обынтернеченным" друзьям, которые наверняка скажут спасибо, если вы им покажете фильм Алексея Минченка "Фотокарточки". Это очень ироничный фильм, сделанный для совсем другого конкурса, посвященного борьбе с курением. Автор не только не побоялся сделать главным героем Чебурашку, который страдает от того, что крокодил Гена с ним не дружит, но и тонко поиздеваться над самой идеей подобных агитационных конкурсов. В финале, когда понурый Чебурашка сидит на диване и апатично щелкает зажигалкой, на фоне консервной банки, полной окурков появляется надпись: "Может быть, у тебя нет друзей, потому что ты куришь?".

Вопросы с подобными причинно-следственными связями задают сами себе и аниматоры, пытаясь понять, почему же их фильмы не покупает телевидение. Ведь купили же Масяню, в конце концов!

Кстати, Масяня стала негласной и едва ли не главной участницей фестиваля. Пресс-атташе Наталья Мокрицкая на свой страх и риск пригласила автора Масяни Олега Куваева, который взял, да и приехал. Но еще до его появления, его творчество успели обсудить и на круглом столе и в кулуарах. Причем, в последнем случае приходилось слышать такие слова: "Масяня (многие аниматоры, просто не знали, как зовут автора, поэтому называли его именем персонажа) - это бандит. Он же заполонил собой все, он везде!" Профессионалов явно смутил его ошеломляющий успех, которым Куваев пользуется на протяжении последнего года. Все вокруг только и говорят о Масяне, газеты и журналы пишут статьи, «а телевизор до чего докатился - показывает Масяню регулярно, да еще устраивает дни Масяни!» Всячески пытаясь сдерживаться от излишнего увлечения обсуждением успеха этого произведения, аниматоры все равно съезжали на любимую тему. Один из начинающих режиссеров даже гордо покинул зал, где шло обсуждение судьбы отечественной анимации, поскольку счел недостойным, что столь уважаемые люди так долго и всерьез обсуждают Масяню. Старшие товарищи потом его похвалили, но примеру никто не последовал, и затянувшаяся пятиминутка ненависти продолжилась. Знаменитый режиссер Юрий Норштейн ("Ежик в тумане", "Сказка сказок") сказал, что, для него Масяня мертва уже через полторы секунды. "Она не только неинтересна мне, но даже не подлежит обсуждению вообще… Сидящие за компьютером объявили себя творцами, забывая о том, что компьютер выполняет 80 процентов работы, и сидящий за ним попросту становится его придатком", - говорит Норштейн. То есть, виноват компьютер и его доступность широким массам населения. Заметим, что о причинах массовой популярности подобной продукции - ни слова.

Президент фестиваля, глава студии "Пилот" Александр Татарский несколько мягче в отношении компьютеров. По его словам, это инструмент, все зависит лишь от того, в чьих руках он находится. Слова Татарского, кстати, подтверждаются делами. Его компьютерные Хрюн и Степан, ведущие программы "Тушите свет" на ТВС уже второй год берут "ТЭФИ", хотя и можно спорить, чьей заслуги здесь больше - аниматоров с "Пилота" или авторов и исполнителей их реприз. Кроме того, их популярность у зрителей ничуть не ниже масяниной.

Впрочем, обсуждение именно этого, отсутствующего на фестивале мультфильма было предопределено даже и без приглашения Куваева. В каталоге фестиваля эта девица упоминается в каждой третьей статье. Вот несколько цитат:

"Конечно самое удивительное, что кому-то эта самая Масяня вообще дает повод для разговора (мне - так нет! Не дала бы, если бы…), но, видимо, человеку с интенсивным мыслительным процессом любой повод хорош, лишь бы в эту печку постоянно дрова подбрасывали. Или, может, пишущим не дает покоя победное шествие Масяни?" (киновед Александра Василькова).

Но, как мы уже выяснили, нет покоя не только пишущим, но и рисующим, и снимающим. Известный специалист по вопросам анимации, кинокритик Наталья Лукиных впрямую Масяню не называет, но о ком идет речь и так понятно: "Сегодня анимация активно востребована в рекламном, оформительском, телевизионном и мультимедийном бизнесе, но - и это действительно серьезная проблема! - явно недооценена как вид искусства. Мода на анимационный дизайн ныне легко открывает двери в мир теле-видеобизнеса дилетантам, работающим на компьютере с популярными анимационными программами. Зато в положении аутсайдеров нередко остаются подлинные художники, покорившие мир своими произведениями, но так и не сумевшие привлечь внимание влиятельных телеканалов и бизнесменов".

Действительно, особый народец эти телеканалы и бизнесмены. Весь мир покорен, а они, сволочи, нет. Им дилетантов подавай!

Но самую жалобную песню, не скрывая, кто конкретно имеется в виду, «спела» режиссер и художник Роза Зельма. Приносим извинения за длинную цитату, но из песни слова не выкинешь. Авторская орфография и пунктуация сохранены:

"Итак, она звалась Масяня. Лягушка, фактически лягушка с ручками и ножками. А ведь Куваев вполне интеллигентный человек, из Питера, и даже информирован неплохо, и со вкусом все в порядке. Живя в этом прекрасном городе художник не может быть безвкусным. Куваев - художник, и наверное не плохой. И, конечно же, любой художник хочет, чтобы его картинка ожила, задвигалась. Он наверное и не хотел и не мечтал… но было свободное время, был кураж, и нашлась машина - компьютер, который все делает. Делает то, чему люди годами учатся. И у него получилось. И нашелся зритель - наша молодежь, которая, сбегав за "Клинским", села к мониторам и, растянув рты, ждет масяниных приколов". Там еще много подобных пассажей, но не всю же статью перепечатывать. Ну а на коду госпожа Зельма выходит совсем уж патетически: "И вот уже Масяня "делает козу" нашему "Ёжику" (имеется в виду гениальный "Ёжик в тумане" Юрия Норштейна), а тот все дальше и дальше удаляется и исчезает в тумане. Грустно!.. "

Грустное часто сопутствует смешному, так было и на этот раз. На одном из "круглых столов" Куваеву предоставили слово, он сказал: «Не понимаю, о чём вы все говорите». И, чтобы проиллюстрировать ход своих мыслей, рассказал историю: "Когда мы выпивали с другом, он пошёл за закуской к холодильнику. Возвращается и с удивлением говорит: "Там… брови!" Оказалось, что это на бутерброде выросла волосатая плесень. Так вот, мы никогда не знал никакого финансирования, не проходил никакую специальную школу. И мы не считаем себя аниматорами! Мы выросли, как те брови. И все ваши нападки на нас непонятны. Может быть, проблема в вас самих?!" Больше он не произнес ни слова.

Впрочем, никого больше Куваев и не интересовал, главное, что он не претендует на высокое звание аниматора – слышите? Он не наш! И давайте оставим его в покое. А «революция», о которой шла речь вначале, распространяется только на «хороших» флэш-аниматоров, которых пока невозможно взревновать к нагрянувшему успеху. Зато словам о том, где, по предположению Куваева, находится проблема, было уделено меньше внимания.

Впрочем, о своих проблемах аниматоры хорошо знают сами. Теперь они уже практически не касаются финансирования и господдержки. Режиссеры признают, что получить деньги у комитета по кинематографии сейчас гораздо легче. "Пока нефть дорогая, можно снимать фильмы", шутят некоторые из них, намекая на увеличение ассигнований на культуру в российском бюджете. Поэтому теперь копают вглубь, пытаясь разобраться не столько в том, почему анимация не может пробиться к массовому зрителю, сколько в том, почему так много плохих фильмов и так мало хороших, особенно у молодых-начинающих.

Александр Татарский считает, что во многом виновата амбициозность тех, кто только начинает свой творческий путь в анимации. По его мнению, режиссёр - это человек, сочетающий в себе много профессий, знаний и чувств (ритма, вкуса, меры и т.д.) Человек, приходящий из ВГИКа, где его учат режиссуре, сразу начинает диктовать аниматорам и художникам свои позиции, которые порой даже невозможно выполнить, а если и возможно - на экране все его пассажи выглядят неубедительными и беспомощными. Режиссёр должен пройти - прежде всего - школу художника-аниматора на какой-либо студии. «Необходимо несколько лет повариться в этом котле», - утверждает Татарский. При этом знаменитый режиссер считает, что государство не должно поддерживать всех подряд за государственный счет, поскольку, по его мнению, еще на ранних стадиях творческого процесса можно понять, стоит ли тратить на проект деньги налогоплательщков.

С ним согласен и известный украинский режиссер Александр Бубнов, несколько лет проработавший за рубежом: "Если проводить аналогии, то во Франции есть комитет по национальной кинематографии, у которого функция примерно та же, как у Госкино - поддерживать национальных режиссеров и художников. А рядом существуют и анимационные школы, и студии, - поясняет он. – Так вот и нам надо восстановить пропущенное пока звено - между деньгами Госкино на фильмы и аниматорами (я имею в виду учёбу, мастерство и т.д.). Чтобы она давала деньги только крепким профессионалам. Некогда была замечательная система "мастер+ученик". Ты варился в этом котле и учился мастерству на деле. Находясь рядом, шла передача мастерства, незаметная, подспудная. Очень органичный процесс перетекания, смены поколений. А эту систему поломали. Сейчас молодые сами приходят и говорят: «Учите нас!» Они лишены этой школы и начинают изобретать велосипед».

Однако жизнь часто опровергает слова, сказанные маститыми и многоопытными. Режиссер Иван Максимов (кстати, тоже не обделенный успехом, в том числе и материальным), чей фильм "Медленное бистро" получил один из главных призов фестиваля, вообще физик по образованию, работал инженером в институте космических исследований, а потом стал снимать мультфильмы, рекламные ролики и видеоклипы. Как-то и без котла вполне удачно сложилось.

Отсутствие ярких работ, на которое сетовали аниматоры, сказалось и на вердикте жюри, которое решило не присуждать Гран-при. И, хотя была выбрана очень дипломатичная формулировка, констатировавшая отсутствие явного лидера среди сильных работ, всем все понятно. Любопытно, что сам президент фестиваля Александр Татарский ("Красные ворота Расемон") вообще остался без призов. Между тем, критик Алексей Орлов уловил тревожную тенденцию - режиссеры-патриархи ничего не снимают уже много лет. Юрий Норштейн представил свой последний фильм двадцать три года назад, Федор Хитрук - восемнадцать, Эдуард Назаров не снимал с 1988 года. Единственный активно действующий мэтр Андрей Хржановский, который привез на фестиваль свой фильм "Полтора кота" удостоился лишь упоминания жюри, что для художника его уровня должно быть скорее обидным, нежели приятным. Представим, что Шумахер сошел с трассы после первого круга, но был отмечен судьями как самый элегантный автогонщик. Так что и у ветеранов анимации есть над чем задуматься.

Никак нельзя сказать, что среди победителей доминируют начинающие и малоизвестные режиссеры. Так, престижную статуэтку получила известный режиссер Наталья Дабижа за кукольный фильм "О рыбаке и рыбке", представляющий новый взгляд на сказку Пушкина, впрочем, не нарушающий классический сюжет. Снят он так же классически добротно и безупречно.

В лучших традициях советской кукольной анимации сделан и фильм Марии Муат "Желтухин" по рассказу Алексея Толстого. Этот фильм был не только отмечен дипломом жюри, но и стал победителем фестивального рейтинга, как здесь называют приз зрительских симпатий, который ценится наравне с Гран-при. И даже выше.

Позволим себе упомянуть еще одну достойную работу – анимационный альманах для детей «Волшебный фонарь», созданный совместно студиями «Пилот» и «ШАР». В него включено несколько законченных короткометражных мультфильмов, созданных руками в основном дебютантов. Это очень забавные зарисовки, нашпигованные остроумными трюками, гэгами и другими киноприемами. Сюжет «Подкидыш» Андрея Соколова (версия появления в африканской саванне гепарда) даже слегка напоминает диснеевские картинки с участием эксцентрических животных. В героине фильма «Девочка, которая нашла своего мишку» Елены Черновой (по стихотворению Саши Черного) многие «узнали» своих собственных дочерей, а герою компьютерного комикса «Маленький воробей, который не умел летать» Леона Эстрина несколько раз устраивал овацию весь зрительный зал. Действительно, серенький воробышек, отплясывающий ирландские танцы вместо того, чтобы порхать в вышине, заслуживает аплодисментов.

Еще одна дебютантка – Софья Кравцова представила экранизацию известной сказки Турбьерна Эгнера о разбойниках из Кардамона. Ей удалось то, что под силу не многим профессионалам: совместить деликатное обращение с литературным источником и собственную индивидуальность. Не побоимся предположить, что после просмотра этого фильма кто-нибудь из детей может потянуться за книгой.

Действительно, очень жаль, если эти картины так и не дойдут до широкой, особенно детской аудитории.

А вот завоевавший еще один приз фильм Дмитрия Высоцкого и Андрея Сикорского "Когда девочка взрослеет" точно своего зрителя найдет. Дело в том, что эта очень остроумная лента снята по заказу Минздрава РФ и является иллюстрацией к совершенно серьезной лекции о развитии репродуктивной системы девочек. Так что, вполне возможно, его будут крутить в школах и медицинских училищах.

Остальные же будут ждать своего часа или счастливого случая. Единственное, что может в этой ситуации утешить лишенных отечественной анимации зрителей, так это то, что когда мультфильмы все-таки найдут к ним свою дорогу, время, возможно, отсеет все недостойные внимания публики произведения. У тех, кто помоложе, есть возможность пережить эту паузу, сбегав за "Клинским" и усевшись за монитор компьютера.


Сергей Капков, Александр Плющев, «ПОЛИТБЮРО» 24 февраля – 2 марта 2003 г.