Меня всегда привлекала, и привлекает как зрителя обратная сторона мультипликации. В детстве, когда смотрела мультфильмы, очень хотела узнать, как создавались эти работы. Отчасти помогли развеять эти вопросы циклы «Фабрика чудес» и «Мир анимации или анимация мира» – документальные сериалы об искусстве мультипликации. А на часть смогла ответить, когда посетила открытую защиту дипломов в УралГАХУ будущих специалистов области графики и компьютерной анимации. После защиты я взяла интервью у Ксении Макатерчик. Ксения представила кукольную анимацию на защите. Стало интересно почему ее выбор пал на эту технику.
Дипломная работа Ксении по мотивам повести Кира Булычева «Девочка с Земли». Свою работу Ксения назвала в честь персонажа книги – «Зелл-01».
- Как тебе пришла идея дипломного проекта?
Ксения: Из двух заданий, которых я выполняла во время учебы в ВУЗе. Главный герой – Зелл01 появился на задании по липсингу, на мультипликате, и был говорящим. Позже был проект по художественной постановке, уже не помню в чем заключалась сама формулировка. Мне захотелось сделать инопланетный сад с кукольными героями. Персонажем для этой работы стал смешной чудик – жёлтое существо в противогазе. Так, как и персонаж с мультипликата и персонаж с художественной постановки - оба инопланетяне, появилась мысль, что они вполне могут быть в одной Вселенной, и даже на одной планете.
- Как ты считаешь, есть ли потенциал у кукольной анимации?
Ксения: Сложно сказать, поскольку с коммерческой точки зрения она не выгодная. Вероятнее поэтому ее и не так много – это дорого, долго, и сложно. Как-будто бы 3D в этом плане немного проще – настроил программу, и можно работать, хотя, тоже имеет свои нюансы. Но, видно, где 3D, а где куклы – атмосфера несколько другая, и анимация.
- Я видела, на твои куклы обратили внимание на защите. Что тебя привлекает в кукольной анимации?
Ксения: Мне нравится сами кукольные мультфильмы, а также процесс изготовления кукол. Кстати, на выбор техники для дипломной работы повлияло и то, что я умею, чем я могу выделиться – я умею делать руками куклы.
А когда снимаешь сам – это вообще восторг! Вот оно стояло, и двигалось, только, когда тронешь руками, а вот уже двигается на экране! Правда, у меня не только кукольная анимация такой восторг вызывает, а любая, над которой я работаю.
Приятно и интересно, когда ты можешь потрогать своего персонажа, даже не отснятый он как живой.
- А сколько на производство твоего мультфильма нужно времени?
Ксения: На сегодняшний момент точно ответить не могу. Много времени уходит на подготовку. Я бы переделала кукол. Мои персонажи проволочные, и их трудно использовать в анимации. Проволока пластичная, но ломается. Модели тяжело ремонтировать из-за этого. В данном случае я заменила бы все-таки на шарниры, и поработала немного над дизайном кукол. Желательно найти специалиста, который делает кукол шарнирных, чтобы с ним поговорить и узнать о процессе работы.
-В ВУЗе больше делают упор на рисованную анимацию?
Ксения: Ручная работа у нас тоже была. Мы изготавливали различные объекты, например, домики. Приходили специалисты с мастер-классами, которые снимали кукольные м/ф. Они приносили своих кукол.
- На защите я услышала, что не хватает специалистов в этой области. Это правда?
Ксения: Да. Не очень много людей работает в этой сфере.
- Сама в этой области хочешь развиваться?
Ксения: Да, хочу, однако из-за специфики, о которой я говорила, радужных планов не строю. Нужно развиваться не только в этом направлении.
- Что тебе нравиться в своей профессии, а что нет? Ты же уже специалист.
Ксения: Процесс работы, результаты. Интересно и достаточно разнообразно: можно и в рисованной анимации, и в 3D – вариантов много, хотя при этом все это все еще одна профессия. Творчески можно развиваться, свои фильмы создавать, можно работать на других фильмах. Мне нравиться разнообразие того, что можно делать.
- Минусов ты пока не видишь?
Ксения: Минусы… Люди воспринимают м/ф чисто как что-то детское, хотя многие они далеко не детские. Работа аниматора на самом деле серьезная.
- Учиться в ВУЗе не так просто, как может показаться со стороны?
Ксения: По сути, ты занимаешься любимым делом, но бывают трудности. У нашей специальности есть особенность – нет возможности списать. По крайней мере, по творческим предметам. А как? Если ты не умеешь рисовать, то ты не срисуешь у соседа, потому что это не работает так. Мне легче от этого – заучивать надо мало, а работать много. Мне нравиться рисовать. Для меня это больше плюс, чем минус.
С Ксенией я познакомилась еще на кинофестивале «Ойка», который в 2023 г. организовал кинокампус, где были созданы анимационные работы по четырем темам: пермский звериный стиль, невьянская икона, урало-сибирская домовая роспись, рисунки в Каповой пещере. Тогда Ксения работала в рисованной анимации, в команде по невьянской иконе. Мультфильм был показан в местном кинотеатре «Салют», и тепло принят зрителями. Это говорит о том, что Ксения может одинаково хорошо работать в двух направлениях.
Беседу провела Мухамеджанова С.К.
Любитель авторской анимации, информационный волонтер
08.07.24 г.