Наталья Лукиных

ЗИМА НАШИХ НАДЕЖД
или Российские аниматоры перед новой встречей в Тарусе

    У российских аниматоров, живущих как и все мировое анимационное сообщество по своим цеховым законам и по своему профессиональному календарю, в последние годы именно осенне-зимний сезон ассоциируется с временем особых надежд и тревог. Как раз к декабрю у наших мультипликаторов набирается внушительная годовая коллекция новых вдохновляющих международных наград и титулов - от очередной номинации на Оскара ( в 90-е годы именно анимационные фильмы россиян постоянно оказывались в списке главных претендентов на престижную кинонаграду мира) до главных призов знаменитых международных фестивалей анимации в Анси и Хиросиме, в Загребе и Штутгарте, на швейцарском «Фантоше» и на отечественном «КРОКе». Но именно к зиме, когда наступает пора собирать «по сусекам» всю новую мультпродукцию россиян к ежегодному профессиональному смотру в Тарусе, аниматоров начинают терзать тревожные мысли о том, что февральский тарусский «улов» будет либо совсем бедным, либо последним для нашего прославленного анимационного искусства...
    Действительно, блестящее пост-перестроечное собрание талантливой авторской анимации дало повод говорить о формировании в России мощного творческого потока, о рождении новой генерации мастеров высокой пробы с грандиозным творческим потенциалом и счастливым будущим. «Русалка» А.Петрова и «Рождество» М.Алдашина, «Бабушка» А.Золотухина и «Розовая кукла» В.Ольшванга, «Нос майора» М.Лисового и «Эликсир» И.Евтеевой, «Свитчкрафт» К.Бронзита и «Далеко вниз по реке» В.Байрамгулова - многие работы нового поколения российских аниматоров поражают разнообразием авторских решений и идей, художественных стилей и технологических воплощений. Однако не для кого не секрет, что почти все анимационные достижения в последние годы рождаются у нас не в благоприятной атмосфере созидания и стабильного производства, а вопреки тяжким обстоятельствам жизни. Приходится лишь удивляться тому, что в период резкого обнищания и художественного оскудения отечественного кинопроизводства именно анимация, потерявшая обустроенные студийные помещения в зданиях церквей, лишившаяся квалифицированных специалистов из-за массовой эмирграции на Запад, обделенная госдотациями и спонсорами, сумела все же удеражть лидирующие позиции национальной киношколы на мировом фестивальном экране.
   К сожалению, затянувшийся летаргический сон российской мультиндустрии и отчаянные попытки отдельных студий найти спасение в дешевых сериалах для Дальнего Запада и Востока не предвещают в скором будущем рождение многих шедевров фестивального качества и даже не гарантируют профессиональное выживание всем классным специалистам мульткино. Для создания штучных произведений и для производства качественных многосерийных проектов государству и тем паче независимым мультстудиям пока явно не хватает средств и современных технологических возможностей, а у потенциальных богатых заказчиков, в частности, у крупных национальных телекомпаний, нынешние интересы к анимации ограничиваются чисто прикладными задачами - клипы, реклама, телезаставки. Конечно, самым драматическим фактом современной истории российского мульткино оказалась судьба в прошлом прославленной и крупнейшей советской студии «Союзмультфильм», за последние годы переродившейся в неуправляемый коммерческий организм без фильмов и без художественных традиций, истерзанный многолетними тяжбами по поводу методов управления и хозяйствования. Впрочем, как раз в начале зимы совсем было обессилевший от нескончаемых проблем студийный коллектив наконец сумел вернуть «Союзмультфильму» статус государственного предприятия. И хотя скромный бюджет Роскомкино пока не дает аниматорам особых шансов на реализацию всех своих заветных планов, «Союзмультфильм» начинает собирать вокруг студии новые творческие силы с надеждой возродить выпуск оригинальных фильмов прежде всего для детей. Но в принципе сегодня ни одна российская мультстудия не берет на себя смелость выйти на флагманские позиции в мультиндустрии, поскольку сама отрасль теперь живет по законам рыночной конкуренции и остерегается централизованной корпоративности. И тем не менее на отечественной анимационной арене уже невольно определился круг основных производителей качественной мультпродукции, сумевших не только выжить в нынешних жестких условиях рынка, но и сохранить собственные творческие позиции.
   Совершенно с особой ролью вошла в современную историю мульткино ныне знаменитая Московская мультстудия «Кристмас», еще на рубеже 90-х годов начавшая успешно сотрудничать с влиятельными иностранными продюсерами. Опыт и плоды уже десятилетней работы этой мультстудии по заказам британских телекомпаний сегодня трудно переоценить. На базе отпочковавшегося от хиреющего «Союзмультфильма» творческо-производственного объединения за прошедшее десятилетие были созданы призанные во всем мире анимационные сериалы по пьесам Шекспира, по классическим операм, по Библии, затем по «Кентерберийским рассказам» и сказкам народов мира, а кроме того были собраны великолепные творческие и производственные силы со всей России. Ведь именно «Кристмас» все пост-перестроечные годы дарит нашим изголодавшимся по настоящему делу аниматорам уникальную возможность работать с "Кентерберийские рассказы" прекрасным сценарным материалом в режиме хорошо отлаженного производства и создавать при этом высоко-художественные произведения, в самых трудоемких техниках и с выразительной авторской интонацией. Печально, конечно, что прекрасные «кристмасовские» мультфильмы знаменитых российских режиссеров Натальи Орловой («Гамлет» и «Ричард Ш»), Станислава Соколова («Буря», «Зимняя сказка» и «История Иисуса»), Натальи Дабижи («Севильский цирюльник» и «Авраам»), Валерия Угарова («Волшебная флейта» и «Волшебная кисточка»), получившие немало международных наград, создавались для англо-говорящей публики Запада. Оттого их выход к отечественным зрителям в русскоязычном варианте осложняется множеством проблем. И все же спасибо британским продюсерам за то, что ради приобщения западных тинэйджеров к шедеврам мировой классики, они дали возможность всему миру узнать о соврменнных мастерах российской школы анимации, а нашим художникам - шанс «Моби Дик», реж. Н. Орлова сохранить себя в уникальной профессии. Кстати, в 1998 году благородную эстафету «Кристмаса» успешно подхватила Московская студия «Человек и Время» под руководством Тенгиза Семенова, начав и на своей скромной базе реализацию части британских мультпроектов по экранизации мировой литературной классики. Первой их «ласточкой» стал получасовой фильм Натальи Орловой «Моби Дик» (в технике «живописи на стекле»), номинированный на «Нику», а уже в этом году ожидаются мировые премьеры новых кукольных фильмов студии по норвежской и арабской сказкам.
    Отметившая в прошлом году свое десятилетие известная Московская студия «Пилот» начала еще в начале 90-х собирать у себя молодые силы российской анимации и коллекционировать фестивальные награды за авторские фильмы - «Корова» А.Петрова, «5\4» И.Максимова, «Его жена Курица» И.Ковалева, «Другая сторона» М.Алдашина, «Гагарин» А.Харитиди и другие. Однако в последние годы эта прославленная мультстудия настроилась на производство сериалов западного образца.
    Новая индустриальная ориентация студии Александра Татарского, вероятно, предполагает обеспечить «Пилоту» избавление от экономических проблем и выход на мировой рынок теле-шоубизнеса, хотя и таит опасность для нынешних пилотовцев увязнуть в рутинной коммерческой работе и совсем забыть о свободном авторском творчестве. Над многосерийным детским фильмом «Майк, Лу и Ог» для американского телеканала «Картун Нетвок» сейчас в Москве работает отборный коллектив лучших режиссеров и художников из России, Украины и Белоруссии, а еще - анимационные цеха в Южной Корее и продюсерский коллектив в США. О художественных достоинствах рисованного сериала уже два года назад давал первое представление короткий фильм-пилот, созданный маленькой группой российских аниматоров под руководством Михаила Алдашина как штучная работа в лучших традиаицях «пилотовской» школы. Но о художественном результате всего международного проекта можно будет судить после того, как первые его серии пройдут крещение в западном теле-видеопрокате и на фестивальном экране. Именно от успехов первой части этого сериала во многом зависит будущая судьба и творческая политика современного «Пилота».
    Московская мультстудия «Аргус» позже «Кристмаса» и «Пилота» вышла со своей продукцией на отечественный и международный кинорынок, но за последние годы также заявила о себе рядом интересных фильмов, созданных в традициях классической рисованной анимации («Иван и Митрофан», «Кот в сапогах», «Детективный дуэт»). И пожалуй, именно эту независимую компанию можно было бы сегодня назвать продолжателем давних «союзмультфильмовских» традиций в производстве простых и зрелищных мультфильмов для детей и семейной аудитории. «Аргус» приобщил к своим делам множество специалистов разных анимационных профессий и в том числе известных режиссеров С.Айнутдинова, А.Давыдова, Ан.Петрова, А.Шелманова и А.Туркуса, а Анимационный Лицей, который родился благодаря поддержке студии, вот уже восьмой год готовит «Аргусу» качественное молодое пополнение. Заканчивая профессиональное обучение, лицеисты постепенно подключаются к студийному производству, а самые талантливые выпускники даже дебютируют со своими авторскими проектами. Именно фильмы аргусовских дебютантов Натальи Березовой («Маргарита», «Дети в небе Кельна», «Кошачья история») и Дениса Цыбулькина («Слондайк») теперь представляют студию на больших международных смотрах. И потому особые надежды руководители «Аргуса» сегодня возлагают на творческую фантазию своей молодежи, на продолжение с их помощью производства оригинальных приключенческих сериалов «Детективный дуэт» и «Слондайк», а также на завершение полнометражных сказок «Руслан» и «Щелкунчик». Кстати рисованный пилотный ролик Татьяны Ильиной к будущему полнометражному «Щелкунчику» на музыку Чайковского недавно, как раз к Татьяниному дню принес автору и студии высшую награду престижного Нью-Йоркского кинофестиваля «Всемирную Золотую Медаль».
    Нельзя не вспомнить, что за последние годы довольно громко заявила о себе и новая московская кинокомпания «Ф.А.Ф. Энтертейнмент», дебютировавшая выпуском ныне хорошо известного мультсериала «Незнайка на Луне». 12 серий рисованного «Незнайки», конечно же, не претендуют на особые творческие открытия, но зато дают возможность нашей нынешней ребятне видеть в отечественном кино- и видеопрокате«Нос майора», реж. М. Лисовой достойных конкурентов популярным героям современных западных комиксовых сериалов, заполонивших все российские экраны. А на фестивальных горизонтах компания «Ф.А.Ф» уже прославилась как продюсер полнометражного кукольного фильма белорусского режиссера Михаила Тумели «Волшебная свирель» по осетинскому эпосу. В скором времени ожидается и фестивальная премьера еще одной знаменательной работы студии - нового авторского фильма «Носки большого города» лауреата многих международных наград Андрея Ушакова.
    Но конечно лидером в производстве штучной фестивальной анимации в последние годы стала в России Московская школа-студия «ШАР», на базе которой создают свои авторские работы лучшие ученики наших знаменитых мастеров с Высших режиссерских курсов - Ф.Хитрука и Ю.Норштейна, А.Хржановского и Э.Назарова. «Нюркина баня», реж. О. ЧеркасоваСамые известные фильмы студии «ШАР» - «Русалка» А.Петрова, «Лев с седой бородой» А.Хржановского, «Нюркина баня» О.Черкасовой, «Аттракцион» А.Демина, «Нос майора» М.Лисового, - и совсем новые студенческие ленты «Чудовище» А.Антонова и «Наступила осень» Е.Соколовой - собрали уже призовые «трофеи» почти всех фестивалей мира. Однако и на производство таких признанных картин приходилось подолгу дожидаться государственного финансирования или искать помощи спонсоров. Несмотря на богатый творческий потенциал, собственные производственные возможности «ШАРа» пока нельзя считать стабильными и открытыми для новых достижений. Не удивительно, что после прославленной «Русалки» оскаровский номинант Александр Петров смог найти средства на новый дорогой авторский проект «Старик и море» по Хэмингуэйю - лишь в Канаде, а лауреат престижных международных фестивалей Константин Бронзит после шумного успеха «Свитчкрафта» снимал свой новый фильм «На краю земли» на французской студии «Фолимаж». И хотя эти прекрасные картины созданы российскими мастерами, они, увы, не принадлежат России...
   Сколько еще новых фильмов «отберет» у отечественной анимации современная культурная политика и нищета российского государства - сказать трудно. И все же очень хочется, чтоб никакие экономические трудности не помешали студии Гарри Бардина сделать вторую часть приключений своей кукольной «Чучи», а съемочной группе Александра Горленко завершить новую полнометражную версию рисованного мюзикла «Бременские музыканты». "Розовая кукла" реж. Ольшванг ВалентинХочется, чтобы воплотились в конкретные фильмы все забавные, приключенческие и сказочные сюжеты нового многосерийного мультсборника для малышей «Мультипотам», к работе над которым по инициативе Ассоциации анимационного кино России приступает Компания «Мастер-фильм» (руководители проекта А.Герасимов, Д.Наумов и В.Голованов). Этот долгожданный детский анимационный сериал предполагает объединить в общем творческом начинании усилия независимых режиссеров и маленьких мультстудий. Но возможность его реализации теперь зависит не столько от финансовой поддержки Роскомкино, сколько от энтузиазма и терпения всех его создателей, тоскующих по живой творческой работе. Впрочем, анимация более чем какое-либо творческое дело воспитывает в российских художниках оптимизм и выносливость. А без них нашим аниматорам к концу каждой осени перед профессиональной встречей в Тарусе приходилось бы пересчитывать только потери, а не награды и новые творческие идеи.

Декабрь 1999 г.