Сюрпризы дождливого Анси



Международный анимационный фестиваль в Анси, крупнейший и престижнейший смотр мировой анимации, умеет и любит удивлять своих постоянных участников, гостей и публику – то спорными призовыми результатами, то количеством конкурсных программ, то шиком фестивальных церемоний, то шалостями неустойчивой высокогорной погоды. На прошедшем 52-м смотре анимационного кино в столице Верхней Савойи были все названные сюрпризы. Как всегда перенасыщенная событиями программа фестиваля не давала возможности участникам передохнуть ни минуты – из переполненного зала с показом конкурсной программы нужно было бежать (или ехать на велосипеде) в другой конец города то на открытие гигантского кинорынка, то на уникальный мастер класс корифеев суперновых технологий, то на дружеские приемы финских, немецких, швейцарских, голландских, бельгийских коллег… И все это в основном под щедрым в этом году холодным проливным июньским дождем.

Конкурсная программа, как всегда вызывающая споры или недоумение, почему именно эти фильмы оказались достойны престижного соревнования в Анси, на сей раз приятно удивляла новыми художественными и технологическими открытиями в основном молодых режиссеров из разных стран. Среди них – и щемящая кукольная драма «Семь минут в Варшавском гетто» датского дебютанта Иохана Оеттингера (специальный диплом жюри), и элегантная ироническая мистификация о неизвестном пионере мировой анимации «Создание Длинной птицы»
шотландского студента Уила Андерсона (приз за лучший дипломный фильм), и франко-японская компьютерная притча режиссера Флориана Пьенто о суете современной жизни «Люди, которые никогда не останавливаются» (приз имени Жана-Люка Ксиберра за лучший дебют). Было и шоковое изумление, сопровождавшееся смехом и вздохами публики, от натуралистичной рыбы, надрывно поющей на разогретой сковородке предсмертную арию из оперы Доницетти «Una furtiva lagrima», созданную дебютантом из Люксембурга Карло Фогеле (приз французского Телеканала CANAL+).


Действительно жестким сюрпризом для фестивальной публики оказалась полнометражная польско-румынская картина «Крулик – дорога в загробную жизнь» режиссера Анки Дамиан (приз за лучший полнометражный фильм), где в модной ныне форме «анимадока», сочетающей приемы и технологию анимации и документального кино, рассказывается подлинная страшная история жизни и голодной смерти безвинного румынского заключенного.
А веселым сюрпризом для фестиваля стала новая авторская работа звезды чешской анимации Микаэлы Павлатовой «Трамвай»

о сексуальных фантазиях вагоновожатой трамвая, получившая Гран-при в конкурсе короткометражек и приз ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы). Ироничная Микаэла, привыкшая шокировать анимационное сообщество своими фривольными рисованными опусами, не скрывая своего удивления выбором жюри, на сей раз честно призналась, что ей, конечно, приятно получать главный приз в Анси, но она как опытный участник многих фестивальных жюри, не дала бы своему фильму Гран-при.
И все же главным сюрпризом фестиваля стала церемония его закрытия, которая превратилась и в торжественно-трогательное прощание с Художественным руководителем смотра, историком анимации и знаменитым парижским шоуменом Сержем Бромбергом, неожиданно для всех передавшим свой ответственный пост канадскому коллеге Марселю Жану (мировому анимационному сообществу он известен как представитель влиятельной канадской организации National Film Board).



Артистичный Серж, с блеском руководивший фестивальной программой с 1999 года, по традиции превратил акт передачи своих полномочий в грандиозный театрализованный перфоманс, символизирующий «генеральную уборку» или «перезагрузку» в фестивальном штабе Анси. А сдержанный и загадочный Марсель с достоинством подыграл своему знаменитому предшественнику.
Но при всей пышности финального спектакля, поставленного и сыгранного фестивальной командой под руководством неутомимого Сержа Бромберга, прощание с ним придало последней церемонии очень грустную интонацию. Впрочем, финал каждого праздника всегда дает повод для грусти. А у российских участников фестивальных праздников в Анси, грусть, похоже, становится привычным чувством.



К сожалению, уже который год среди лауреатов главного смотра мировой анимации опять не было ни одного фильма из России, хотя в программе принимали участие 4 новые работы россиян – «Чинти» Н.Мирзоян, «Костя» А.Дьякова, «Вне игры» И.Максимова и «Чайковский. Элегия» И.Марголиной и Б.Пёрвса.
Правда, в этом году недостаток внимания к российской анимации на фестивале изо всех сил пыталась компенсировать делегация новорожденной Ассоциации анимационного кино России, организовавшая выставку достижений отечественной мультиндустрии на международном кинорынке в Анси.


Но, если творцы нашей авторской анимации могут справедливо обижаться на недооценку своих штучных работ на международном фестивальном экране, то производителям отечественной коммерческой продукции пока еще рано претендовать на конкуренцию с серьезными иностранными кинокомпаниями, традиционно занимающими не только главные выставочные пространства громадного кинорынка в Анси, но и первые места в мировом кинопрокате.


На фото –

*Серж Бромберг и Марсель Жан – «перезагрузка» фестиваля в Анси.

*Фестиваль провожает Художественного директора Сержа Бромберга.

*Российская делегация на кинорынке в Анси.

*Серж Бромберг и Наталья Лукиных – фото на прощание.

Наталья Лукиных, Июнь 2012