Аниматоры продолжают позитивное безумие

С теплохода спустилась усталая и довольная толпа добрых клоунов, ставшая за эти годы близкой: знаменитые режиссеры Эдуард Назаров и Александр Петров; приехавший из Штатов вместе с командой своих аниматоров Игорь Ковалев, один из основателей студии "Пилот"; режиссеры той самой студии Сергей Меринов, Елена Чернова, Наталья Березовая, Андрей Кузнецов, Алексей Почивалов; десяток прославленных иностранцев из тех стран, где анимационная индустрия в фаворе и чьи картины в любой видеотеке стоят на почетном месте. Приехали замечательные питерские и екатеринбургские аниматоры, авторы из Украины и Белоруссии. Перечислять имена не хватит места, но все двести человек на борту корабля так или иначе были связаны с искусством анимации.

Вначале, чтобы всех перезнакомить, организаторы устраивают капустники, по-кроковски они называются "Ре-анимация". Старожилы знают, что к мероприятию надо готовиться – придется выступать на сцене, поэтому заранее везут с собой костюмы и нехитрый реквизит, а ведет эти импровизированные спектакли поэт Вадим Жук, без которого кроковские вечеринки немыслимы. На борту царит столь буйное веселье, что спят люди обычно не больше четырех – пяти часов в сутки, музыка не смолкает целые дни, на палубе ночью устраиваются дискотеки, а пение хором слышно порой даже за обедом. Это "позитивное безумие" только приветствуется и всячески поощряется организаторами.

Жюри "Крока-2009" в составе оскароносной Джоан Гратц (США), знаменитых соавторов Жана Рюбака (Франция) и Моник Рено (Нидерланды), любимого педагога нескольких поколений отечественных аниматоров Виолетты Колесниковой (Россия) и под председательством главы союза кинематографистов Украины Сергея Тримбача в конце плавания сделало свой выбор, присудив Гран-при эстонской ленте "Лили" (Lili) режиссера Рихо Унта.

Это решение показалось вашему корреспонденту и прочим наблюдателям, мягко говоря, неоднозначным. Мы знаем, что эстонская мультипликация специфична, она почти всегда апеллирует к несколько мрачноватой философии, но эта лента удивила даже видавших виды ценителей. Четырнадцатиминутная монохромная кукольная картина с элементами живого изображения нарочито лишена всяческого обаяния. Смысл предельно затенен. Стая крыс неприятной наружности, этаких антиподов персонажей "Рататуя", проявляет жуткую агрессию в отношении главного шлягера военного времени. Живая, не анимированная Лили Марлен предстает в виде шлюхи, мечтающей о недавно убитом женихе, за минуту до смерти включившем в окопе радиоприемник. Смертельная маска бойца крупным планом монтируется с копошащимися голохвостыми гадами. Вожак этой стаи умеет разговаривать и все время орет: "Wer ist Lili Marleen?", а его серые рабы долбят передними резцами поющую железяку, в конце-концов уничтожая этот сомнительный символ военно-полевого романа.

Зато в прочих номинациях свои награды обрели вполне ожидаемые ленты. Приз в категории "Прикладная и заказная анимация" достался фильму "Log Jam" всеобщего любимца Алексея Алексеева (Венгрия), по мнению большинства – хиту сезона. Этот мини-сериал про поющего Волка, барабанящего Зайца и Медведя-басиста стал также лидером зрительских симпатий и получил приз публики.

В категории "Фильмы продолжительностью до 5 минут" победило "Варьете" Ролофа Ванденберга (Нидерланды). В номинации "Фильмы продолжительностью 10 – 50 минут" награда досталась фильму "Глупая" Екатерины Соколовой. В категории "Фильмы для детей" победил "Птичкин алфавит" Дика Гроблера из Южной Африки.

Также были вручены специальные призы жюри: "За лучший дебют" – фильму "Урок плавания" Данни де Вента из Бельгии, и "За лучший детский фильм" – фильму "Пудя" москвичке Сони Кравцовой.

Все победители и дипломанты "Крока" (только за автора "Лили" приз получал продюсер фильма) плавали в этом году на веселом кораблике, демонстрируя тем самым значимость наград этого уникального кинофестиваля в своей творческой карьере. В следующем году, как надеются устроители (фестиваль стоит перед огромными финансовыми проблемами), смотр пройдет в России.

 Игорь КАМИРОВ, Утро.ру, 09 октября 2009 г.