По Днепру плывет кино — анимационное

 

Фестиваль " Крок " отмечает 20-летний юбилей бодрой работой

Свое название фестиваль " Крок " ( по-украински — " шаг " ) получил ровно 20 лет назад: его придумал Гарри Бардин для Всесоюзного смотра анимационного кино в Киеве. С революционного 1991 года фестиваль шагнул на международную арену, став единственным в своем роде " плавающим " форумом, рассчитанным не столько на зрительское внимание, сколько на профессиональную среду.

После развала СССР он объединил в своеобразный культурный союз Россию и Украину, приобретя с тех пор статус влиятельного мирового смотра. Каждый год в начале осени около 300 человек поднимаются на борт комфортабельного лайнера класса " река — море " и пару недель плавают по водным магистралям через год то России, то Украины.

По четным годам "Крок" отдает свой плавучий кинозал студентам и начинающим: в мультипликацию часто приходят уже состоявшиеся художники, дебют которых вполне может состояться в зрелом возрасте, а творческий путь какого-нибудь гения — ограничиться одной-двумя лентами, которые создаются годами. По годам нечетным на фестиваль приглашают авторов с репутацией, многие из них пользуются мировой известностью. Палубы круизного теплохода " Зiрка Днiпра " , отчалившего во вторник по маршруту Киев — Запорожье — Херсон — Севастополь — Одесса, сейчас топчут оскароносцы: член жюри Джоан Гратc (США) и наш прославленный соотечественник Александр Петров (кстати, дважды лауреат "Крока").

Живущий в Америке художник и режиссер Игорь Ковалев приехал с целой компанией коллеганиматоров, в перестроечные годы создавших студию " Пилот " , а нынче создающих славу американской мультиндустрии. Многие другие знаменитости, чьи имена составляют гордость национальных кинематографий, ждут аплодисментов, сопровождающих каждый показ, и, заметно волнуясь, обсуждают их интенсивность.

Случайных людей тут нет, а уникальность фестиваля — в том, что авторы со всего мира (в этом году — из 36 стран) собраны на палубе, и им, что называется, буквально " некуда деться с подводной лодки " . Создатели фильмов становятся, с одной стороны, придирчивыми зрителями, а с другой — получают возможность принять участие во всеобщей атмосфере праздника и сумасбродства, царящей на корабле, на котором собрались такие пассажиры, как Юрий Норштейн, Эдуард Назаров, Давид Черкасский, режиссеры студии "Пилот" и другие замечательные представители анимационного цеха. Вдобавок толпа добрых клоунов (таковы законы жанра) разбавлена большим числом подчас еще более "отвязных" иностранцев, многие из которых, даже не участвуя в конкурсе, из года в год приезжают на "сумасшедший корабль".

Надо представлять себе эту публику: взрослые дети, иные из которых, несмотря на благородную седину, навсегда остались вундеркиндами с сияющими глазами, почти две недели в свободное от просмотров время ( а только в конкурсной программе почти 20 часов кино, от минутных роликов до полнометражных работ) " стоят на голове " . Правда, в местах стоянки теплохода " Крок " обязательно спускается на берег — показать мультфильмы местным детишкам.

Юбилейный для " Крока " 2009 год ознаменован участием в конкурсе работ таких авторов, как британец Ник Парк с фильмом " Уоллес и Громит: дело о смертельной выпечке " , мировая премьера которого прошла на открытии фестиваля в киевском Доме кино. Билл Плимптон ( США) представил свою последнюю ленту " Санта: фашистские годы " , любимец публики израильтянин Гиль Алькабец — новый фильм "Тайм-код да Винчи". Вступили в борьбу за гран при фестиваля известные российские, украинские, белорусские режиссеры, среди которых Иван Максимов, Алексей Демин, Михаил Тумеля, Алексей Алексеев, Сергей Меринов, Марина Карпова и многие другие.

В последние годы, особенно в результате кризиса, и отечественная анимация в целом, и российско-украинские культурные инициативы подвергаются серьезным испытаниям. В нашем кино далеко не все так радужно, как может показаться, когда речь идет о таком фестивале, как " Крок-2009". В результате прекращения финансирования студий из профессии повально бежит молодежь, старая гвардия постепенно уходит естественным образом.

Два года назад умер Александр Татарский, и " духовный центр " отечественной анимации фактически переместился из Москвы в Петербург, осиротив столицу. А буквально перед началом фестиваля умер киновед Борис Павлов, непременный его участник, один из немногих российских культуртрегеров, кто болел душой за анимацию, и единственный, кто предоставлял залы своей галереи " На Солянке " художникам этого жанра.

Эдуард Назаров ("Жил-был пес", "Про Сидорова Вову"), режиссер, президент "Крока" со стороны России: "Уходит старая гвардия"

Я пессимистично смотрю на состояние дел в современной российской анимации. Нашим нуворишам нет дела до того, как будут расти их дети, на каких фильмах воспитываться. Их интересуют яхты и недвижимость на Лазурном Берегу. Рассчитывать приходится на те крохи, что падают с государственного стола. Но ведь этого явно недостаточно. К тому же уходит старая гвардия. Те, кто остается в анимации, вынуждены становиться подвижниками от искусства. А новые рыночные отношения лишают создателей фильмов каких-либо прав на свои произведения. Слово "художник" вообще не фигурирует в официальных документах. Тем не менее остается удивляться энергии тех, кто продолжает начатое дело, ведь в мире нет ни одного подобного "плавучего" фестиваля.

Юрий Норштейн ("Ежик в тумане", "Сказка сказок"), режиссер: "Сторонний наблюдатель скажет: они тронутые"

Мы сами приговорили себя к веселому, каторжному, порой ненавистному творческому истязанию. Сторонний наблюдатель скажет: они тронутые. И не ошибется. Мы — фестиваль тронутых, потому что каждый год куда-то трогаемся, отплываем. Нам всего 20 лет, и, несмотря ни на какие распри, мы продолжаем узнавать друг друга и себя в других, и нам не до развода.

Михаил Алдашин ("Рождество", "Букашки"), режиссер, председатель отборочной комиссии: "Стало больше режиссеров-женщин"

Серьезным может быть только тот, кто умеет дурачиться. В искусстве, конечно. Такое количество загадочных и непонятных фильмов, порой основанных на реальных событиях, о неведомых мирах, населенных загадочными существами, всплывающими из глубин подсознания, давно смотреть не приходилось. Из 800 фильмов осталось ровно 100, но фестиваль — это же праздник, и мы постарались его не испортить. Выбрали то, что может радовать и хоть как-то развлекать, чтобы публика не выходила из зала с кислой миной. И еще: стало больше режиссеровженщин, это приятно.

ИГОРЬ ИГРИЦКИЙ, издание "Газета", №183 от 30 сентября 2009