Жюри не испугалось агрессии говорящих крыс

Мультипликатор Эдуард Назаров, художественный руководитель студии «Пилот» и президент фестиваля «Крок», смотрит на будущее анимации с оптимизмом. Фото: ИТАР-ТАСС

Определены победители международного фестиваля анимации "Крок"

Каждый раз, садясь на теплоход с кроковским экипажем на борту, думаешь: ну ведь все это сто раз видено, все тот же маршрут — по спокойному Днепру из Киева в Запорожье, потом Херсон, выход в море, качка. По курсу — "город русских моряков" Севастополь. Наконец, красавица Одесса, каштаны, оперный театр — все стало за эти годы близким.

Знаменитые режиссеры и по совместительству президенты фестиваля с российской и украинской стороны Эдуард Назаров и Давид Черкасский, в жизни похожие на персонажей своих фильмов, обнимаются с приехавшим из Штатов вместе с командой аниматоров невероятным Игорем Ковалевым, основателем студии "Пилот", лауреатом всех премий мира. Здесь же — десяток прославленных иностранцев из тех стран, где процветает анимационная индустрия, чьи имена мы с трудом запоминаем, зато картины их в любой видеотеке стоят на почетном месте. Легендарные личности кучкуются среди молодежи, впервые попавшей в странную тусовку на корабле и по первости диковато озирающейся, глядя на расслабленных мэтров, то и дело расцеловывающих коллег и приятелей.

Атмосферное явление

С первого дня ощущение праздника не покидает пару сотен человек, связанных почти религиозным чувством — самоотверженной любовью к рисованному кино. Искусство это, если речь не идет о чисто коммерческом продукте, смело можно назвать подвижническим, не приносящим создателям ничего, кроме некоторого морального удовлетворения, и притом требующим огромных душевных и физических затрат. В мультипликации автор в одном лице соединяет художника, режиссера, актера, монтажера, программиста, музыканта. А фильм длиной в каких-нибудь 13 минут кропотливо делается год и дольше. Кинотеатров же, где крутят анимационные короткометражки, просто нет.

Понимая все это, в конце 80-х на Украине придумали такой вот фестиваль-хеппенинг и назвали его "Крок" (что значит "шаг"). Помимо конкурса, где, как на любом профессиональном форуме, соревнуются ленты со всего мира в различных номинациях, главной "фишкой" фестиваля можно считать его уникальную атмосферу.

Позитивное безумие

Сообщество тут не размыто, оно буквально вынуждено постоянно коммуницировать в узком корабельном пространстве, где волей-неволей сталкиваешься по сто раз на дню то с босоногим гением

Норштейном, то с аскетичным оскароносцем Петровым. Чтобы всех перезнакомить, в самом начале фестиваля организаторы устраивают капустники. По-кроковски они называются "Ре-анимация". Старожилы, плавающие все эти почти 20 лет (формально первый "Крок" прошел в 1989-м на суше, но спустя пару лет, став международным, бороздит водные просторы Украины и России на арендованном судне класса "река — море"), знают, что к "Ре-анимации" надо готовить специальные номера, и заранее везут с собой костюмы и нехитрый реквизит.

Ведет эти мини-спектакли поэт и сатирик Вадим Жук, без которого кроковские вечеринки немыслимы; со сцены свои стихи читает Игорь Иртеньев; дурачатся, поют и пляшут многие узнаваемые медиаперсоны. Всяческое "позитивное безумие " приветствуется и поощряется организаторами.

Погрузившись в сценическое буйство, иностранные аниматоры не сразу выходят из ступора, но уже к карнавалу, который обычно проходит в экваторе фестиваля, полностью адаптируются, а вскоре получают заслуженные призы за участие.

Скрытый смысл и другие

Жюри "Крока-2009" в составе оскароносной Джоан Гратц из США, знаменитых соавторов — француза Жана Рюбака и Моник Рено из Нидерландов, любимого педагога нескольких поколений российских аниматоров Виолетты Колесниковой и председателя, главы Союза кинематографистов Украины Сергея Тримбача в конце плавания сделало свой выбор, присудив гран-при фестиваля эстонской ленте "Лили" (Lili) режиссера Рихо Унта.

Решение показалось наблюдателям неоднозначным, чтобы не сказать эпатажным. Эстонской анимации присущи специфические черты и почти всегда — некий философский подтекст.

Но эта 14-минутная монохромная кукольная лента с элементами живого изображения, нарочито лишенная какого-либо обаяния, даже отрицательного, стойко скрывала свой смысл от тщетно пытавшейся его постичь публики.

Стая противных говорящих крыс проявляет немотивированную агрессию по отношению к несущейся из разбитого радиоприемника популярной песенке военного времени. Радио за минуту до смерти включил солдат, о котором грезит некая дама полусвета, вовсе не кукольная, а сыгранная артисткой. Вожак крысиной стаи рычит: " Wer ist Lili Marleen? " , и его серые с голыми хвостами рабы тупо долбят поющую железяку, сталкивая ее в море.

В сторону России

Впрочем, в остальных номинациях победили куда более внятные картины. Приз в категории " Прикладная и заказная анимация " достался фильму " Log Jam " всеобщего любимца Алексея Алексеева ( Венгрия), по мнению большинства зрителей, хиту сезона. В категории " Фильмы продолжительностью до 5 минут " победило " Варьете " Ролофа Ванденберга ( Нидерланды). В номинации " Фильмы продолжительностью 10— 50 минут " награда досталась фильму " Глупая " Екатерины Соколовой. Среди фильмов для детей лучшим признали " Птичкин алфавит " Дика Гроблера из Южной Африки.

Также были вручены специальные призы жюри " За лучший дебют " фильму " Урок плавания " бельгийца Данни де Вента и " За лучший детский фильм " — фильму " Пудя " москвички Сони Кравцовой.

Весьма показательно, что почти все победители и дипломанты " Крока " ( только за автора " Лили " приз получал продюсер) плавали в этом году на " Зiрке Днiпра " , демонстрируя тем самым значимость наград самого необычного кинофестиваля в творческой карьере.

В следующем году фестиваль должен пройти в России. Он будет студенческим и дебютным — такова традиция.

ИГОРЬ ИГРИЦКИЙ,Статья опубликована в издании "Газета", №189 от 8 октября 2009