Девиз фестиваля  «Нет кино!»

        Лет десять назад мои друзья-аниматоры, только начинавшие  путешествовать по фестивальным адресам со своими фильмами, придумали для нашей узкой компании эпатажный лозунг – «Девиз фестиваля – нет кино!». Девиз особенно хорошо работал на больших киносмотрах, где аниматоров было мало, а анимационные творения растворялись в калейдоскопе общих кинопоказов и прочих развлекательных событий бурной фестивальной жизни. Поскольку по традиции «игровики» анимацию вообще не смотрят, значит, и мы их кино смотреть не будем, а уж наши родные мультфильмы мы и так знаем – или узнаем попозже, посмотрев дома на кассете. Причем, привычка не смотреть чужое кино стала почти нормой фестивального поведения даже на цеховых смотрах аниматоров. Шутки шутками, но многие собратья по анимационному сообществу сегодня явно предпочитают кинозалу любое времяпрепровождение за его пределами.

        Как кинокритик со стажем я долгие годы имела совсем иные  фестивальные привычки и предпочтения, но постепенно и сама начала относиться к нашему провокационному девизу вполне прагматично. По профессиональной необходимости я уже многие годы сама собираю анимационные программы для разных фестивалей, а значит – знаю эти программы наизусть и на показы не хожу. А если я сама не собираю кинопрограммы, то из предложенных  фестивальных сеансов стараюсь выбирать только неизвестные мне фильмы и по возможности смотреть их отдельно по собственному графику. Основное же фестивальное время я предпочитаю посвящать общению, собиранию материала для собственных фильмов или созерцанию жизни, тем более, если эта короткая фестивальная жизнь проходит на фоне привлекательных иноземных декораций, путь к которым я в основном оплачиваю сама. Я действительно очень люблю путешествия, в том числе и фестивальные, не боюсь на них тратить деньги, а профессия, в которой я живу уже больше двадцати лет, заставляет меня относиться к фестивалям все трезвее, спокойнее и рассудочнее. Поэтому мне и хочется поделиться с коллегами некоторыми размышлениями о том, что же подразумевает фестивальная суета, и как с ней смириться…

       Знаете ли вы, сколько в мире кинофестивалей? Туча! Разумеется, я имею в виду общее количество киносмотров, а не элитный круг наиболее известных и престижных мероприятий, которые работают в жестких рамках международного регламента для фестивалей класса «А» – такие можно пересчитать по пальцам. Если же учесть все фестивальные тусовки, проходящие с той или иной регулярностью в разных точках мира, то не будет сильным преувеличением сказать, что каждый божий день где-то на свете один фестиваль начинается, а другой где-то заканчивается – и так из года в год. Добрую треть от этого множества составляют цеховые смотры анимации.

       Бурный рост фестивального движения в международном киносообществе начался еще в 60-е годы прошлого века. Тогда в обновленном мире стали активно развиваться национальные киношколы, киностудии и всевозможные творческие организации кинематографистов. Аниматоры чуть позже подключились к этому глобальному процессу, но догнали и в чем-то даже перегнали коллег из других видов кино в 90-е годы, когда окрепшее анимационное сообщество уже уверенно занимало свою собственную территорию в киноиндустрии и культурной сфере. Теперь практически каждая страна мира имеет собственные международные смотры анимации, правда по этим показателям пока еще отстают страны Африки, зато такие знаменитые державы Старого Света, как Италия, Франция или Германия, устраивают сразу несколько мультфестивалей в год. Сегодня календарный план этих бесконечно множащихся анимационных тусовок настолько перегружен, что фестивали начинают теснить друг друга, затрудняя путь к себе и новым фильмам, и аниматорам, которым теперь приходится выбирать – куда и зачем ехать со своими работами. Самый свежий пример из собственной жизни – я не поехала на новый международный смотр «дамской анимации» в Вене (Tricky women festival-2007), для которого полгода готовила специальную программу, потому что сроки нашего родного фестиваля в Суздале день в день совпали с австрийскими датами. И таких примеров в нашей анимационной практике немало.

        В прошлом году в мой личный календарный план жизни вписались 9 кинофестивалей, что, конечно, многовато для одного сезона. Фестиваль российского кино «Киноблик» в Германии можно сразу исключить из нашего контекста, поскольку там анимация показывалась в качестве довеска, а я оказалась в жюри игрового и документального кино, где чувствовала себя не в своей тарелке. Если поставить за скобки еще Суздальский сбор и наш Международный «Крок», к программам которых я имею прямое отношение, то останутся 6 международных фестивалей анимации, где я могла почерпнуть новую профессиональную информацию за 2006-й год.  Это – фестиваль АNIMA в Брюсселе, смотр студенческих фильмов First в португальском городе Кальдаш-да-Райнья, Тrickfilm в Штутгарте, форум аниматоров в Анси, Вильнюсский Tindirindis и голландский фестиваль анимации в Утрехте.

       Каждое кинособытие имеет свои задачи, свое лицо и свою аудиторию, а значит, приносит пользу профессионалам. Однако даже самые крупные и важные иноземные смотры в Анси или Штутгарте уже не поражают меня, как постоянного отборщика «Крока», новизной своих программ. Скажем, последняя селекция нашего молодежного «Крока-2006» заставила нас посмотреть примерно 800 фильмов двух последних лет почти из 40 стран мира, а конкурсные программы всех перечисленных фестивалей прошлого года предлагали значительно меньше. Но дело даже не в том, где и когда нам предоставляется счастливая возможность впервые посмотреть новый фильм, а в том, какой груз профессиональных впечатлений оставляют фестивальные просмотры и сколько подлинных открытий дарит нам фестивальный экран. Увы, по моим ощущениям – чем больше становится фестивалей, тем меньше вспоминается открытий. Хотя, вероятно, мои впечатления весьма субъективны и обоснованы скорее грузом многолетней насмотренности и усталости.

        Но даже при таком опыте просмотров фестивальный экран 2006-го года дал мне возможность получить настоящие профессиональные радости. К ним я отношу, конечно же, виртуозный новый фильм прославленной Джоанны Куинн из Британии «Мечты и желания – семейные узы», или новую лирическую ленту известной португальской художницы Реджины Пессоа «Трагическая история со счастливым концом», а также яркие дебюты начинающих аниматоров «Автобусная прогулка и цветы в ее волосах» выпускника Эдинбургского колледжа искусств Асафа Аграната из Шотландии, «Оvertime» группы студентов знаменитой французской школы «Супинфоком», или «Башня Бохер» Теодора Ушева из Канады. Все эти фильмы уже получили порцию профессиональных призов в разных странах и, скорее всего, останутся в летописи мировой анимации среди художественных достижений нового века. Не могу не упомянуть и отечественные фильмы-открытия, которые наверняка будут иметь (и уже имеют!) счастливую фестивальную судьбу. К ним я отношу в первую очередь изящнейший «Буатель» Алексея Демина, изысканно-концептуальное «Признание в любви» Дмитрия Геллера, а также элегантную пуговичную фантазию дебютантки Анастасии Журавлевой «Осторожно – двери открываются!» и многообещающий цикл мини-новелл Елизаветы Скворцовой «Колыбельные мира». Впрочем, таким небольшим набором наиболее понравившихся мне фильмов не ограничивается список достижений последнего сезона. Достойных и по-настоящему фестивальных фильмов в прошлом году было немало.  

        В том же 2006-м году именно на фестивальном экране кто-то впервые видел уже признанные фильмы и предыдущих лет – «Мильх» Игоря Ковалева (Россия-США), «Умирая от любви» Гила Алкабеца (Германия) или «Старый крокодил» Коджи  Ямамуры (Япония), которые пока еще продолжают свои фестивальные путешествия по миру. Сам регламент многочисленных киноконкурсов, следующих друг за другом по стопам, предлагает одним и тем же лентам участвовать в разных смотрах в течение двух лет – пока не завершится условный календарный цикл от весеннего биеннале в Штутгарте до осеннего биеннале в Оттаве. Потому у постоянных отборщиков и участников фестивалей невольно возникает ощущение, что на каждом новом смотре ты видишь лишь десяток свежих работ, а все остальные фильмы уже пару лет следуют за тобой из страны в страну.

       С другой стороны, слава богу, что в анимационном сообществе не прижилось правило премьерного фестивального показа, так

усложняющее жизнь претенциозных международных смотров, сражающихся за каждую новую работу с конкурентами из Канн, Венеции или Берлина. Ну, катаются одни и те же анимационные ленты по разным конкурсам в течение двух лет, так зато и много призов собирают. Правда, и с призами происходят любопытные ситуации. Порою отдельные фильмы за один фестивальный сезон получают высшие награды самых разных смотров – в Германии и во Франции, в Канаде и в Японии, а бывает, что Гран-при важного международного фестиваля через пару месяцев остается совсем незамеченным в программе других. Сколько жюри, столько и мнений! Ведь каждое жюри, где собирается временный коллектив творческих VIP-персон, действительно по-новому воспринимает любое кино и выносит новой конкурсной программе порой совершенно непредсказуемый фестивальный вердикт. А впечатления от фильмов всегда зависят от множества обстоятельств – от порядка показа и времени начала сеанса, от настроения зала и от погоды на улице…

        Опять же каждый фестиваль имеет свои традиции отбора и судейства. Есть киносмотры с тоталитарным правлением, где членам жюри рекомендуют пользоваться 100-балльной системой оценок для каждого фильма или предлагают поддержать «нужных» лауреатов. А есть фестивали с самодеятельно-домашним уставом, где всеми делами занимается один человек, причем на энтузиазме и за собственные деньги. В начале 90-х годов я, например, была на странном кино-видеосмотре в Венгрии, где директор, не говорящий ни на одном иностранном языке, сам приглашал гостей, сам отбирал фильмы, был членом жюри и получал награду как участник конкурса. Но и такой простодушный «хозяин-барин» собрал у себя неплохую программу  и  известных кинематографистов из Англии и Швеции, Украины и России…

         И все же я думаю, что при всей своей суетности и вторичности, многочисленные мультфестивали или смотры короткометражного кино, где уделяется особое внимание анимации, выполняют сверх важную задачу – они создают своеобразную сеть мирового кинопроката для анимационной арт-продукции, которая почти не попадает на широкий экран как невыгодный, «неформатный» товар в системе шоубизнеса. А на фестивальном экране новые авторские работы признанных и начинающих аниматоров невольно привлекают внимание публики. Не думаю, что такая форма проката приносит ощутимую коммерческую выгоду продюсерам, но, несомненно, помогает штучной фестивальной анимации находить своих зрителей, фанатов и даже профессиональных последователей. Ведь сотни молодых людей, впервые попадающих, например, в атмосферу грандиозного праздника мировой анимации в Анси, потом идут учиться анимационному ремеслу, и если даже они не станут новыми звездами, то наверняка будут просвещенными профессионалами.  

       Для аниматоров, долгими месяцами высиживающих в уединении свои рукотворные произведения, фестиваль любого ранга, где показывают их творения, всегда будет в первую очередь праздником завершения новой работы и местом встречи с коллегами. Особое счастье, если кому-то удается растянуть эти фестивальные каникулы на пару лет, да еще покататься по свету за счет собственного фильма. А для нашего брата – отборщиков и организаторов фестивалей – каждое новое фестивальное действо с годами действительно становится все более хлопотным, рутинным и будничным делом, состоящим из дорог, сбора кассет и разговоров.

        Однако если ко всему этому калейдоскопу фестивальных событий и проблем, побед и потерь относиться слишком серьезно, то можно либо разобидеться на весь свет, либо уйти из профессии. Среди аниматоров  и то и другое случалось. Если же сохранять иронию, присущую анимационному братству, то самое разумное – принять фестивальную суету со всеми ее радостями и нелепостями как атрибут творческой жизни, где каждый вправе выбирать для себя свой жанр, свой стиль и свой девиз. Тут и наш провокационный призыв «Девиз фестиваля – нет кино!» может пригодиться. В конце концов, у каждого в жизни своя роль – одни кино снимают, другие – показывают, а третьи – смотрят. И важно, чтобы каждому фестивали давали возможность найти свой настоящий интерес. 

Наталья ЛУКИНЫХ, Февраль 2007 г. (для каталога фестиваля Суздаль-2007)