Свой среди своих
Известный мультипликатор Алексей Котеночкин, сын автора «Ну, погоди!» Вячеслава Котеночкина, специально для «Акции» написал о том, что интересного он увидел на XIII открытом фестивале анимационного кино — главном смотре отечественной анимации, проходившем с 28 февраля по 3 марта в Суздале.

Фильмов в этом году привезли много: три полнометражных, короткометражки, прикладную анимацию. Были представлены все возможные техники — и традиционные рисованные фильмы, и 3D, и перекладка, и кукольные. Мне в этом году нечего было представить публике, не сложилось снять новое кино. Я просто сел в машину и приехал на любимый фестиваль.Осилил большую часть программы. Сказались многолетние тренировки. Когда-то я установил свой личный рекорд просмотра в чешском Злине: за три дня несколько десятков фильмов. В Суздале очень порадовался за друзей — Меринова, Березовую, Мальгину. Все в этом году выступили достойно, фильмы получились яркие.

«Куйгорож»
Команда студии «Пилот» выставила очередные фильмы из цикла «Гора самоцветов». «Куйгорож» Сергея Меринова, мастера пластилиновой анимации, поразил буйством красок и безумным наворотом гэгов. Трансформации персонажей и предметов Сережа сделал виртуозно: это и неудивительно, ведь он ученик и продолжатель дела Александра Татарского. Я посмотрел «Куйгорож» уже в третий или четвертый раз и умудрился обнаружить много нового, не замеченного раньше. Бал нечистой силы вообще хочется рассматривать на стоп-кадрах, столько там всего на-
придумано. Каждый персонаж стоит отдельного фильма.

«Заяц-слуга»

 Первый кукольный фильм Елены Черновой. Она закончила курсы аниматоров на студии «Пилот» и теперь успешно работает там режиссером. «Заяц-слуга» — прелестная, смешная сказка про находчивого погорельца Хакима, рассказанная в «театральном» стиле. Кукольные герои действуют в подобии театральных декораций, есть даже «поворотный круг», помогающий персонажам перемещаться в пространстве. Это тот случай, когда после финальных титров фильм хочется немедленно посмотреть еще раз.

«Гордый Мыш»
Работа Натальи Березовой — еще один камушек в «Горе самоцветов». Осетинская сказка про гордого Мыша, отправившегося искать себе невесту, рассказана со свойственным Наташе юмором и мастерством. Персонажи ведут себя как настоящие кавказцы, одеты в национальные костюмы и даже танцуют абсолютно правильно — не зря режиссеру помогал консультант по национальному колориту.

«Маленькая Василиса»
Дарина Шмидт из питерской студии «Мельница» порадовала потрясающе стильной «Маленькой Василисой». Динамичный, смешной, насыщенный трюками фильм, основанный на технике лоскутного шитья — и персонажи, и декорации как бы выполнены из лоскутков ткани,— заслуженно получил приз как лучший фильм для детей. Хотя и взрослые встретили его овацией. Худенькая, воздушная Дарина, стесняясь, получила приз и поблагодарила своего педагога Константина Бронзита. Желаю ей, чтобы призов было ещё очень много.

«Полярная яма»
Фильм Алексея Алексеева — это две минуты чистой радости. Алексей вот уже много лет работает за границей, участвовал в создании нескольких европейских сериалов. Но иногда он делает авторское кино, чем сильно радует своих поклонников. Рассказывать про этот фильм бесполезно — его надо смотреть.

«Собачья дверца»
Наталья Мальгина представила, пожалуй, самый красивый фильм фестиваля. Великолепная анимация, отличная работа художника-постановщика Елены Швец. Буквально каждый кадр фильма хочется вставить в рамку и повесить на стену. Это трогательная история, снятая по мотивам повести Константина Сергиенко. Когда Наташа работала со мной в качестве аниматора над продолжением «Ну, погоди!», мы выяснили, что она поступала в анимационный лицей как раз в тот год, когда я был там членом приемной комиссии. За то, что разглядел талант, будет мне награда — надеюсь, не раз еще доведется поработать с ней вместе.

«Потерянное время в Клеркенвелле»
Алексей Будовский представил свой новый фильм «Потерянное время в Клеркенвелле». Зрелище совершенно завораживающее. Фирменный Лешин «театр теней», мастерское соединение изобразительного ряда и музыки — сказывается то, что Алексей прекрасный музыкант. Ему вообще отлично удаются музыкальные клипы. Кстати, он на этот раз он выступил еще и как автор заставки фестиваля.

«Бедный Йорик»
Фильм Сергея Гордеева абсолютно точно придется смотреть еще раз. Ребята умудрились в восемнадцать минут экранного времени уместить столько придумок и находок, что их легко хватило бы на полнометражный фильм. Приз имени Александра Татарского — достойная награда.

«Дождь сверху вниз»
 Авторитетное жюри вынесло свой вердикт: приз за лучшую режиссуру и гран-при фестиваля получил Иван Максимов за фильм «Дождь сверху вниз». Лучшим полнометражным фильмом стал «Бабка Ёжка и другие» режиссера Валерия Угарова, любимого всеми Угарушки, ушедшего из жизни в прошлом году. Валерий Михайлович — признанный мастер анимационного кино, автор таких фильмов, как «На задней парте», «Халиф-аист», «Шкатулка с секретом». Увы, он не дожил до выхода на экраны своего последнего фильма…

Лучший сериал — «Колыбельные мира» Елизаветы Скворцовой. Лучшая прикладная анимация — «Правила дорожного движения» Елены Черновой, очень смешные ролики, в которых действуют всем известные Колобки, они же Братья-пилоты.

Алексей Котеночкин,Газета «Акция», 27 марта 2008