Дарина Шмидт. «Маленькая Василиса»
XIII Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале прошел почти без ярких премьер — в основном, правда, не по причине отсутствия в конкурсе хорошего кино, а потому, что многие фильмы уже «выстрелили»: одни — на международном анимационном фестивале «Крок», другие — в московских кинотеатрах, которые с каждым годом все активнее крутят анимацию.
Так, получивший в этом году
Из премьерного кино «коллегия 33 экспертов», два года назад сменившая на Суздальском фестивале традиционное жюри, выше всего оценила «Мальчика» Дмитрия Геллера и кукольный фильм Марии Муат «Он и она». «Мальчик» — это великолепно красивая фантазия о последних мгновениях жизни старого коня. А Мария Муат в своем трогательном и изящном кино пересказала историю «Старосветских помещиков» Гоголя. Помимо этой пары в большом фаворе у публики и судей оказался мультфильм «Маленькая Василиса», который проходил в категории «Дебюты», несмотря на то что его создательница Дарина Шмидт уже не первый год работает как главный режиссер на сериале «Лунтик». В своем первом некоммерческом кино Шмидт рассказывает о смешной девочке, которой удается обхитрить
Иван Максимов. «Дождь сверху вниз»
Еще одним заметным событием стал «Бедный Йорик» Сергея Гордеева. В этой макабрической фантазии изображаются катаклизмы, произошедшие в подземном мире в связи с тем, что могильщик изъял из могилы пресловутый череп. Танцующие скелетики, гибель загробного «Титаника» и вино «Кот дю Стикс» («Побережье Стикса») особенно пришлись по сердцу столпам нашей анимации Юрию Норштейну, Эдуарду Назарову и Владимиру Голованову. Находящийся в их ведении Специальный приз им. Александра Татарского мэтры присудили именно этому фильму — с формулировкой «за оптимизм».
Призы призами, но ни один
Такую ситуацию хотелось бы объяснить неурожайным годом, однако невозможно отделаться от мысли, что стремительный подъем, который переживала наша анимация последние несколько лет,
Увы, но к подобному повороту событий имеются серьезные предпосылки. Главная из них состоит в том, что уже много лет российская анимация существует за счет энтузиазма и профессионализма очень небольшой группы людей, которые одновременно снимают кино, развивают технологии, учат новое поколение и оценивают фильмы коллег.
«Илья Муромец» в Суздале отсутствовал, зато собрал большую кассу
В той же Америке, к примеру, ситуация выглядит иначе, поскольку авторская анимация живет на обочине анимации коммерческой и зачастую питается как бы за ее счет. На огромную отрасль, выпускающую сериалы и полнометражное кино, работают учебные заведения и отряды компьютерных специалистов. Так что маленькой студии не нужно изобретать велосипед в области компьютерной трехмерки или устраивать курсы аниматоров. Коммерческая анимация обеспечит творцов и технологиями, и профессиональными кадрами, а иногда даже деньгами (например, студия Pixar регулярно выпускает некоммерческие короткометражки, чтобы опробовать то или иное компьютерное открытие).
У нас же, наоборот, коммерческая анимация живет на обочине авторской. Чтобы это понять, достаточно было взглянуть на проходившие в рамках суздальского смотра конкурсы сериалов и полного метра. За звание лучшего сериала соревновалось всего восемь проектов, два из которых (авторский проект Елизаветы Скворцовой «Колыбельные мира», состоящий из коротких
К сожалению, бедность этих конкурсов связана вовсе не со строгостью суздальского отбора и не с нежеланием производителей давать на фестиваль свое кино (от участия в суздальском смотре отказались только создатели фильма «Илья Муромец
Светлана Филиппова. «Три истории любви»
При таком раскладе авторской анимации неоткуда черпать ресурсы, и она вынуждена справляться собственными силами. Однако объять необъятное невозможно, и сколько бы ни пытался, например, Владлен Барбэ развивать в России 3D−технологии, такая масштабная задача не под силу его маленькой студии «Классика». А потому фильм Барбэ «Луна/Марс» просто обречен с чисто технической точки зрения уступать западным образцам 3D.
Ну и ладно, бог с ними, с технологиями. В конце концов, можно на свете и без 3D прожить. Значительно сложнее обойтись без специалистов. Режиссеры постоянно жалуются на нехватку аниматоров (специалистов, приводящих в движение рисунки и куклы), без которых хорошего мультфильма никак не снимешь. Но откуда взяться аниматорам, если в России сегодня практически нет заведений, обучающих этой профессии? И вряд ли они появятся раньше, чем возникнет широкий и устойчивый спрос на людей анимационных профессий, спрос, создать который может только коммерческое производство.
Стоит ли говорить, что без постоянного притока «свежей крови» (речь не только об аниматорах, но и о режиссерах, художниках и других участниках процесса) анимация просто не сможет продолжать развитие и подъем, поскольку физические и творческие силы упомянутой узкой группы людей, тянущих за собой мультипликацию, ограничены. Сегодня же единственным источником, дающим хотя бы в небольших количествах новые имена, становится
Хихус (Павел Сухих). «Человек с ветром в голове»
Возможно, благодаря этому проекту вскоре начнут создаваться