Главное — железобетонный сценарий!

Александр Герасимов

Александр Герасимов, директор Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале.

— Что касается мультсериалов для отечественного ТВ… Пока наши телеканалы не настолько богаты и финансово стабильны, чтобы стать заказчиками все-таки дорогостоящей продукции, которая делается годами. Но у меня есть ощущение, что если в стране все будет нормально, то скоро мы к этому придем. Как и во всем мире, каналы станут заказчиками мультсериалов, а у студий к тому времени появятся свои наработки. Студии сейчас запускают сериалы на свой страх и риск в надежде, что появится заказчик на продолжение создаваемых проектов. Как и вся российская анимация, практически сто процентов из них запускается на деньги Федерального агентства по культуре и кинематографии, и это здорово, что государство поддерживает зачатки коммерческой анимации.

А вот время для прорыва в отечественном анимационном полном метре, я считаю, уже настало. Окупаемость и прибыльность полнометражного кино возможны, и это наглядно продемонстрировал фильм «Илья Муромец». Но настало время именно для хорошего и качественного продукта, созданного для семейного просмотра. Если же фильм получится ерундовым, сарафанное радио сразу же распространит эту информацию, что скажется на судьбе проката. Многие проекты, которые запускались в России раньше, грешили некоммерческим подходом, когда продукт не прорабатывался на входе, а на выходе, естественно, получался сырым. Показательна ситуация с последними фильмами, когда «Элька» режиссера Сакова собрала 16 миллионов рублей, а вышедший следом «Илья Муромец» — 10 миллионов долларов. При создании полнометражного кино нужно аккуратно и взвешенно подходить ко всем сторонам процесса: продуманная реклама, время релиза, мерчендайзинг, единая заинтересованность создателей и прокатчиков в продвижении фильма на рынке.

И еще. По качеству мы Голливуд никогда не переплюнем. Поэтому копировать их стиль и манеры — значит создавать плохую подделку, которую зритель тут же вычислит, прекрасно зная работы «Пиксара» и «Диснея». Конечно, хорошо бы найти свой стиль, что мы, например, пытаемся сделать в нашем полнометражном фильме «День рождения Алисы». Режиссером фильма выступает Сергей Серегин, а в основу сценария положена повесть Кира Булычева. Мы уже делаем этот фильм около трех лет и планируем выпустить его на экраны в следующие новогодние каникулы. Почему так долго? Потому что это будет качественный продукт по всем параметрам: захватывающая история, обаятельные персонажи, качественная анимация, отличный саундтрек (композиторы Алексей и Дмитрий Рыбниковы), блестящая озвучка — актеры Евгений Стычкин, Алексей Колган и другие. Кстати, в «Алисе» будет пять песен, которые, я надеюсь, сами по себе станут хитами.

Главное — в основе любого полнометражного фильма должен находиться крепчайший, железобетонный сценарий. И если еще будет найден свой собственный, не диснеевский стиль (как, например, это сделал японец Хаяо Миядзаки), то это сыграет на руку самой картине. Россия богата талантами. Поэтому оригинальность, русскость — один из тех ключевых элементов, на котором мы можем выехать, не вкладывая бешеные деньги в проект.

Беседовал Павел Шведов, «Эксперт» №10 (599)/10 марта 2008