«Баба-яга - мой любимый персонаж»
Аниматор Дарина Шмидт в интервью "Газете"
 
Аниматор Дарина Шмидт
Звезда Дарины Шмидт взошла на российском анимационном небосклоне совсем недавно. Сначала Шмидт нарисовала героев сказки «Кот и лиса», затем срежиссировала сериал «Лунтик», а в начале этого года представила новый мультфильм «Маленькая Василиса». На XIII Открытом российском фестивале анимационного кино, который прошел недавно в Суздале, эта сказка получила сразу два приза: за лучший дебют и за лучший мультфильм для детей. В Москве "Маленькую Василису" можно будет увидеть 20 марта в Клубе аниматоров в Центральном доме работников искусств и 31 марта в Доме кино на вечере "Эхо фестиваля в Суздале". Интервью у Дарины Шмидт взял для "Газеты" Сергей Капков.

- Сказка про Василису - это ваша идея?

- Сделать сказку мне предложил режиссер Константин Бронзит. Но то, что история будет про девочку по имени Василиса, - это была моя идея. Я прочитала кучу сказок про девочек и обнаружила, что у них много общего. Либо начало совпадало, либо конец. Но все они были коротковаты, и потому я решила объединить несколько. Мне нравилась сказка про медведя, который играл с девочкой в жмурки, и про Бабу-ягу, которая хотела ее съесть. В одной из сказок девочке помогала ее куколка, которую я заменила котом. Ну и, конечно, куда же без злых людей, которые обижают сироту. В итоге получилось, что девочка страдает от взрослых, а помогают ей зверюшки.

- С кем из героев вы себя отождествляете?

- В большей степени с Бабой-ягой, чем с Василисой. Говорят же, что художник создает своих героев с себя, награждая каждого какими-то своими чертами. От этого никуда не деться. А Баба-яга - мой любимый персонаж в фильме. Ее нерасчесывающийся клок волос, который выводит из себя так, что она со злости его просто рвет, - это мне очень знакомо. Сама столько раз бесилась у зеркала с застрявшей расческой в волосах. У меня за каждого персонажа отвечал отдельный аниматор. И только Бабу-ягу я никому не доверила и анимировала в основном сама. Те, кто меня хорошо знает, говорят, что у нас схожая мимика. Да и внешность тоже.

- Вы еще совсем молоды, но у вас уже есть и имя в мире анимации, и солидный послужной список. Голова еще не закружилась?

- Ну нет! Хотя многие почему-то боятся, что у меня может начаться звездная болезнь. На самом же деле все, что я делаю, просто добавляет мне уверенности. Потому что с детства я была очень робким, даже зажатым человеком. На первом курсе университета тоже. Меня с трудом слышали. А после того как я сделала пару анимационных работ и обнаружила, что людям это нравится, я почувствовала себя увереннее. Можно было не стесняться того, что ты любишь мультфильмы, и гордиться тем, что ты их создаешь.

- «Василиса» - мультфильм комедийный, там много удачных гэгов, порой очень неожиданных. Вы окончательно выбрали юмористический жанр или будете пробовать разные темы?

- Хочется делать разное кино. Но без юмора в нашей профессии никуда. Он хоть чуть-чуть, но будет присутствовать во всех фильмах. Мне ближе лирическое повествование, мистика, музыкальность. Комедия дается тяжелее. Никогда не блистала остроумием.

- Мне кажется, что в любом случае ваша стихия - сказки. В детстве любили их слушать, читать, смотреть?

- Фантастические истории нравились, как всем детям. Они для меня всегда были интереснее, чем, так сказать, правда жизни. Насчет сказочной стихии вы точно подметили, хотя кто знает, что будет дальше. Пока мне нравится делать кино для детей: красочное, забавное, простое. Может, это и будет моя стихия. Ведь у каждого она должна быть.

- Ваш первый опыт - работа художником-постановщиком на мультфильме «Кот и лиса» у Константина Бронзита. Вы во всем слушались режиссера или настаивали на своих позициях?

- Не настаивала, а только что-то предлагала. Тогда у меня не было никаких позиций. Поэтому я слушала и слушалась его. Многие вещи приходили в голову на уровне ощущений. И было очень приятно, когда они оказывались верными. Благодаря Косте я многому научилась и еще больше поверила в себя.

- Бронзита за «Кота и лису» очень хвалили. Вам перепало что-нибудь от этих хвалебных речей?

- Конечно. Все очень хвалили картинку. Этот фильм украсил мое зачисление в ряды большой анимационной семьи. До сих пор встречаются люди, которые, узнав, что я была художником «Кота и лисы», говорят, какой это красивый фильм.

- Сериал «Лунтик» - больше ваше детище или пожелания и диктат продюсеров?

- Смотря что подразумевать под словом «детище». Идея сериала не моя, а продюсеров и авторов сценария. Мне нужно было создать образы персонажей, придумать их внешний вид, характеры и среду обитания, а главное - определить общую концепцию сериала. Ведь он рассчитан на малышей и должен не только развлекать, но и закладывать основы понимания того, что такое хорошо и что такое плохо. Мне это было интересно, потому что у меня сохранилось очень яркое ощущение своего детства. Так что в этом смысле можно сказать: «Лунтик» - продолжение меня.

- Кто назвал вас Дариной? Что означает это имя?

- Родители нашли это имя в словаре. Я очень им благодарна за такой выбор. Имя красивое и достаточно редкое. Что оно означает, к сожалению, не знаю. Может быть, это связано со словом «дарить»?


СЕРГЕЙ КАПКОВ
Материал опубликован в "Газете" №48, 17.03.2008