Поющие боги анимации
На КРОК-2007 запели все – куклы, пионеры и мэтры

Поющие боги анимацииАлександр Петров, Юрий Норштейн, Михаил Алдашин и Михаил Тумеля в очередной раз доказали, что они могут не только кисточку в руках держать. Зажигательные вечера с их вокальными номерами украсили культурную программу Международного анимационного кинофестиваля.
   В этом году все у аниматоров было необычно. Во-первых, КРОК плыл против течения. Из Одессы – в Киев. Во-вторых, праздник анимации, как обычно, развеселый и непредсказуемый, – все же был со слезами на глазах. Впервые с нами не было замечательного режиссера, создателя студии «Пилот» Александра Татарского. На вечере, посвященном его памяти, о Саше рассказывали коллеги, друзья, ученики. А сам мастер с экрана подначивал своих коллег, подхватывал их воспоминания, прогнозировал, иронизировал
   Теперь учрежден приз «Пластилиновая ворона» имени Александра Татарского с формулировкой «За высший пилотаж». Он достался корейской картине «Папочка Волк». Писателя Волка то и дело отрывают от работы женщины с зонтиками. Они подъезжают к дому на роскошных авто и оставляют затворнику собственных детей, с горечью бросая: «Это твой отец!» Постепенно в доме писателя обживаются: маленькая девочка, олененок, черепашка, зайчик. И Папочке Волку уже не до книг… Но если бы приз имени Татарского вручала я, то, без всякого сомнения, отдала бы его самой смешной, заполненной ежесекундными гэгами картине «Спящая Бэтти» канадского режиссера Клода Клотье. Это отвязанный парафраз на тему Спящей Красавицы. Зрители начинают смеяться с первых же секунд, и не останавливаются до финальных титров.
   Но эстетское жюри во главе с режиссером-эмигрантом Игорем Ковалевым посчитало фильм Клотье вульгарным. И назвало своего фаворита: англичанина Луиса Кука. Его фильм «Сестры Пирс», получивший Гран-при КРОКа, в самом деле – эстетское эссе, нарисованное в компьютере. Страхолюдины сестрички Пирс работают не покладая рук на собственной рыбной ферме. Целыми днями тащат рыбу, режут, вялят, коптят.
   Единственный мужчина (рыбак, которого сестрички вытащили из волн и привели в чувство), увидев их мерзкие рожи, бежит обратно в море и топится с горя. Фильм стильно нарисован и заслуживает, вне всякого сомнения, награды. Только Гран-при, по-моему, слишком щедро.
   То ли дело наша «Жихарка» Олега Ужинова. Это вариация на известную сказку про Лису, Кота и Петуха. В фильме Лиса изо всех сил пытается утащить маленькую девочку. Да Жихарка бедовая – не дается. Сама Жихарка удостоена приза «За лучшую женскую роль». А ее создатели Олег и Елена Ужиновы получили не только приз жюри, но и приз зрительских симпатий.
   Но главным событием стала симфоническая сказка Прокофьева «Петя и Волк», разыгранная под звуки симфонического оркестра на экране киевского Дома кино. Режиссер Сьюзи Темплтон погрузила хрестоматийно известную историю о храбром пионере Пете и недружественном Волке в страшноватый антураж советского затрапезного городка и превратила образовательную сказку в комический триллер. Жюри КРОКа удостоило фильм спец-приза.
   А приз за самый смешной фильм – у невероятной кукольной истории эстонца Рихо Унта. В нем оживают персонажи шишкинского полотна «Утро в сосновом лесу», а зритель мысленно аплодирует восхитительной свободе авторов, неуемности их фантазии.
   В фильме «Заключительное заседание» Харди Вольмера боги всех времен и народов собираются, дабы предотвратить конец света. Спрашиваю Харди: почему среди божеств нет Бога анимации. И даже предложила ему Норштейна – в качестве прототипа. Обещал подумать.
   …На закрытии КРОКа показали традиционный сборник из работ юных аниматоров, которые плавают со взрослыми. Среди них – полуторагодовалый Миша Татарский. Вот он под пронзительно печальную мелодию из фильма «Падал прошлогодний снег» лепит какую-то фигурку из пластилина. Вот шапка. Вот метла. А вот и сам мужичок, главный герой из всенародно любимого фильма его папы. Титр: «Александру Татарскому посвящается…»
    Лариса Малюкова, опубликовано в «Газете «Вечерняя Москва»», октябрь 2007