Наталья Лукиных

ПОКОЛЕНИЕ НОВОГО ВЕКА - ВДОХНОВЛЕННЫЕ ОСКАРОМ, ЗАКАЛЕННЫЕ РЫНКОМ...

Hесколько лет назад одну из обзорных статей о ситуации в отечественной анимации я назвала "Блеск и нищета российской анимации". Тогда меня особенно волновала проблема контраста в отношении к современным достижениям мульткино за рубежом и у нас. Честно говоря, я уже и сама соскучилась от собственных публикаций о том, что высокий авторитет и фестивальное признание знаменитой российской школы анимации во всем мире никак не соответствуют традиционному невниманию к современным проблемам и успехам наших мультипликаторов дома, в России. Но миллениум и первые годы нового ХХI-го века все же дали поводы переосмыслить современные позиции нашей анимации.

На рубеже нового тысячелетия канувшие в историю перестроечные страсти в кино сменились на жесткие и циничные законы новой обуржуазившейся культуры. Острота контраста между нищетой и блеском в отечественной анимации заметно притупилась, к счастью, всерьез увеличилось и стабилизировалось госфинсирование отрасли. А после того, как трижды оскаровский номинант Александр Петров получил вожделенного для всех кинематографистов Оскара за свой канадский фильм «СТАРИК И МОРЕ» и обрел неожиданную популярность в отечественной прессе (об этом вам подробнее напомнит мой же текст в сайте www.animator.ru), международный авторитет национальной школы мульткино еще более окреп. Однако недооценка творческого потенциала художников осталась прежней. Ну, Оскар! Ну, Достоевский, Хэмингуэй! Подумаешь, анимация!.. Мультики – они и есть мультики, главное, чтоб повеселее и покороче. Так долгие годы было значительно удобнее чиновникам, кинопропаганде, критикам, и, что самое неприятное, стало привычней для зрителей, втянувшихся в процесс потребления видеожевачки. Да, что уж говорить о публике, если и в профессиональной среде анимацию по сей день величают то ли детским, то ли развлекательным «жанром», ассоциируя все ее достижения в лучшем случае с радостями и мудростями для малолеток.

Еще в 1989 году, когда в Киеве дебютировал первый, тогда Всесоюзный фестиваль анимационных фильмов "КРОК", патриарх нашей анимации Федор Савельевич Хитрук полушутя предлагал брать штраф с каждого кинематографиста, кто в профессиональной среде станет называть анимацию мультипликацией и тем паче «мультиками». Исключительно ради того, чтоб впустить в профессиональный обиход полноценное и повсеместно признанное определение этого вида искусства как АНИМАЦИЮ, т.е. одушевление. Именно этот термин, происходящий от латинского слова "анима" - душа, наиболее соотвествует художественно-технологическим особенностям этого вида творчества.

Следуя за строгой (но небезосновательной шуткой мастера) я, конечно, не призываю сегодня занижать оценки каждому студенту ВГИКа, позволяющему себе пренебрежительное отношение к анимации. Однако, в самом деле, пора уже навести, что называется, терминологический порядок и вспомнить про традиционную классификацию родов и видов искусств, восходящую к античности. Пусть хотя бы классики обяжут всех нынешних критиков и полупрофессиональных зрителей анимации грамотно определять это уникальное искусство как отдельный ВИД художественного творчества (или хотя бы кинематографа), в природе которого заложена возможность воплощаться в самых разных жанрах - эпических, комических, трагических... О многообразии жанров анимационного кино давно и убедительно свидетельствуют лучшие произведения наших аниматоров, охватывающие своим талантом любые темы и стили - от народного лубка и детской сказки - до философии Достоевского и Кафки.

Слава богу, за последние годы окреп и во многом очистился от ошибок наш профессиональный сайт «animator.ru», дающий возможность всем заинтересованным своевременно получать наиболее грамотную информацию о делах аниматоров, а не рыскать в случае редкой необходимости по сусекам светских и чужеземных хроник. Кстати, нашему постоянно развивающемуся анимационному сайту сегодня только русский язык мешает стать международной энциклопедической базой для пользователей интернета, которые куда активнее, чем наши родные СМИ, потребляют знания о мировом анимационном сообществе и о самом искусстве анимации. И все же заветной и, похоже, почти неосуществимой мечтой остается вполне законное желание преодолеть традиционное легковесно-потребительское отношение к искусству анимации, которое начинается с игривых детских кличек «мульти-пульти» и возрастает до публичного возмущения, если серьезные авторские фильмы оказываются сложнее для массового восприятия, чем шутки Масяни или видеопопса. Именно такого рода «проблемы» из года в год обсуждаются на пресс-конференциях крупнейшего в России Международного фестиваля анимации «КРОК» и в облегченном виде перекочевывают на круглые столы нашего «домашнего» всероссийского смотра в Суздале.

Напомню, что блестящая пост-перестроечная коллекция талантливой авторской анимации еще в 90-е годы давала повод говорить о формировании в России мощного творческого потока, о рождении новой генерации мастеров с богатым творческим потенциалом и счастливым будущим. Но почти все анимационные достижения в последнее десятилетие рождались у нас не в благоприятной атмосфере созидания и стабильного производства, а вопреки трудным обстоятельствам жизни и недопониманию. И хотя в последние годы крепнущая российская киноиндустрия проявляет гораздо больше интереса к анимации, новые жесткие условия кинотелевидеорынка дарят аниматорам все меньше шансов сохранять творческую независимость на профессиональной территории. Потому среди торжества рекламной пошлости и телевизионной «заказухи», на мой взгляд, особенно повышается ценз качественных авторских лент, созданных на отечественных студиях, назло всем проблемам и нелепостям российской жизни. Уже само количество этих ярких артистических работ аниматоров, резко отличающихся от ширпотребной продукции видеоиндустрии, говорит о жизнеспособности и независимости современного российского анимационного искусства.

Отрадно, что к новому тысячелетию с яркими работами подошли многие известные режиссеры старшего и среднего поколения. Уже получившие известность - элегантное философское «АДАЖИО» Гарри Бардина, трогательная "кошачья" новелла Алексея Демина «КОШКИ ПОД ДОЖДЕМ», стильная ироническая фантазия «КРАСНЫЕ ВОРОТА РАСЕМОН» Александра Татарского и Валентина Телегина, забавная экологическая сказка «БУКАШКИ» Михаила Алдашина, филигранная компьютерная притча Константина Бронзита «БОГ», яркая кукольная буффонада Натальи Дабижи «О РЫБАКЕ И РЫБКЕ», эстетская этническая повесть Оксаны Черкасовой «ЧЕЛОВЕК С ЛУНЫ» и, наконец, завораживающая мистическая легенда «ПРО РАКОВ» Валентина Ольшванга, еще только начавшая свое триумфальное шествие по фестивальным экранам. Все эти фильмы стали для их непохожих авторов этапным творческим экспериментом, который, к счастью, поддерживало государство и современные грамотные продюсеры.

Но меня лично еще больше радуют успехи нашей анимационной молодежи на поприще независимого авторского кино, открывающие им самим и нам всем пути движения к новым творческим высотам и художественным свершениям анимационного искусства. Уже не новость, что в конце 90-х годов российское мульткино, как и вся мировая анимация, заметно помолодело, и теперь именно талант и профессиональная жизнеспособность молодых режиссеров и художников начинают определять качество современной перспективной анимации России. Пожалуй, наиболее успешная фестивальная судьба оказалась у самых ярких авторских дебютов прошлых сезонов - "Привет из Кисловодска» Д.Геллера и "Соседи" С.Бирюкова (обоим фильмам достались награды почти всех фестивалей анимации).

Эстетский фильм "ПРИВЕТ ИЗ КИСЛОВОДСКА" в 2001 году повторил уникальный для Тарусского мультфестиваля триумф Алдашинского «Рождества», получив высшую награду жюри и победу в профессиональном рейтинге. Успех дебютанта Дмитрия Геллера по праву делят его педагоги с Высших режиссерских курсов и взрастившая художника Свердловская анимастудия, отмечающая в этом году славный 15-летний юбилей. Изящный лирический рассказ об ускользающем счастье курортного романа, наполненный скрытой нежностью и ностальгической грустью о романтике ушедшего века, буквально сразил всех гармонией изысканной компьютерной пластики и эмоциональной выразительности. Надо признать, что грациозность технологически сложного графического решения, и эскизная легкость драматургии, и феллиниевская метафоричность киноязыка, и откровенно балетный способ выражения эмоций в музыке и движении без слов, - казалось бы, почти все предвещало фильму Дмитрия Геллера успех только у особых ценителей эстетской авторской анимации. Но рейтинг фестивального зала Тарусы, отразивший мнения аниматоров, журналистов и самых неангажированных любителей кино, показал, что и столь изысканные формы современного мульткино трогают сердца публики. А значит, есть надежда, что российская анимация, и в частности, прославленная Свердловская школа, сможет и в новом веке сохранить любовь и понимание зрителей, не снижая планки высоких профессиональных и художественных достижений.

Метафорическая лента Степана Бирюкова "СОСЕДИ", впитавшая дух и эстетику 30-х годов, поражает не характерной для дебютанта зрелостью. Эту живописную поэму о людях из сталинской коммуналки молодой режиссер лет шесть самостоятельно и упорно доводил до художественного совершенства, и, наконец, победоносно завершил как дипломный фильм Высших курсов на студии "Пилот", где лет десять назад начинал свою творческую биографию в качестве художника-аниматора. Похоже, что сопутствующая фильму Бирюкова фестивальная удача (лента получила свыше 20 высоких наград) вернула известную студию Александра Татарского, несколько лет работавшую над российско-американскими телесериалами, к фестивальному Олимпу и смелым экспериментам в авторском кино - ведь знаменитые ныне «Букашки» Алдашина, «Красные Ворота...» Татарского и Телегина, «Мячик» Тумели появились уже вслед за «Соседями».

И уже в этом году успешную фестивальную эстафету «пилотовцев» приняла дебютная новелла Лены Черновой «ПРО ДЕВОЧКУ, КОТОРАЯ ПОТЕРЯЛА СВОЕГО МИШКУ...» на стихи Саши Черного из новорожденного студенческого альманаха «Волшебный фонарь» (совместный проект студий «ШАР», «Пилот» и ВГИКа). Художник студии «Пилот» Елена Чернова не только веско заявила о рождении режиссера-аниматора Лены Черновой, но даже рискнула на редкий и смелый стилевой эксперимент, благодаря чему именно ее 3-минутая миниатюра стала, по-моему, самым выразительным авторским дебютом в первом студенческом сборнике. Автор фильма не только предложила наблюдать за тем, как отчаянная кроха в поисках любимой игрушки переворачивает весь дом, что само по себе очень забавно, но и придумала для изображения этого занимательного безобразия изящную графическую игру с условным монохромным пространством и выразительными силуэтными персонажами. Карикатурные черные фигурки движутся на фоне силуэтов серой мебели, а единственным ярким зеленым пятном оказывается найденный среди хлама игрушечный мишка. Такое лаконичное и оригинальное стилевое решение выгодно отличает работу начинающей постановщицы от многих наших дебютантов, которые, как правило, далеко не так свободны в поисках художественной формы и авторского стиля. И уж совсем редко начинающим аниматорам в первом самостоятельном фильме удается грамотно соединить свои формальные находки с драматургическим решением. Гораздо чаще изощренные художественные изыски скрывают сценарную невнятицу, или привлекательная экранная история проигрывает из-за убогой эстетики.

За последние годы на фестивальную арену уверенно вышли учебные работы студентов и выпускников ВГИКа, пусть не претендующие на художественные открытия, но демонстрирующие смелость режиссерского почерка и молодую авторскую энергетику. Изящество лирического этюда "ТЕТУШКА ЗИМА»" Вероники Федоровой, экспрессия компьютерно-кофейной феерии "TRACERY" Марии Степановой или трепетность философской притчи «ПОДОЖДИ, ПОЖАЛУЙ» Елизаветы Скворцовой дают надежду, что и новые авторские ленты этих режиссеров будут выразительны, профессиональны, а главное - воплощены в жизнь без экономических проблем.

И все же дипломная лента выпускницы ВГИКа Скворцовой «ПОДОЖДИ, ПОЖАЛУЙ», на мой взгляд, оказалась наиболее зрелой и совершенной из последних вгиковских фильмов, а также из триады ее собственных учебных лент, в которых студентка художественного факультета настойчиво и успешно демонстрировала свою авторскую манеру. В первых курсовых работах «Дождь» и «Семьсорочек», впечатляющих прежде всего изобразительным решением, будущий аниматор оживляла мир наивной живописи или начинала осваивать технологические и эстетические приемы соединения примитивного рисунка с пластикой компьютерной перекладки. А в десятиминутной лирической сказке «Подожди, пожалуй» Скворцова проявила не только свой тонкий художественный вкус, но и редкий для наших дебютантов (особенно вгиковцев) дар режиссера-рассказчика. В новом студенческом мультфильме старый романтический сюжет о встрече влюбленной девушки со смертью обрел трепетную интонацию наивного детского пересказа (авторский текст прочитан от лица ребенка) и глубину философской притчи, которую помогла прочувствовать изящная простота образного языка Лизы Скворцовой.

Новый век неожиданно принес приятные новости и от выпускников Московского Анимационного Лицея, который уже лет десять работает в тесном содружестве с независимой студией «Аргус». В принципе это уникальное Средне-специальное учебное заведение особенно ценно тем, что готовит для нашего мульткино не режиссеров, а специалистов самого необходимого и массового профиля - художников-аниматоров, а по сути дела - актеров, одушевляющих героев рисованного кино. Однако выпускники Лицея, оторванные от реальной студийной практики, далеко не так быстро и качественно включаются в текущую работу профессиональных студий, а многие вообще не находят себе применения в профессии. Но наиболее инициативные и одаренные все же стараются реализовать собственные идеи как режиссеры, поскольку Лицей ежегодно пополняет свой архив миниатюрными учебными фильмами своих выпускников, которые, как правило, не обретают самостоятельную экранную жизнь. Везет, конечно, единицам. В их числе оказалась Наталья Березовая, чьим забавным рисованным лентам «ИСТОРИЯ КОТА...» про несчастливую жизнь домашнего кота или «МОЯ ЖИЗНЬ» о незавидной судьбе поросенка и его собратьев достался особый фестивальный успех. Наташе Березовой повезло уже на том этапе, когда выпускницу Лицея взяла под особую опеку студия "Аргус", предоставив ей счастливую возможность в профессиональных условиях работать над своими дебютными замыслами. Но в результате именно озорные, наполненные юмором и фантазией авторские фильмы начинающей постановщицы принесли «Аргусу» долгожданное фестивальное признание и подняли профессиональный авторитет студийной школы, а самой Наташе открыли дорогу в независимое творческое плавание.

Большим сюрпризом для профессионального экрана стал и режиссерский дебют выпускника Лицея Артура Толстоброва, который сделал свой авторский фильм «ВОСКРЕСЕНЬЕ» на независимой молодежной студии «Воскресенье» в компании энергичных сверстников и единомышленников. Его грустная экологическая сказка про бойню, сочетающая в себе брутальный натурализм, наивность детского рисунка и вдохновляющую гуманную интонацию, особенно поражает самобытностью и новизной художественного мышления. Хочется верить, что у молодой студии с символическим названием «Воскресенье» и в новых работах будет шанс проявить вдохновляющую энергию молодости и творческое озорство.

А самым свежим новогодним подарком от анимационной молодежи оказался новый компьютерный фильм известного режиссера и художника Михаила Лисового «ТРИКСТЕР», ставший не только важным творческим этапом для автора и студии «Мастер-фильм», но и успешной учебной практикой для целой группы молодых аниматоров. Игривый фильм-пародия, моделирующий виртуальные миры популярных компьютерных игр, потребовал от молодых мультипликаторов и специалистов по компьютерной графике освоить не только изящную авторскую манеру художника Лисового, но и филигранную технологию совмещения рисованных, фотоперекладочных и реальных персонажей в виртуальном анимационном «зазеркалье», куда попадает юная героиня новой ленты.

Думаю, творческое озорство и свежая энергия молодых российских художников с хорошей профессиональной школой и богатой фантазией должны вдохновлять студии, продюсеров и уставших от жизненных проблем мастеров на новые художественные откровения и подвиги. Уверена, именно творческая сила молодых профессионалов сегодня дарит российской анимации шанс с достоинством осилить тернистые пути к Оскару и другим вершинам, сумев преодолеть все трудности и обиды, которыми жизнь так незаслуженно награждает это магическое искусство.

2003 г.