Винни Пух и все, все, все

Федор Хитрук создал всего 15 небольших по хронометражу фильмов
1 мая исполняется 90 лет легендарному мультипликатору Федору Савельевичу Хитруку — лауреату Государственной премии СССР, народному артисту СССР, лауреату Государственной премии ГДР. По традиции друзья и поклонники в очередной раз будут дарить ему фигурки Винни Пуха — персонажа, которого он прославил на всю страну.

Анимационное искусство до наступления компьютерных технологий было делом странным. Работа могла длиться годами, а результат на выходе всего-то 10—15 минут просмотра. Все фильмы Федора Савельевича Хитрука можно легко уместить в одну видеокассету и тем более на DVD-диск. Еще останется место и для сцен из "Мухи-цокотухи", "Серой шейки", "Сказки о рыбаке и рыбке", "Аленького цветочка", "Каштанки", "Двенадцати месяцев", "Снежной королевы", "Кошкиного дома", "Приключений Буратино" и многих других (102 названия!), над которыми Федор Савельевич работал с 1937 года на студии "Союзмультфильм". Перерыв случился лишь во время Великой Отечественной, когда он уходил на фронт.

Коллеги о нем говорят, что он может оживить даже фонарный столб. Но востребованный всеми режиссерами талантливый художник решил сам заняться режиссурой. Так в 1962 году появился фильм "История одного преступления", а вместе с ним международный успех, признание коллег и вечная любовь зрителей. Затем были мультфильмы "Топтыжка", "Каникулы Бонифация", "Человек в рамке", "Отелло-67", три картины о Винни Пухе, "Юноша Фридрих Энгельс", "Фильм, фильм, фильм!", "Икар и мудрецы", "Остров", "Дарю тебе звезду", "Олимпионики", "Лев и бык". Вокруг Мастера объединились тогда молодые, а ныне сами мэтры — Эдуард Назаров, Владимир Зуйков, Юрий Норштейн, Андрей Хржановский...

Они вместе расширяли "детские границы" анимации, искали новые формы выразительности и меняли отношение начальников и зрителей к "несерьезному, сказочному" киноделу как к полноценному искусству, равному игровому кино.

Федор Савельевич никогда не скрывал, что, объясняя тайны мастерства ученикам, он многому учится сам. А в том, как мэтр умеет радоваться успеху ученика, лично убедилась 27 марта 2000 года, когда по окончании церемонии "Оскара" позвонила Федору Савельевичу в полдевятого утра, чтобы записать комментарий об Александре Петрове, ставшем с картиной "Старик и море" лауреатом киноакадемии США. Получился не комментарий, а поток нескрываемого восторга: "Эта новость сделала меня счастливым! Это праздник для меня и всех аниматоров России!" А мои сожаления, что в его жизни "Оскара" так и не случилось, были решительно отвергнуты: "Мы — одна семья. И мировое признание одного из наших — праздник для нас всех". А потом я услышала ответ Федора Савельевича на вопрос, кого он считает гением в анимации: "Юрий Норштейн!" Как говорится, без комментариев.

Федор Хитрук создал всего 15 небольших по хронометражу фильмов. Они стали не только неотъемлемой историей отечественной анимации, они — история каждого из нас. И на планете по имени Хитрук жители умножаются с каждым новым зрителем.

Но сегодня ситуация такова, что вся коллекция бывшей киностудии "Союзмультфильм" принадлежит ФГУП Фильмофонд "Союзмульфильм" (директор Эрнст Рахимов). Новый правообладатель каждого анимационного фильма как целостного произведения, созданного в советские времена, тем не менее начал торговать, по мнению художников-аниматоров, отдельными составными частями. Персонажи мультиков сегодня стали очень востребованными, как кондитерские или канцелярские товары, но за тиражирование образов их создатели не получают ни копейки. И, как показывают примеры судов "художник Леонид Шварцман против писателя Эдуарда Успенского", "художник Наталья Орлова против фабрики "Ландрин", авторам Чебурашки и персонажей "Тайны Третьей планеты" невозможно даже доказать, что именно они и есть авторы. Для судов ни эскизы с подписями, ни свидетели, ни — обратите внимание! — даже титры "художник-постановщик" с указанием конкретного имени не являются аргументами.

Анимационный народ — какой-то особый, говорит Федор Савельевич Хитрук. Держится вместе и "это единственное, что может нас сохранить, потому что больше никто особенно и не хлопочет". В суды по Чебурашке за сильно пожилого Леонида Шварцмана ходит, например, великий наш режиссер анимационного кино Юрий Норштейн... Позвольте еще одну цитату из нашего патриарха Хитрука: "Мы солидарны, что должны защищаться, стоим спиной друг к другу и защищаемся. Это было всегда. Сейчас все усложнилось тем, что не знаем, от кого защищаться. Можно занять оборону от какого-то конкретного лица, от недоброжелателя, а здесь одни обстоятельства. Мы к этим обстоятельствам не готовы. Всю жизнь пользовались скудным довольством со стороны государства, и этого хватало, чтобы делать хорошие или плохие работы с воодушевлением. Мы не привыкли создавать себе ситуацию, мы привыкли делать свое кино".

Художник-постановщик Наталья Орлова: "В моей жизни Федор Савельевич сыграл ключевую роль"

Для всех аниматоров Федор Хитрук — великий человек. Он создал целое направление. Его приемы, его открытия актуальны и сегодня, несмотря на развитие компьютерных технологий в анимации. Его неоспоримый авторитет складывается из огромного таланта, верности художественным принципам, которым он никогда не изменял, доброты. Доброта проявлялась во всем, а в моей жизни Федор Савельевич сыграл ключевую роль. Когда я пришла учиться на Высшие режиссерские курсы, он был моим педагогом. Конечно, я делала ошибки, но он относился к этому с пониманием, потому что сам был творческим человеком и считал, что каждый имеет право на ошибку.

Режиссер Эдуард Назаров: "Мы все — дети Хитрука"

Федора Савельевича я знаю с "Каникул Бонифация", с 1965 года, я работал ассистентом художника. И потому, если говорить только о профессии, то Хитрук для меня — крестный отец. И в жизни я к нему отношусь, как к отцу родному. Да и он к нам всегда, как к деткам, относился. Сегодня все аниматоры из стран бывшего Союза также считают себя детьми Хитрука. А на "Союзмультфильме" и вовсе не было ни одного человека, который не приходил бы к нему с вопросами, сценариями, раскадровками, да со всем на свете.

По молодости мы, конечно, шалили, хитрили, но были готовы и голову сложить за него. Он это понимал, и вел себя с нами, как директор детского сада. В работе он был строгим, очень требовательным, иногда мог и покричать, но мы понимали, что это — в сердцах, не от злобы. Мы понимали, что вот навредили, и видели, как ему физически плохо от нашей небрежности.

Когда думаешь о Хитруке, его поступках, его жизни и его творчестве, понимаешь: действительно можно сказать, что гений и злодейство не совместимы.

Вита Рамм, Известия, 26.04.07