МУЛЬТЯКОВ ГРОМАДЬЕ
Аниматоры делают овечку Долли, завершают Бабу Ягу с днем рождения Алисы и продолжают «Смешарики». Они горюют о недостаточных деньгах, но пытаются стать отраслью рыночной экономики и берут пример с корифеев.

Победителями 12-го Открытого российского фестиваля анимационного кино, завершившегося на прошлой неделе в Суздале, стали как мэтры отечественной мультипликации, так и молодые режиссеры. Штучное авторское кино и поставленные на поток циклы и сериалы в равной степени были удостоены благосклонного внимания комиссии. А иначе и быть не могло: организаторы фестиваля умудрились даже из некруглого числа 12 сделать юбилейную дату. Юбилеи же, как известно, всегда сопровождаются раздачей призов, снисхождением к промахам и авансами на будущее.

Ежики и Петровы

Впрочем, как раз будущее российской анимации оказалось в тумане, как знаменитый норштейновский ежик: уже в этом году госфинансирование новых анимационных фильмов снизится. Это вполне соответствует логике суеверий, столь свойственных творческому процессу: несчастливое число 13, которым будет пронумерован следующий фестиваль, уже сейчас заставляет отечественных мультипликаторов делать страшное лицо и пугать анимационным апокалипсисом. Но опасаться нечего: фантазии мастеров мультипликации достаточно, чтобы и 13-й фестиваль сделать юбилейным и провести его, творчески обыграв злосчастную цифру.

А нынешний, 12-й фестиваль оказался овеян пафосом бессмертных Ильфа и Петрова. Эксперты расхаживали в фуражках Остапа Бендера, а призы извлекались из 12 стульев путем вспарывания сидений кухонным ножом. Организаторы даже запустили на сцену живого гуся и всуе поминали Паниковского, персонажа, впрочем, уже не «12 стульев», а «Золотого теленка». 

Даже обладателем Гран-при фестиваля стал фильм Петрова. И хотя оскароносный Александр Петров снял свой шедевр по роману Шмелева, а не российских сатириков, это не умаляет радости от чудесных совпадений. Радость, впрочем, была слегка омрачена отсутствием на фестивале знаковых фигур — самого Александра Петрова и бессменного президента фестиваля Александра Татарского. Не менее бессменный директор фестиваля, третий Александр — Герасимов, — объявил, что обоих мастеров анимационного кино свалил грипп. Не приехал на фестиваль и художественный руководитель самого раскрученного мультсериала, «Смешарики», Анатолий Прохоров. Отдуваться вместо «забюллетенивших» на сцене суздальского туркомплекса пришлось его бессменному конферансье — Вадиму Жуку и знаменитому аниматору-балалаечнику из Минска Михаилу Тумеле. Еще одно удивительное совпадение: комиссия экспертов, оценивавших качество анимационных лент, состояла из 33 членов, а фестиваль прошел именно в 33-м регионе — Владимирской области.

Про любовь и уборные

Кардинально систему оценок фильмов в Суздале изменили в прошлом году — по предложению Александра Татарского. Вместо традиционного жюри была сформирована экспертная комиссия из «наиболее авторитетных участников фестиваля». В результате автор идеи честного судейства сам оказался наказанным: ни один из фильмов студии «Пилот», возглавляемой Татарским, не был удостоен призов. А одним из лучших фильмов в прошлом году была признана лента Дмитрия Геллера (студия «А-фильм») «Признание в любви». 

На нынешнем фестивале тема любви снова завладела сердцами экспертов. Хотя уровень 26-минутного фильма Александра Петрова «Моя любовь», сделанного в традиционной для него технике живописи на стекле и удостоенного Гран-при, оказался настолько выше всех остальных, что это было очевидно даже непрофессионалам. «Моя любовь» первенствовала и в номинациях за лучшее изобразительное решение и лучшую режиссуру.

На втором месте в рейтинге экспертов оказался фильм Олега Ужинова «Жихарка» из цикла «Гора самоцветов» студии «Пилот» — про маленькую девочку, живущую в семье кота и воробья и обманувшую хитрую лису. Один из юных зрителей на показе «Жихарки» так громко визжал от восторга, что можно с уверенностью сказать: неудача «Пилота» на прошлом фестивале на нынешнем была вознаграждена сторицей. «Жихарка» к тому же победил в номинации «Лучший фильм для детей». 

На третьем месте фильм Константина Бронзита «Уборная история — любовная история». Это простое рисованное кино о любви тружеников платного общественного туалета. Затейливая фантазия режиссера сделала мужика уборщиком женского туалета, а тетеньку — работником мужского отделения. Надо полагать, оба искали свою любовь среди посетителей уборной, не нашли и в конце концов слились в экстазе в одной из кабинок. Эксперты были явно потрясены: счастье иногда так близко...

Хорошему чаще приходит конец

Добиться благосклонности экспертов на суздальском фестивале стремилось рекордное число участников. «В программе фестиваля 80 фильмов, из них 63 в конкурсе, — рассказал «Профилю» директор фестиваля Александр Герасимов. — Коренных отличий от прежних фестивалей нет. Но фильмов больше, больше людей, больше длинных фильмов, больше серий и сериалов запускается в нашей стране! Мы показываем то, что было произведено за год. Отсеяли очень небольшое количество фильмов, которые вообще ни в какие ворота не лезут. Но основную часть взяли». 

По мнению Герасимова, столь мощный поток анимационного кино связан с тем, что «пусть ненамного, но больше внимания стали уделять в Госкино анимации, бюджетное финансирование увеличивается: фильмы, которые представлены здесь, сделаны в основной своей массе за счет госбюджетного финансирования». Однако этот живительный источник начинает иссякать. В ходе одной из фестивальных дискуссий замначальника отдела Федерального агентства по культуре и кинематографии Елена Мнёва поставила аниматоров перед фактом: «Хорошему чаще всего приходит конец». Действительно, по данным агентства, сегодня в производстве находится 110 анимационных лент, из которых 10 — полнометражные фильмы, причем как сериалы, так и авторские фильмы. И все это финансируется Госкино. «Финансирования не хватает, — признала Мнёва. — В этом году все проекты должны пройти через конкурсы-тендеры. Но даже если мы на 100% профинансируем пилотный фильм, то дальше продюсерам придется изыскивать средства самим». 

В этом году агентство профинансирует отечественную анимацию на 324 млн. рублей. Однако значительную часть суммы съедят обязательства по ранее запущенным проектам. Известный режиссер и художник Эдуард Назаров так прокомментировал ситуацию: «Фильмов запущено масса! И сейчас надо оглядываться, чего понаделали. Сегодня же все подорожало, и кино тоже подорожало! На следующий год финансирование резко упадет. Сначала на «Пилоте» за год делали 11 фильмов из цикла «Гора самоцветов», потом восемь, потом шесть, а на следующий год — может, всего два будет».

Трехлетняя Бабка

Действительно, сейчас в производстве различных студий находится сразу 10 полнометражных фильмов, частично финансируемых из госбюджета. Три из них были презентованы в Суздале. Уже в сентябре на экраны выйдет 70-минутный фильм Валерия Угарова «Бабка-Ежка и другие», сделанный на студии United Multimedia Projects (UMP). «Бабку-Ежку» делали три года, — рассказал директор проекта Сергей Карпов, — в фильме традиционные фольклорные персонажи — Емеля, Змей Горыныч, Соловей-разбойник». К 2009 году на студии «Мастер-Фильм» (директор Александр Герасимов) планируют завершить 80-минутный «полнометражник» «День рождения Алисы» по повести Кира Булычева. Студия «Аргус» трудится над «пилотом» фильма «Чуки-куки» по сценарию Александра Курляндского. «Фильм должен быть завершен до конца 2008 года, — заявил директор студии Владимир Репин. — Для ускорения работы часть производства мы передали на Украину и в Гонконг». А в работе еще «Киндзадза» Георгия Данелии, «Гадкий утенок» Гарри Бардина, «Полторы комнаты и окрестности» Андрея Хржановского…

Аниматоры торопятся и не собираются останавливаться. Впервые на фестиваль прибыли представители Госнаркоконтроля обсудить новый проект — антинаркотический сериал «Чистый мир». Его авторы считают, что мультики об ужасной судьбе юных наркоманов вызовут шок и отобьют желание «ширяться». Студия «Мастер-Фильм» запускает сериал «Овечка Долли»: клонированная овца должна стать новым узнаваемым всероссийским анимационным брендом. Продюсер Георгий Васильев намерен сделать 100 серий «МультиРоссии» — коротких роликов о российских городах. Дмитрий Наумов продвигает всероссийский конкурс политических мультфильмов «От мульта!». И наконец, самый раскрученный сериал, «Смешарики» (студия «Петербург»), намерен с помощью «Мастер-Фильма» трансформироваться в «полный метр». «Смешарики» могут считаться лидерами в рейтинге цитируемости на суздальском фестивале. «Это единственный российский сериал, работающий по бизнес-проекту, соответствующему западным стандартам, — подтвердил Герасимов, — узнаваемость его героев в Петербурге превысила 50%. Там даже творожные сырки с изображением «Смешариков».

Горилка без творога

Но на фестиваль творожных «Смешариков» не привезли. Зато коллеги из Белоруссии не растерялись и еще до подведения итогов пригласили авторитетных экспертов на дегустацию белорусской горилки с салом. Разливал лично Михаил Тумеля, один из создателей петровского шедевра. Горилка произвела настолько сильный эффект, что Тумелю пригласили посетить национальные фестивали анимации почти все его иностранные участники. Вообще, Лукашенко давно стоило бы представить Михаила Тумелю к госнаграде за пропаганду белорусской анимации. Чего стоит его одноминутный ролик под названием «Несгибаемый Чен» — боевая и в то же время интимная история отношений молотка и гвоздя!

Анимационный фестиваль стал и смотром домашних любимцев некоторых его участников. Мультипликаторы приносили своих четвероногих друзей на просмотры и семинары, а вельш корги кардиган кинокритика Катерины Кладо стал главным героем фестивального капустника. Даже поставить точку в церемонии закрытия фестиваля доверили таксе Эдуарда Назарова: пес за две минуты злобно перекусал добрую сотню воздушных шариков. Под этот необычный салют фестиваль был объявлен закрытым. 

Подводя итоги, Юрий Норштейн вынес свой вердикт: «Будем отсчитывать от Петрова. Остальное, увы, — общий уровень». Сценарист Владимир Голованов объяснил скупость в самовыражении «самоцензурой»: «А все потому, что деньги дает Госкино!» Самым большим оптимистом, разумеется, оказался директор фестиваля Александр Герасимов: «Мы потихонечку стараемся стать отраслью рыночной экономики. Если получится, пойдут деньги, и мы будем независимы от государства».
 
ЛЕОНИД НОВИКОВ, журнал "ПРОФИЛЬ"