Искатели и прагматики анимации

«Нельзя уходить от тайны, иначе ничего не получится»

Мэтр мэтров анимации Юрий Норштейн как-то сказал: «Не может быть проходных фильмов, не должно быть никаких откладываний, мол, сегодня сделаю это, потому что этого требует ситуация, а вот завтра займусь творчеством». Конечно, он прав, но при этом не надо забывать, что творческий путь - он, в основном, тернистый, не каждому охота натыкаться на колючки, а чтобы с маслицем проскочить, надо на время забыть про свои мечты и сделать так, как хотят те, кто заказывает музыку.
Главным продюсером анимации до сих пор остается государство. Оно же помогает фестивалям, в том числе самому именитому - Суздальскому открытому фестивалю анимационного кино. Именно здесь можно увидеть все мультфильмы разом, обсудить новые проекты, вспомнить ретроспективы, поспорить, повеселиться, в конце концов.
«Действительно вся анимация снимается с господдержкой, – говорит Елена Мнева, замначальника отдела производства национальных фильмов Федерального агентства по культуре и кинематографии. - Мы понимаем, что если для игровых проектов и для значимых документальных все-таки можно найти финансирование от инвесторов, спонсоров, то для анимации это практически невозможно. Без господдержки анимация не выжила бы. Средства выделялись постепенно, по возрастающей. И в 2003-м произошел финансово-качественный рывок, в результате которого в 2004 году в Суздале были представлены три полнометражных анимационных фильма. Хотели как лучше - получилось как всегда: продюсеры, творцы буквально за три года привыкли к тому, что есть поддержка, и решили, что так будет всегда, а это неправильная позиция. Суетиться надо!» Далее госпожа Мнева сообщила, что в этом году изменились условия оказания господдержки, это связано с обновлением законодательства. «Прелести» нового закона уже налицо. Изменения связаны с тем, что на сегодняшний день в производстве 110 анимационных проектов, которые финансируются Федеральным агентством. Из них - 10 полнометражных фильмов и ряд сериалов, а также авторская анимация. А в прошлом и позапрошлом годах в производстве находилось не более 80 фильмов, причем они не выпускались быстро. Количественный скачок произошел, но… Государство не может продолжать финансирование в таком объеме.

В 2007 году руководство Федерального агентства приняло решение: все проекты должны проходить чрез конкурсы-тендеры. То есть мультфильмы приравнены к большому кино. От такой чести аниматоров познабливает. Уже объявлены конкурсы на 5-минутные дебютные работы и на пилоты полнометражных фильмов и сериалов. И даже те проекты, которые дотянули до стадии пилотов, могут быть брошены. Продюсеру придется со своим готовым пилотом самостоятельно искать спонсора. Есть еще проблема с прокатом. С коммерческой точки зрения интересны только полнометражные фильмы. Коммерческие кинотеатры в своих маленьких залах периодически показывают анимацию в рамках тематических недель, но скромная реклама редко доходит до малого круга потенциальных зрителей.
Юрий Борисович Норштейн, отсмотрев суздальский конкурс, заявил: «Программа очень ровная, понятная. Тайна искусства – в непознаваемости, а у нас все раскладывается по полочкам: вот перекладка, компьютер, хотя, безусловно, вся мультипликация строится на расчете. Есть опасность, что расчет задавит свободное творчество. Нельзя уходить от тайны, иначе ничего не получится. Появятся ли деньги на то, чтобы дать возможность развиваться поисковой мультипликации? Если нет, мы получим прагматичный результат. Это уже не называется искусством. Я не противник компьютера, я противник невежества за компьютером. Без знания культуры нельзя садиться работать».
С такими учителями, как Норштейн, в принципе невозможно плохо снимать фильмы. Он любого вытянет. И другие наши мастера вытягивают. Что, по большому счету, не очень-то радует. Школа есть, она видна в каждой работе, но нет индивидуальности, нет своего взгляда на жизнь. В этом году дебютанты не выделились. И опять придется вспомнить о господдержке: из-за нее, любимой, авторы берутся за проекты, на которые есть финансирование. Это экранизация классиков, исторические фильмы, сказки, биографические, в общем, все, что способствует повышению культурного уровня. Никто и не против, чтобы кино было добрым, умным, познавательным, но хочется высокого искусства…
Ирина Марголина в «Сказках старого пианино» (анимационный сериал по истории классической музыки, адресованный детям) преследовала очень благородную цель: в легкой увлекательной форме рассказать о жизни и творчестве самых известных композиторов. В конкурсе участвовали два ее фильма - о Бетховене и Вивальди. Вроде бы все на месте: Бетховен в детстве, такой печальный мальчик, в отрочестве он разрываем звуками, вот «Лунная» звучит, летят годы, он уже глухой… А вот грудной Вивальди, он родился в Венеции во время маскарада, был очень слаб…А так ли важен этот эпизод? И следующий? И какой важнее? Безумно сложно за короткие экранные минуты рассказать о двух великих композиторах, жизнь которых пестрела недетскими страстями и страданиями. Причем в рассказчиках почему-то настоящий кот, который заземляет тему, опуская ее до уровня мышей… Убрать кота!
Фильм «Пиковая дама» Дмитрия Наумова тоже сделан с целью просвещения. Режиссер сразу заявил, что он адресован тем, кто никогда не дослушивал оперу Чайковского до конца. Поставил задачу любым способом увлечь и выбрал непростой путь, путь провокации: главное - поразить, шокировать, тогда, может быть, дослушают, досмотрят… Согласитесь, любому художнику хочется нравиться, но Наумов рискнул действовать от противного: его герои – нечеловеки, какие-то «гуманоиды», вылепленные из пластилина. Прежде чем выбрать фрагменты, он прослушал оперу раз сто, перечитал Пушкина и неожиданно откопал фразу, сказанную Германном по поводу старухи: «Вот бы стать ее любовником, но боюсь, что не успею». Режиссер ухватился за находку, как за доминанту, перевернул ситуацию: старуха полюбила молодого человека и вручает ему три карты, чтобы он стал богатым, но, понимая, что не может соответствовать этой любви, вместо себя выставляет Лизу… Поэтому Лиза - кукла, управляемая старухой. Наумов объясняет: «Все найдете у Пушкина! Германн - упертый, твердолобый, человек нордического склада, он – машинка в ожидании славы». Условные персонажи странным образом сочетаются с ариями Чайковского в современных обработках. Режиссер считает, что великий композитор сочинил для своего времени абсолютно попсовое произведение, он хотел, чтобы молодые люди не уходили из зала. И Наумов туда же…
Сказка «Колобок» Владлена Барбэ, недобравшая несколько баллов до призового места, – история поучительная. Посвящается родителям. В зале после просмотра кричали: «Спасибо, Влад!» Так «Колобок» тронул. Это вариант сказки наоборот: ни от кого Колобок не уходил, ушел только раз – от своих родителей, всем остальным на него глубоко наплевать. Его просто не замечали, куда ж денешься, если не уйдешь. Волка, зайца, лису режиссер наделил непростой судьбой, в которой нет места Колобку. Он нужен только тем, кто его создал. Это фильм – покаяние перед родителями.
Гран-при фестиваля разделили три фильма: «Уборная история – любовная история» Константина Бронзита (любовь-морковь), «Жихарка» Олега Ужинова (сказка) и «Моя любовь» Александра Петрова (экранизация романа Ивана Шмелева «История любовная»). От Бронзита, давно снискавшего славу гения юмора, ждали чего-то особенного. Получили изящно выстроенный туалетный роман. Удивительные по точности наблюдения. История строится на деталях, но все слишком простенько для ее создателя. Жихарку» уже многие видели. Номинируется на премию «Ника». Придраться не к чему. Но божественного вдохновения не вызывает. Как все, что в рамках жанра сказки. Александр Петров верен себе и своим зрителям. Как всегда, работает по стеклу, вручную, годы на это тратит, но не сдается. «Моя любовь» - это строжайшая гармония, безупречная работа над характерами, «операторские» полеты, живописные «полотна» - все как в большом кино плюс тайна искусства…

Дина Радбель, газета Россiя