Девочка и кот
Мультфильм Олега Ужинова «Жихарка» -- в конкурсе Берлинского кинофестиваля

При ближайшем рассмотрении афиши Берлинале оказалось, что в нынешнем году в конкурсе участвует лишь один фильм российского производства -- мультфильм «Жихарка» в программе короткого метра Generation. Документальный фильм Владимира Иванова «Москва. Парад. 06» о несостоявшемся московском гей-параде (программа «Панорама») и специальный светский показ «Дневного дозора» не в конкурсе и потому не в счет.

Такая ситуация, я думаю, повод не заламывать руки или злорадствовать, повторяя за героем «Изображая жертву», что «русское кино в ж...», а порадоваться тому, что наша анимация, которой за гигантскими проектами как-то не было видно, оказалась на виду и вполне конкурентоспособна. Пока, конечно, трудно предугадать, светит ли «Жихарке» на Берлинале какой-нибудь приз, но это действительно один из самых обаятельных мультфильмов, снятых у нас в прошлом году.

«Жихарка» (а в фестивальной программе картину называют «Жихарка и лиса») -- одна из серий знаменитого цикла студии «Пилот» «Гора самоцветов», где каждую сказку снимает новый режиссер в своей манере и технике. Уральскую сказку «Жихарка» снял 38-летний Олег Ужинов, для которого этот фильм -- четвертая режиссерская работа.

Свое профессиональное образование Ужинов получил на «Пилоте», придя туда 18 лет назад на курсы аниматоров, там же прошел последовательно всю школу, как работали средневековые подмастерья и все наши великие режиссеры в пору «Союзмультфильма». Сначала был фазовщиком, потом аниматором (делал фильмы с лучшими режиссерами -- Алдашиным, Максимовым). А потом стал режиссером. (Кстати, Иван Максимов, получивший в свое время берлинского мультипликационного медведя, неизменно называет Ужинова в числе своих любимых режиссеров.)

Первый авторский фильм Ужинов снимал почти четыре года сам, без всяких студий. Дома, буквально «на коленке», Олег вместе с женой Еленой (она участвует во всех его фильмах и, как уверяет режиссер, является главным идейным центром) нарисовал шестиминутную ироничную и трогательную картину Jamais ("Никогда"). Там под музыку Вертинского голая грудастая тетка делала зарядку на берегу моря, а за ней наблюдал восхищенный малыш. Потом тетка ныряла с обрыва, да так и не показывалась над водой.

После этого фильма поклонников у Ужинова в анимационной среде появилось множество, но следующую свою картину он снял только через шесть лет, в 2001 году на «Мастер-фильме». Это была очень симпатичная сказка «Евстифейка-волк», которая поначалу шла в составе не слишком удачного детского альманаха «Мультипотам», но потом лишнее отбросили. Так и пошла путешествовать по фестивалям и получать призы история о волке-обжоре, который съел старика со всей домашней живностью, а когда они выбрались из его живота, пришел к старухе виниться: «Неудобно получилось».

Впрочем, в начале 2000-х отечественные мультфильмы, даже увенчанные всеми возможными наградами, до зрителей практически не доходили, и, хотя один из спонсоров в качестве фестивального приза выпустил презентационный тираж «Евстифейки» на кассетах, сказку мало кто видел.

Со следующей своей картиной Ужинов вернулся на «Пилот». Фильм «Нехороший мальчик» про вруна и ябеду, который понес заслуженное наказание, Олег снова снимал с женой Леной -- она была соавтором сценария и художником. Ее картинки -- острые, гротескные, со смешными головастыми квадратными персонажами -- узнаются сразу; кто смотрел телевизор в начале 2000-х, могут вспомнить ее манеру по роликам про пивовара Ивана Таранова, на которых она работала художником. «Нехороший мальчик» снова взял полную меру фестивальных призов и дал название одному из последних пилотовских сборников, выпущенных на DVD.

Ну и, наконец, «Жихарка» -- фильм 2006 года, уже выпущенный на последнем диске «Горы самоцветов», но еще не успевший как следует попутешествовать по фестивалям. Кто помнит эту сказку, знает, что речь в ней шла о хитром мальчишке, обманувшем лису, со всем набором классических сказочных поворотов в духе «я дурачок, не понимаю, покажи мне, как на лопату садиться». У Ужинова все иначе.

Во-первых, Жихарка -- маленькая девочка, живущая в семье кота и воробья. А во-вторых, в ней и в помине нет никакой хитрости: крошечная Жихарка -- само простодушие и детская игривость. Провести ее невозможно именно потому, что она верит всему и сразу, как трехлетний ребенок, но так пылко готова включиться в любую игру, что поведение ее совершенно непредсказуемо. Ей в голову не приходит бояться лису -- крошка боится только какого-то сказочного Бабайку, о котором, укачивая на ночь резвушку, рассказывал кот. А лиса-то, пока не обгорела в печи, совсем была не похожа ни на какого Бабайку. В общем, кино получилось очень нежное, простодушное и веселое. И очень понятное всем замученным родителям шустрых малышей. Ведь когда у режиссера спрашиваешь: «А почему все-таки у вас Жихарка -- девочка?» -- Олег, задумчиво почесывая в затылке, отвечает: «Не знаю. Может быть, потому, что у нас как раз девочка растет». И сам, между прочим, озвучил в фильме кота.

Дина ГОДЕР, Время новостей, N°21, 07 февраля 2007