"Я - действующий ветеран, а за мной - никого"

Режиссер Игорь Волчек - "Газете"
Режиссер Игорь Волчек - в интервью "Газете"
На мультипликационной студии "Беларусьфильма" запускается в производство многосерийный анимационный проект "Повесть минувших лет". Лента расскажет о древних гербах и флагах. На создание картины выделен грант из фонда президента Белоруссии. С режиссером фильма, ведущим белорусским кинематографистом Игорем Волчеком, побеседовала корреспондент "Газеты" Татьяна Невская.

- Как возникла идея фильма?

- Идея - за минимум времени донести максимум информации об истории Белоруссии через ее государственную символику. Вначале мы хотели выпустить шесть двухминутных сюжетов, по количеству областей республики, но потом решили не ограничивать себя во времени. Вспомнились ещё и города - Полоцк, например. Как не рассказать о Полоцком княжестве?

А на древнем гербе Минска - ему более 500 лет - Богородица с ангелами. По легенде варвары бросили икону в реку, она доплыла до Свислочи и там явилась: лик вознесся над крепостью, где сейчас стоит Минск. И тогда литовский князь издал указ о гербе... Белоруссия знаменита лесами, в гербах отражена природа: и флора, и фауна.

- Вы только что вернулись с международного анимационного фестиваля "Крок". Каковы ваши впечатления?

- Ощущение такое, что это один из самых замечательных по атмосфере фестивалей: он излучает ауру дружелюбия, взаимоуважения, сплоченности. Что касается меня, то за десять фестивальных дней решились многие мои творческие проблемы. Я написал на "Кроке" три сценария, договорился о работе с заинтересованными людьми. Если же говорить о конкурсной программе - тут у меня личный опыт. Я был в селекционной комиссии Хиросимского фестиваля анимации, где для отбора на конкурс было представлено более 1600 фильмов. Это в два раза больше, чем на "Кроке".

Мы с Юрием Норштейном обсуждали конкурсную программу "Крока" - было состояние легкой паники. Ведь у нас обоих есть студенты, и во всех дебютных фильмах одна общая беда, которую Юрий Борисович очень точно определил: разорванность сознания. Это мешает реализации замысла. Есть еще проблема - глубокая философия на мелком месте. И непомерные амбиции. Амбициозность молодого поколения замечательна, а общая атмосфера "Крока" - умение радоваться успехам - амбиции молодых поддерживает. Тем не менее открытий не было. Но были проблески. Я написал в бюллетене "Крока", "Посткроктуме": "Если ваш фильм признан лучшим, это не значит, что он хорош. Это значит, что остальные фильмы еще хуже". Когда есть Хитрук, Назаров, Норштейн, молодежи нужно ориентироваться на высокий уровень их творчества.

- Вы не только аниматор, но и музыкант с консерваторским образованием. Как, на ваш профессиональный взгляд, озвучены конкурсные фильмы?

- Случались, конечно, явные промахи, бывало, слишком "лобово" звучала музыка. Понравился канадский фильм "Птичьи звонки" за остроумное решение.

Один из моих сценариев, написанных на "Кроке", в начале повествует о детстве в Ташкенте, о музыке. Финал - спустя годы звучащая в концерте прелюдия и фуга Шостаковича и непонимание зала.

Я долго не мог написать этот сценарий так, чтобы в нем была отмечена непрописанность детских ощущений, детская нарушенность восприятия, когда трава - огромная, чтобы там были весенние маки на крышах и музыка Шостаковича. Я спросил у Норштейна, как все это впихнуть, мол, слишком грубо написал... Он ответил: "Вот только так и надо - грубо написать". Я еще не решил, как буду снимать, но это не классическая анимация. Скорее всего, смешанная техника, возможно и перекладывание.

Компьютер может творить чудеса, если не делать новые технологии самоцелью.

- Какова сейчас ситуация в анимационном кино Белоруссии?

- С аниматорами - хорошо, но они разъехались по другим странам, потому что в кино - катастрофа. Уничтожена база. Я - действующий ветеран, а за мной - никого. Между тем не самую плохую белорусскую анимацию нужно развивать, пока в стране есть замечательные, мыслящие художники. Если мы не будем их ценить, разъедутся и эти.

газета "Газета" , 21 августа 2006 г.