На "Кроке" был взят овертайм

В Нижнем Новгороде закрылся 13-й международный фестиваль анимационных фильмов "Крок", который в нынешнем году был посвящен дебютантам. Интернациональное жюри в составе председателя Жака Друена (Канада), Константина Бронзита (Россия), Тицианы Лоски (Франция), Реджина Пессоа (Португалия) и Евгения Сивоконя (Украина) приняли решение присудить Гран-при фестиваля фильму "Овертайм", авторы – Ури Атлан, Тибо Берлан, Демьен Фэрие (Франция). Это трогательная история о том, как маленькие тряпичные куклы, похожие на персонажей Маппет-шоу, находят своего создателя, лежащего мертвым на скамейке. Бедные создания никогда не сталкивались с такой бедой и пытаются жить, как прежде. Эта черно-белая "трехмерка" трогает каким-то недосказанным настроением и совершенно очаровательна в музыкальном отношении.

Отборщики еще до просмотров в один голос хвалили "Овертайм", хотя на мой личный вкус, это не самая лучшая лента форума. В принципе на "Кроке-2006" не было ни одного фильма, который с полной уверенностью можно было бы назвать открытием. Но этого и не ожидалось, важны тенденции, о которых мы уже писали. С этой точки зрения "Овертайм" показал, что зрителям и профессионалам по-прежнему либо нравятся рассказанные внятные истории, либо поэтические аллегории, хотя в данном случае и пронзительно грустные.

Теперь что касается спецпризов и других подарков участникам по порядку.

Диплом в категории "Студенческие фильмы, созданные в процессе обучения" – "За профессионализм" был присужден рисованному фильму "Дом", авторы – Марко Нгюен, Пьер Перифель, Ксавье Рамонеде, Оливье Стафила, Реми Заару (Франция). Это полутораминутная история о том, как старушка колотит в стенку, чтобы ее сосед не пел так громко в душе. И опять группа авторов доказала, что французы весьма сильны в оснащении и профподготовке.

Приз и диплом в категории "Студенческие фильмы, созданные в процессе обучения" получила "Сцена из жизни антилоп", режиссер Эдита Кравсова (Чехия). Это рисованная пятиминутка по рассказу Жака Превера, довольно симпатичная, хотя и не поражающая воображение.

Диплом в категории "Дипломная работа", "За остроумное использование новых технологий" присужден фильму "Улыбка", авторы – Наом Абта, Йоав Абрамович (Израиль). Вот это кино мне лично запомнилось. Живые актеры, у которых только лица сделаны на компьютере, снятые со всевозможными спецэффектами, разыгрывают перед камерой наркотический "приход" одного из членов компании, который "подсел на измену" в процессе злоупотребления запрещенных веществ. Ему кажется, что его вот-вот сожрет улыбающаяся стремная чувиха из той же компании. И таки сжирает...

Диплом "За оригинальную идею", а также неформальный "Приз зрительских симпатий" достался фильму "Осторожно, двери открываются" россиянки Анастасии Журавлевой, которая плыла с нами на корабле. Этот фильм уже побеждал в Суздале. Ожившие кукольные пуговицы, забавный сюжет, теплый юмор и обаяние, присущие этой работе, позволяют надеяться, что и в нашей анимации растет достойная смена мастерам.

Награду "За оригинальное использование классического материала" получил фильм "Джем-сейшн", режиссер Изабела Плучинська (Германия–Польша), пластилиновая десятиминутка, сделанная очень тщательно, хотя история рассказана несколько невнятная: старики танцуют под джазовую музыку из соседнего бара, но на этом все заканчивается, по-моему совершенно немотивированно. Стоило прикладывать фантастические усилия, лепя целый ресторан для такой простенькой историйки.

"За юмор и абсурд" диплом дали фильму "Хеломские обычаи", режиссер Ирина Литманович (Россия). Кино, трогательное и тщательно сделанное ученицей Назарова, Норштейна и Татарского в технике перекладки, тоже было на суздальском форуме, и уже тогда всем понравилось.

Диплом "За легкое напоминание о тяжелом детстве" – фильму "Про меня", режиссер Мария Соснина (Россия), пермячке, которая, как и три предыдущие автора, плавала от Нижнего до Перми и обратно. Смешная история по собственному сценарию, продолжающая традиции юмористической русской авторской анимации.

Приз и диплом в категории "Дипломная работа" отдан фильму "Птичьи звонки", режиссер Малколм Сазерленд (Канада). Мне этот фильм остался непонятен и неинтересен и визуально и нарративно, поскольку в нем оживают звонки на автоответчике в виде всяких символов на тетрадном листочке. Но мнение жюри в данном случае важнее.

Диплом в категории "Первый профессиональный фильм, снятый вне учебного заведения" – "За неожиданный взгляд на деликатную тему" – достался фильму "Плоть и кость", режиссер Эми Ли (Республика Корея). Это рисованная история о худеющем поколении корейцев. Категорически не мое кино, хоть и понимаю его некоторую социальную значимость.

"За обаяние и непосредственность" награжден фильм "Сказка Сары" ученицы Юрия Норштейна Светланы Филипповой (Россия). Матерински-трогательная детская сказка, начитанная под оперную музыку дочкой режиссера, типично норштейновская рисованная пятиминутка. К этому фильму совсем не хочется высказывать претензий, автор – почти сорокалетний зрелый художник-график, и качество соответствующее, высокое. Со Светланой я сидел за одним столиком в ресторане и очень рад за нее.

"За нежность и чувственность" отмечен фильм "Воробьи – дети голубей" Нины Бисяриной из Екатеринбурга. Автор – модельной внешности молодая девушка, совсем не соответствующая по виду своему кино, детскому и, как и предыдущее, отчетливо-женскому. Понимаю, что сделано хорошо, но уж больно сентиментально, для передачи "Спокойной ночи, малыши".

А приз и диплом в категории "Первый профессиональный фильм, снятый вне учебного заведения" присужден моему личному фавориту – "Башне Бохер" канадского режиссер Теодора Ушева. Это конструктивистская зарисовка на тему башни Татлина - очень динамичный оммаж русскому авангарду начала ХХ в. под музыку Свиридова.

Специальный приз жюри "За лучшую программу киношколы" присужден Школе-студии "ШАР" (Россия).

И, наконец, специальный приз жюри "За зрелую режиссуру в молодом кино" отдан еще одному всеобщему любимцу – фильму "Автобусная поездка и цветы в ее волосах" британца Асафа Аграната, бывшего гражданина Израиля, плывшего с нами на теплоходе и проявлявшего чудеса общительности. Это рисованная лента о мальчике, едущем в автобусе и получающем в пути различные впечатления, а благодаря смешению запахов добра и зла он постепенно взрослеет. Фильм очень качественный, и я тоже отдал бы ему приз, не задумываясь.

Кратко подводя итоги, можно отметить, что побеждали представители разных киношкол, стран и направлений – всем сестрам дали по серьгам, никого не обидели. Французы впереди, хотя очень заметны россияне и британцы. Групповое творчество опережает индивидуальное. Вперед, как всегда, вырываются мужчины, но средняя линия прочно сохраняется за слабым полом, что вызывает у меня смешанные чувства, поскольку женское кино не входит в число моих личных предпочтений. Однако анимация – очень кропотливый труд, и к тому же сверхмалооплачиваемый по сравнению с другими видами искусств, тут женщинам раздолье, если у кого мужья деньги заколачивают на чем другом. Поэтому такие ленты, как "Сказка Сары", "Воробьи, дети голубей", "Про меня" и "Из жизни антилоп" сделаны как будто по одному лекалу: детскими голосками рассказаны миленькие сказочки, и в большом количестве все эти сю-сю-сю изрядно напрягают.

Жаль, что несколько моих любимых фестивальных лент не получили ничего, но призовой фонд не резиновый, а картин было очень много. И еще приятно, что депрессивное кино не пользуется спросом, в отличие от веселого или сентиментального.

В целом, на мой взгляд, "Крок-2006" более чем удался, прошел без сучка, участники более чем довольны, за победителей можно только порадоваться. Единственное, что я отмечаю для себя уже во второй раз: на теплоходе редко плывут главные победители. Возможно, они заняты на других фестивалях, но скорее всего, упорно работают, и им просто некогда. На то они и художники.

Игорь КАМИРОВ, Утро.ру, 17 августа, 06:42