Детские истории
В Нижнем Новгороде завершился 13-й международный анимационный фестиваль «Крок»

Фестиваль «Крок», в этом году посвященный дебютам, объявил своих лауреатов. Разумеется, победы на фестивале авторской анимации никогда не сделают режиссера знаменитостью среди широкой публики, как это бывает с создателями «большого» кино. Да и советовать читателям обратить внимание на талантливых дебютантов бессмысленно (смотреть-то их фильмы негде). Но с другой стороны, скорее всего именно эти имена будут определять движение анимационного кино близкого будущего, а там -- кто знает? -- может, и фильмы их можно будет увидеть.

На «дебютантском» «Кроке» вручают призы и дипломы в трех категориях: первая -- студенческие фильмы, вторая -- дипломная работа, третья -- первый профессиональный фильм, снятый вне учебного заведения. Кроме них есть «внекатегорийный» Гран-при, престижный спецприз жюри, награда за лучшую программу киношколы и приз зрительских симпатий, который на «Кроке» считают особенно желанным, ведь за него голосуют не только все пять членов жюри, но и почти 300 профессионалов анимации -- участников фестиваля.

В этом году фестивальные призы особенно отчетливо показали, что между кино, которое называют зрительским, -- веселым, энергичным, с заводным ритмом -- и тем, которое ценится на фестивалях, -- огромное расстояние. Среди фильмов, которые на ура принимались бы в любом кинозале, -- уморительных анекдотов, полных анимационных гэгов (а такие ленты были на «Кроке», особенно ими славится французская киношкола «Гоблен») -- почти не было призеров. Разве что поощрительный диплом «За профессионализм» в первой категории получил гобленовский фильм «Дом», снятый пятью студентами, -- стремительная рисованная история о том, как рассердил старушку сосед, слишком громко поющий в душе, и как из-за ее злости весь дом оказался разрушен.

Жюри трюки не интересовали. Главный приз оно отдало трем французским дипломникам, снявшим в технике трехмерной анимации очень изощренный фильм «Овертайм», негласно посвященный не так давно умершему кукольнику, работавшему с марионетками, -- автору знаменитого «Мапет-шоу». В этой картине тряпочные лягушата, похожие на Кермета, находят своего создателя мертвым, но не понимают, что значит смерть, и пытаются заставить его жить как прежде. Они устраивают огромный концерт, где мертвый герой дирижирует ими, только теперь он сам марионетка, а лягушата поддерживают его голову и двигают руки марионеточными тростями. Свой спецприз жюри отдало еще одному дипломнику, уже британскому, -- за рисованную картину «Автобусная поездка и цветы в ее волосах». Бывший израильтянин Асаф Агранат снял медленную лирическую историю о мальчике, едущем куда-то на автобусе. Встреча с собакой, летние виды за окном, девушка с длинными волосами, сидящая впереди, -- все это повергает мечтательного ребенка, а с ним и зрителя в состояние медитации и вызывает головокружение.

Главный приз в первой, студенческой категории получила чешская «Сцена из жизни антилоп», которую Эдита Кравсова сняла по новелле Превера. Милая черно-белая история, нарисованная как будто детской рукой и озвученная детским голосом, действительно смотрелась трогательно и живо, но программа фестиваля, где таких примитивистских «детских» историй было неожиданно много, показывала, что это беспроигрышный прием -- все они пользовались успехом у зала, полного профессионалов.

Во второй категории (фильмы дипломников), откуда рекрутировались и Гран-при со спецпризом, премию получила остроумно придуманная картина Малколма Сазерленда из Канады «Птичьи звонки». В нем, прослушивая сообщения, оказавшиеся на автоответчике, человек слышал лишь птичий щебет и записывал его в блокнот странными закорючками, будто знаками особой письменности. А потом эти иероглифы оживали и принимались чирикать сами. Все это было очень занятно, особенно с формальной точки зрения -- попытки каким-то образом визуализировать звук, его высоту, тембр и ритм существуют столько же, сколько звуковая анимация.

Ну и наконец, приз в третьей категории, за первый профессиональный фильм, снятый вне школы, получил живущий в Канаде болгарин Теодор Ушев, сделавший фильм «Башня Бохер» -- энергичное, с бешеным ритмом приношение русскому конструктивизму и особенно Татлину, где под музыку Свиридова множатся, строятся, рушатся и вращаются круги, углы и лестницы конструктивистских фантазий.

Как видите, российские аниматоры-дебютанты не получили ни одного главного приза, и это понятно -- лучшие российские дебюты были внятными, хорошо рассказанными историями, не претендовали на роль первооткрывателей, не пользовались сложным языком и не работали с прихотливыми ассоциациями. Но именно российских фильмов было особенно много среди тех, кто получил поощрительные дипломы. Кроме того, московская школа-студия «Шар» получила спецприз жюри за лучшую программу киношколы. И что особенно показательно, в рейтинге зрительских симпатий из пятерки лучших три фильма были российскими. Из иностранных в этом списке присутствовали только «Овертайм» (5-е место) и «Автобусная поездка...» (3-е место) -- те же, что получили главные награды жюри. «Наша» тут была «детская» черно-белая история «Сказка Сары» (4-е место), где девочка на ходу сочиняла, что происходило с ней, дворником, собакой и воронами зимой, когда летать легче, чем бегать, в сугробах теряются варежки и так не хочется чистить снег. На втором месте оказался очень смешной и яркий «Шиш» Марины Карповой -- рисованная сказка про плутоватого «меньшого брата», всюду выходящего победителем, единственный фильм из знаменитого цикла «Гора самоцветов», который доверили дебютантке. (То, что «Шиш» не получил ни одного другого приза фестиваля, выглядело странным, и казалось, что авторитетное жюри эту очень профессиональную заказную работу сочло на дебютантском конкурсе как бы «внекатегорийной»).

Ну а главный приз зрительских симпатий и один из дипломов жюри получил фильм, уже собравший охапку дебютантских наград на российском анимационном фестивале в Суздале, «Осторожно, двери открываются» Анастасии Журавлевой, дипломницы школы-студии «Шар». Обаятельную картину о московском метро, где действуют пуговицы, булавки и катушки, зрители всякого, даже самого артхаусного и снобистского из анимационных фестивалей, принимают так же, как любой другой зал, полный «простодушных» зрителей. То есть с восторгом. Что в очередной раз делает бессмысленным спор между «зрительским» кино и «фестивальным».

Дина ГОДЕР, Время Новостей, Нижний Новгород, 18 августа 2006