Шедевры современной анимации.
ВАЛЬС НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Имя нового Оскаровского лауреата за лучший мультфильм  Микаэля Дюдока де Вит пока еще мало известно нашему зрителю. Да и откуда, кроме интернета, могут наши любители анимации черпать серьезную профессиональную информацию! А между тем французская столица мировой анимации Анси, где в прошлом месяце завершился очередной международный мультфестиваль, опять веско подтвердила лидерство этого режиссера в современном анимационном кино. Его изящная рисованная лента "Отец и дочь" получила Гран-при знаменитого смотра и приз от многотысячной публики, а главное - вновь заставила пережить глубокие чувства людей самых разных эстетических взглядов и жизненных пристрастий. Трепетная, грустная и поэтичная история о том, как дочь всю жизнь ждала лодку отца, уплывшую за горизонт, и в самом деле никого не оставляет равнодушным и утверждает на сегодняшнем экране вечные ценности искусства. Недаром те редкие наши ценители мульткино, кому удалось увидеть фильм Дюдока на последнем фестивале российских аниматоров в Тарусе, теперь измеряют все достижения и проблемы современного мультэкрана сравнением с этой совершенной в своей простоте и икренности лентой.

Как признается сам режиссер, приступая к работе над новой картиной, он хотел взять историю, которая могла бы взволновать самую широкую публику. Однако ему хотелось сделать не сентиментальное зрелище, которое он сам не любит, а серьезный фильм, увлекающий зрителей глубокими и понятными человеческими эмоциями. Идя навстречу публике, он конечно, сильно рисковал, но результат превзошел все его ожидания.

- Когда фильм был завершен, - рассказывает Микаэль Дюдок, - меня поразила реакция зрителей. Я, конечно, рассчитывал, что эта история о неожиданной разлуке отца и дочери будет волновать людей, но понимал, что публика слишком разнородна и ждал самых разных впечатлений. А в итоге был просто потрясен и восхищен реакцией зрителей. Это действительно большое счастье видеть, какие глубокие переживания вызывает моя картина...

Микаэл Дюдок родился в Голландии, учился на родине своей матери в Швейцарии, а начал всерьез заниматься анимацией в Англии, где и сейчас живет со своей семьей - очаровательной женой, дочкой и сыном, которых он с большой нежностью изобразил в своем фильме. Свободно владеющий тремя языками, впитавший традиции многонациональной европейской культуры, этот художник не случайно отказывается в своих фильмах от слов. Музыка - как самый интернациональный и органичный для анимации язык - помогает режиссеру создавать самые сложные образы, рассказывать самые сокровенные истории, выражать самые глубокие чувства. Под звуки флейты и струнного ансамбля трогательно общались герои его первого знаменитого фильма "Монах и рыбка", который лет шесть назад получил множество наград и номинацию на Оскара. Грустная мелодия старинного вальса, кстати, очень напоминающая русские вальсы начала двадцатого века, связала в один круг жизни судьбы всех персонажей и его нового фильма "Отец и дочь". 

- В своем последнем фильме я действительно использовал очень известную и очень красивую мелодию, - признается режиссер. - Она вызывает ностальгические печальные эмоции, и ее уже не раз использовали в кино, например, Эмир Кустурица. Но для меня эта музыка совершенно неразделима с действием моего фильма. Ведь я делаю свои картины уже на основе готовой музыкальной партитуры. И для меня это не просто вальс, под который люди могут танцевать, это камертон, определяющий и настроение героев, и смену времен года, и движение самого колеса жизни...

Символическим колесом жизни в фильме Дюдока становится обычное колесо велосипеда, которое в каждой новой сцене картины  привозит дочку - сначала маленькой девочкой, затем влюбленной девушкой, счастливой матерью и наконец слабеющей старушкой - на высокий берег, откуда она в последний раз провожала своего любимого отца и где в своих мечтах снова надеялась встретить дорого человека. В магическом движении этого велосипедного колеса, вращающегося в ритме сентиментального старого вальса, мы видим на экране и долгую жизнь героини, и само Время, которое изменяет декорации и образ жизни человека, но не его Душу, навеки храняющую любовь и нежность.

Высокий эмоциональный накал фильма "Отец и дочь"создает впечатление, что его сделал человек, переживший глубокое душевное потрясение или перенесший тяжелую утрату. Но, к счастью, жизнь 47-летнего Микаэля Дюдока пока еще не давала этому талантливому художнику жестокого повода столь страстно выражать свои личные эмоции. Просто он умеет видеть и чувствовать радость и боль окружающего его мира. А его любовь к искусству анимации дарит ему счастливую возможность одинаково наслаждаться и тончайшими изысками эмоциональных откровений нашего Юрия Норштейна, и живописной палитрой эпических кинополотен великого канадского режиссера Фредерика Бака, и изощренной графической игрой знаменитого голландского аниматора Пола Дриссена. 

После Оскаровского триумфа и фестивальных побед Микаэль Дюдок собирается вернуться к повседневной работе, которая, однако, даже такому известному художнику не обещает безоблачное будущее. Его новый авторский фильм будет авангардным и, скорее всего, не увлечет широкую публику. А значит, знаменитому режиссеру опять приходится всерьез думать о нелюбимой коммерческой работе, которая помогает аниматорам всего мира выживать в своей профессии и которая уже не раз выручала Дюдока в тяжелые периоды его независимой творческой жизни.

- Когда меня спрашивают, могу ли я прожить без анимации, я получаю возможность с удовольствием  покритиковать нашу непростую профессию, - говорит со смехом режиссер. - Конечно, это не очень здоровая работа. Я работаю в одиночку долгими днями и часами и очень скучаю по домашней жизни в семье. Это похоже на сумасшествие, и, наверное, надо действительно быть сумасшедшим, чтобы постоянно делать мультфильмы. Иногда я себя спрашиваю - Что я делаю?! И все же сейчас я радуюсь успеху своего фильма, и тому, что снова могу снимать кино, и тому, что пока еще остался здоров. Но думаю, если бы я не стал аниматором, то был бы блюз-гитаристом, играл бы в джазовом ансамбле и наверное был бы  счастливее...

Наталья ЛУКИНЫХ, (СК-Новости, 2001 г.)