КУКЛЫ ИЗ СТРАНЫ С ВКУСНЫМ ЗАПАХОМ...
Про то, как москвич Петр САПЕГИН, живя в Норвегии, чувствует себя русским художником и норвежским кинематографистом

       Когда десять лет назад преуспевающий московский сценограф Петр Сапегин проездом попал в Норвегию, которая поразила его вкусным запахом из детства, он и представить не мог, что в этой романтической северной стране, где он неожиданно влюбился и женился, вдруг станет еще и первой звездой норвежской анимации. До такого он бы и дофантазироваться не смог, поскольку раньше не имел никакого отношения ни к Норвегии, ни к столь редкой профессии. Однако кукольные фильмы Сапегина, созданные в эмиграции, не только открыли театральному художнику новый способ его существования в контексте современной скандинавской культуры, но и прославили имя новоявленного аниматора на весь мир. И теперь новым авторским фильмом Сапегина "Мадам Батерфляй" с музыкой Пуччини уже занимаются не только влиятельные продюсеры Норвегии, но и Канады, и похоже, сообща готовят будущее детище режиссера в кандидаты на Оскара...

Дело в том, что проказник Сапегин в новой своей авторской картине "упаковал" грандиозную оперу Пуччини в достаточно вольяжную игрушечную оболочку примитивных кукольных персонажей, которые за десять минут экранного времени предлагают зрителям абсолютно неожиданную версию классической музыкальной драмы. В ней будут и "игрушечные" роды кукольной героини, очень похожей на традиционную игрушку из современного японского супермаркета, и трогательная интимная сцена, и даже трагический суицид пластиковой Мадам Батерфляй, не пережившей разрыва с таким же "супермакетовым" обольстителем.

- В принципе я не считаю себя аниматором, - стеснительно и изящно заикаясь признается Петя Сапегин, качающийся в уютном деревянном кресле на залитой солнце мансарде своего добротного дома в Осло. - ... И  анимирую я в общем-то так себе... Я что называется "стори тейлер" - обыкновенный рассказчик историй.

Истории рассказываются различными путями, и ту возможность, кототорую мне дала жизнь, я просто стараюсь использовать для рассказывания историй...

Первый же мультфильм Сапегина "Эдвард", созданный, по его признанию, благодаря творческой наглости и желанию скрыть свою профессиональную безграмотность, дал возможность недавнему эмигранту найти работу и создать в кукольном кино полюбившийся публике образ настоящего норвежца (внешне он напоминал  неоформившийся кусочек мыла) - эдакий безнадежно влюбленный философ то ли из пластилина, то ли из глины, выглядел не слишком активным, но зато симпатичным современным героем. Затем появились на свет и другие мультперсонажи со смешными пластилиновыми гримасами и бурными человеческими страстями - лукавый обжора Кот Монс, античная нимфетка-охотница Ипполита, некрасивая сентиментальная Крыса и наконец буржуазное семейство Улиток.

Конечно, наибольшую популярность и профессиональный успех принесла Сапегину его Крыса, которая, несмотря на свою необаятельную серо-пластилиновую внешность, сумела влюбить в себя хозяина дорогого дома на холме и благодаря лирической натуре обустроить с ним же свое простое женское счастье (как говорится, "не родись красивой..."). Трогательная история про любовь сентиментальной Крысы принесла Сапегину много международных наград и похоже всереьз определила для режиссера выгодную нишу лирического сатирика, которую не так уж просто заполнить любому автору в европейской кукольной анимации. Между прочим, благодаря такого рода самобытным кукольным персонажам и историям бывший российский художник выражал свои представления о реалиях и мифах достаточно непонятной ему Западной Европы, а национальное мульткино уважаемой скандинавской страны - Норвегии - вновь обретало мировой авторитет после долгой профессиональной спячки.

Новую норвежскую звезду признали и оценили даже самые серьезные конкуренты из Британии - его тезка по имени Питер Лорд, глава знаменитой британской мультстудии "Аардман анимэйшн", считает Сапегина одним из самых талантливых режиссеров мировой кукольной анимации. Думаю, комментарии здесь излишни...

- Иногда меня представляют здесь как норвежского кинематографиста, иногда как русского, иногда как сбежавшего русского, иногда как нового норвежского, - с искренней горечью признает Сапегин и резко ставит точки над i,...  - а я всегда говорю, что я норвежский кинематографист и русский художник...

Как норвежский кинематографист Сапегин сейчас озабочен поиском иностранных (датских или канадских) средств для очередного своего авторского проекта и строительством новой частной мультстудии в стенах заброшенного гаража в центре города Осло. А как русский художник - сосредоточенно думает о судьбах и характерах своих будущих героев из детского детектива. На сей раз они должны будут превратиться из книжных иллюстраций Сапегина в объемных мультперсонажей при помощи российских кукольников, у которых прославленный скандинавский режиссер теперь с удовольствием учится анимационному ремеслу. Осуществлению последних авторских проектов Сапегина помогали Женя Боголюбова и Сергей Олифиренко, мастерством которых Петя искренне восхищается.

Дело в том, - признается Петр, - что в России, конечно, существует колоссальная традиция анимации, и великие люди в этой сфере творчества всегда жили и живут. Но в этом заключается и сила и слабость для всех начинающих российских художников. Ведь у тебя перед глазами постоянно находится стена, увешанная портретами великих аниматоров, и каждому новичку невольно приходится сравнивать свое творчесттво с великими образцами. Я бы например не осмелился в России без специальной подготовки   самостоятельно делать мультфильмы. А в Норвегии, когда я здесь появился, был некий провал поколений в анимации, поэтому на профессиональном поле я практически оказался один. И не было рядом такого мастера, который бы мне сказал: - Ну, Петя, тебе еще маленько подучиться надо... А поскольку мне тогда было уже 35 лет, и на учение в принципе времени не оставалось, то вышло очень удачно, что, будучи совершенно безграмотным аниматором, я неожиданно получил возможность рассказывать придуманные мной истории подручными средствами. Уж насколько эти истории оказались интересными для экрана и для зрителей, судить, конечно, не мне. Но я действительно счастлив, что получаю возможность влезать в шкурку своих игрушечных персонажей и наполнять их экранную жизнь своими маленькими опытами... Для меня это очень занятная форма рассказа и жизни...

Наталья ЛУКИНЫХ,Осло, 2001г.