АНИМАЦИЯ НОВОГО ВЕКА - ТРАДИЦИИ, ЭМОЦИИ, ЗАГАДКИ...

Ежегодный ритм Форума предполагал собрать в анимационную программу не просто новые, но и наиболее значимые фильмы мультипликаторов бывшего советского кинопространства, созданные уже в ХХI веке. Однако и при всем очевидном оживлении анимационного производства в отдельных странах СНГ и Балтии, было бы наивно ожидать ежегодно богатого урожая новых  шедевров или хотя бы достойных работ бесспорного фестивального качества. Тем не менее "отчетный год" дал возможность показать на экране московского Дома кино 25 новых анимационных фильмов из 9 республик бывшего Советского Союза (правда, уже во время смотра гости из Таджикистана внесли поправку в эту анимационную "арифметику", предъявив зрителям Форума совсем свежую рисованную ленту из Душанбе). Особенно ценно, что при изменившейся географии кинопрограммы и при полном отсутствии в ней, например, новых картин из большинства стран Средней Азии, на сей раз все же удалось получить долгожданные работы таких известных мастеров, как Роберт Саакянц из Армении или Шадиман Чавчавадзе из Грузии, которые уже в течение многих лет оставались в стороне от фестивальной жизни.

Конечно, сегодня довольно трудно подходить с одними эстетическими мерками к творчеству аниматоров из разных стран СНГ и Балтии, работающих далеко не в одинаковых социально-производственных условиях. И потому анимационная программа оказалась довольно разнородной по профессионально-художественому качеству и технологическим воплощениям. Однако несомненно важно, что большую часть новой анимационной коллекции Форума составляли авторские ленты, ставшие для их создателей либо фактом серьезного творческого осмысления новых явлений нашей жизни, либо этапным художественным экспериментом. Порадовало и то, что профессиональный характер, эстетическое своеобразие и тематический диапазон новой анимации теперь все больше определяют работы дебютантов и художников молодого поколения, которые успешно конкурируют со зрелыми мастерами и по праву оказываются в центре внимания зрителей и профессионалов.

Неистовые 90-е годы, всерьез переломавшие судьбу и характер советского кино, активно создавали в бывших союзных республиках  новые мультстудии и поднимали на щит новых героев анимации, начинавших работать уже в системе обуржуазившейся рыночной экономики и иных эстетических ценностей. Но, к счастью, и в современном бурно меняющемся кинопроцессе сумели сохранить свои высокие профессиональные традиции и самобытный стиль наиболее сильные мультшколы Союза - прежде всего, российская и эстонская. В прошлые десятилетия история советского мульткино обогатилась многими славными страницами именно благодаря мастерству российских и эстонских аниматоров, попеременно выводивших отечественное искусство на лидерское место в мире, а сегодня они вольно или невольно продолжают прежнюю творческую конкуренцию уже под разными флагами. Вот и программа последнего Форума опять предложила серьезный повод для сравнения современных эстетических идеалов нашей анимации с яркими образами нового мульткино Эстонии или других прибалтийских стран, где это искусство также живет активной творческой жизнью. К сожалению, ежегодные Открытые фестивали российской анимации на тарусско-суздальской земле дают возможность сравнивать российские фильмы только с работами белорусских и украинских коллег, которым в последние годы никак не удается подняться на уровень прежних творческих достижений. На нынешнем Московском форуме об этом красноречиво свидетельствовала, увы, далеко не самая представительная по количеству и качеству программа из Белоруссии и Украины, где новые произведения аниматоров рождаются с большим усилием и похоже без особого вдохновения (яркий пример тому три рисованные белорусские сказки, сделанные разными режиссерами, но словно бы одной рукой...)

В принципе для россиян само участие в Форуме СНГ и Балтии  после очередного домашнего смотра в Суздале дало удачную возможность заново осознать собственные успехи и потери что называется в широком "родственном кругу". Конечно, за рамками мультпрограммы Форума осталось немало новых работ, которые могли бы продемонстрировать достойное современное качество нашей мультпродукции (сюда, разумеется, надо отнести самые последние и наиболее эстетские серии из российско-британского цикла по сказкам народов мира - "Тимун и Нарвал" и "Джон-Генри - человек из стали", или студенческие фильмы вгиковцев "Извне", "Неоновая жизнь" и "Тетушка Зима", явно переросшие рамки учебных этюдов). Но новая подборка только из семи российских мультфильмов прежде всего предъявила калейдоскоп художественно-технологических возможностей отечественной авторской анимациии  - от традиционных форм мастеровитого рисованного и кукольного кино для детей в "Леталке" и "Мусульманской молитве" до экспериментов с перекладкой и трехмерной компьютерной графикой в "Волке-Евстифейке" и "Дворике безмолвия".

         Впрочем, я бы не рискнула назвать именно эту новую коллекцию российских фильмов, как и более полное их собрание в программе последнего Суздальского фестиваля, верхом достижений нашей анимации. Нынешний анимационный урожай, состоящий в основном из профессионально грамотных, но преимущественно вторичных или энергетически вялых работ, еще раз доказывает, что не каждый год наши аниматоры способны разражаться нетленными шедеврами, что художникам необходимо время для вынашивания  сокровенных авторских замыслов, - а значит - нужно надеяться, что лучшее, конечно, впереди. И все-таки есть несомненные удачи.

Для меня это прежде всего новый рисованный фильм Михаила Алдашина "Букашки" - пусть не поражающий художественными изысками, но забавный и живо рассказанный анекдот про домашних насекомых, которые аж в космос собрались убегать от людей. Продолжение этого сюжета автор мечтает видеть в нескольких сериях про новые приключения букашек. Пока трудно сказать, будет ли реализован такой долговременный проект, но зато его первая часть вполне состоялась в виде выразительного, динамичного и смешного зрелища, достовляющего удовольствие и профессионалам, и неискушенным зрителям.

Особого внимания заслуживает и сказочная новелла Олега и Елены Ужиновых "Волк-Евстифейка". Мало того, что именно этот четырехминутный сюжет из нового детского альманаха "Мультипотам" фактически обеспечивает фестивальную жизнь всему получасовому мультсборнику и примиряет зрителей с другими его эпизодами, "Евстифейка" и в сольном варианте явно становится наиболее ярким элементом любой кинопрограммы. В этом фильме действительно все радует глаз - и трогательные  персонажи, соединившие в своих образах милоту лубочного рисунка с эффектной авторской манерой молодой художницы Лены Ужиновой, и способ выразительной "игры" плоских перекладочных кукол всеми крошечными кусочками их разноцветного мозаично-шарнирного организма, и конечно, сама забавная история про то, как волк хотел съесть бабку, потому что от нее вкусно пахло свежевыпеченными блинами. Пожалуй, именно такого - яркого, доброго и современного по стилю сказочного мульткино давно ждет наша детская аудитория.      

К числу новых достижений российской анимации можно было бы отнести и работы начинающих режиссеров Инги Коржневой "Похититель цвета" и Владислава Байрамгулова "Аркадия", если бы выпускники ВГИКа и Высших режиссерских курсов в своих дипломных фильмах были бы более решительны в выборе своего собственного стиля и не подражали хорошо известным образцам. Правда, рисованная сказочная лента "Похититель цвета" в большей степени страдает из-за отсутствия темпа и энергии, нежели из-за вторичности стиля - в самом деле, в художественной манере недавней вгиковки Коржневой трудно увидеть конкретно чью-то чужую руку, например Ивана Максимова, - скорее это невольное попадание дебютантки в модный и востребованный молодежью  дизайн. А вот новая картина Байрамгулова "Аркадия" при всем ее графическом совершенстве и внутренней гармонии может вызвать разочарование у тех, кто был поклонником его дебютного фильма "Долеко вниз по реке". Уж слишком очевиден в персонажах и пластической манере режиссера, рассказывающего лирическую историю об Ангеле, зачастившем в гости к крестьянке, отсыл к знаменитому фильму Алдашина "Рождество". Невольно подумаешь, что море информации, захлестывающее студентов Высших курсов за два года их обучения у известных мастеров, в данном случае не обогатило самобытное сознание молодого башкирского художника, сразу попавшего под влияние признанных работ. Впрочем, есть надежда, что талант и профессионализм помогут мужающему режиссеру в скором времени справиться с пылкими увлечениями молодости. Была бы только реальная возможность у наших начинающих и опытных аниматоров еще долгие годы доказывать свою творческую жизнеспособность все новыми и новыми фильмами...

Аниматоры Прибалтики на сей раз блеснули на Форуме яркой и наиболее разнообразной коллекцией новых картин, прислав в Москву два фильма из Литвы, четыре - из Латвии и пять - из наиболее богатой анимационными талантами Эстонии. Для сравнения достаточно сказать, что все эти ленты выбирались из большего числа заранее заявленных работ, в то время как в бывших республиках Советского Востока с трудом выискивался и один профессиональный мультфильм (в Армении - карикатурная лента Р.Саакянца "Признаки разумной жизни", в Узбекистане - рисованный сериал Н. Туляходжаева "Алпомыш" по национальному эпосу, в Грузии - слабая дебютная лента И.Махарадзе "Итальянская опера в Тбилиси" с откровенно лимитированной анимацией).

Так вот - о Прибалтике. Знаменитая литовская художница Ниеле Валадкявичюте опять предложила интернациональной аудитории Форума разгадывать фантасмагорические образы ее авангардной графики в новом авторском фильме "Почти вампир и дитя", на сей раз попытавшись рассказать своим сложным метафорическим языком достаточно простую притчу о том, что добро лучшее из всех благ на свете. Зато ее более молодые коллеги по Литовской киностудии Альгирдас и Аурика Селенисы в своей картине "Мать рода Жемантийского" продолжили знакомить публику с легендами о великих литовских женщинах. Этот исторический цикл их красочных пятиминутных лент несомненно делает честь молодой анимации Литвы, пытающейся в рамках традиционной и недорогой заказной телепродукции создавать выразительные авторские работы достойного фестивального качества.

В свою очередь латышские мастера кукольного кино со студии "Анимационная бригада", уже более десяти лет создающие циклы забавных историй про пластилиновых зверей и команду спасателей, настолько отшлифовали профессионализм и фирменный стиль, что стали выпекать фильмы похожими друг на друга как блины. И хотя в последние годы в рижскую "анимационную бригаду" сценариста Мариса Путниньша и режиссера Яниса Циммерманиса все чаще вливаются свежие молодые силы, теперь уже и работы дебютантов мало отличаются от прежних кукольных серий новизной и оригинальностью художественного решения. Поэтому показанные в программе Форума "Коты" молодой постановщицы Даце Ридузе могли быть с легкостью заменены на кукольный фильм "Фокусник" ее коллеги по студии Мариса Бринкманиса, или на какою-нибудь новую серию с популярными пластилиновыми героями.

А вот рисованные фильмы рижских мультстудий "Рийя" ("Национальный герой") и "Даука" ("Необычные рижане") показали, с каким авторским вдохновением могут аниматоры рассказать, например, об истории Риги в честь ее 800-летия. Молодая  художница Рута Мезавилка приготовила к юбилею города свою пародийную ультра-современную мультверсию многовековых приключений легендарных национальных героев латышского эпоса - Лачплесиса и компании. А знаменитый режиссер Роза Стиебра вместе с сильно помолодевшим коллективом ее студии "Даука" в юбилейный год Риги приподнесла юным зрителям получасовую рисованную сказку про необыкновенных рижан, главным героем которой стал золотой петушок, украшающий старинную рижскую башню. Еще год назад можно было сожалеть о том, что в последнее время с фирменным знаком старейшей, в прошлом государственной латышской мультстудии "Даука" выходила преимущественно однообразная анимационная продукция с традиционным "компьютерным" стилем рисования (пример такой анимации в программе Форума представлял карикатурный политический памфлет Стиебры "Кусок пирога"). Но, к счастью, уже появился шанс показать на будущих смотрах анимации сразу несколько новых работ Розы Стиебры и ее учеников, в которых узнается изысканная манера прежних поэтических фильмов прославленной постановщицы. Думаю, и наш московский Форум сможет уже в будущем году включить в своею программу серию прелестных рисованных лент по народным ритуальным песням-калядкам, которые опоздали к нынешнему показу в Москве.

Но, конечно, самой эффектной и эстетически провокационной анимацией в этом году удивили публику Форума эстонцы. Ежегодно знакомясь с творчеством небольшого (не более десяти человек !) режиссерского отряда эстонских аниматоров, не устаешь поражаться их неутомимой энергии, работоспособности и комфортности профессионально-производственных условий в системе далеко не безоблачного европейского кинобизнеса. Возможно, сдержанный нордический темперамент не позволяет эстонским продюсерам публично жаловаться на отстутствие денег и многочисленные технические проблемы, с которыми так или иначе сталкиваются все студии бывшей советской Прибалтики. Но в любом случае локальные производственно-экономические трудности решаются в Эстонии без вселенского пафоса. И на удивление коллег из разных стран СНГ и Балтии именно эстонская продюсерская политика позволяет уже более десяти лет плодотворно работать разным национальным независимым мультстудиям, выпускающим ежегодно по нескольку авторских, преимущественно откровенно аванградных фильмов, и с их помощью поддерживать в мире высокое профессиональное реноме своих мастеров. Этот феномен эстонской анимации скоре всего так и останется вечно неразгаданной загадкой современного кино.

По всей видимости для многих зрителей Форума надолго останутся неразгаданными и образы большинства эстонских мультфильмов. Но профессиональный глаз как правило находит в  сложных смысловых конструкциях и странных героях этих авторских лент особое эстетическое совершенство и особую притягательность выверенных анимационных деталей. Традиционно пристальное внимание эстонских аниматоров (в том числе и дебютантов) не столько к сюжету, сколько к пластическим нюансам своих рисованных и кукольных лент помогает даже неискушенной публике почувствовать, например, обаяние видового детского фильма Микка Ранда "Вчерашняя машина" про сказочную встречу малышей со старым паровозиком или своеобразную хулиганскую энергетику молодежного фильма Маргит Лиллак "Петка-Чучело" про неуправляемого деревенского сорванца. Изысканные и странные детали помогают понять авторскую интонацию в меланхолическом музыкальном этюде "Романс" Каспара Янциса, которого знаменитый Прийт Пярн сегодня называет своим лучшим учеником, - или в дебютном исповедальном фильме Елены Гирлиной "Гуф - собор для нерожденных душ", продолжающем авангардные традиции мастеров эстонской кукольной анимации.

Но самые экстравагантные сюжет и эстетику как всегда предложил зрителям Форума новый авторский фильм "Женщина-Лисица" Прийта Тендера. Недавний партнер Прийта Пярна, автор нескольких признанных рисованных лент на сей раз дебютировал как сценарист, режиссер и художник сложнопостановочного кукольного опуса по мотивам чилийской легенды о распутной Лисице, бросившей вызов обществу и небесам. Автор сконструировал мир своих экзотических кукольных персонажей в  эстетике театра абсурда, парадоксальным образом соединив сказочные и бытовые черты. Абсурдную ситуацию подчеркнула и опереточная пластика всегда пританцовывающей и поющей героини. И в результате получилось забавное и элегантное зрелище, увлекающее зрителей гармонией иррациональности, которую вряд ли стоит расшифровывать по законам логики. Изучая творческий опыт Тендера и всех эстонских аниматоров, куда интереснее постичь законы их гармоничного существования в своей сложной и редкой профессии...

В этом обзоре я намеренно оставила в стороне меркантильные проблемы мультиндустрии во всех странах СНГ и Балтии по той простой причине, что разговор о недостающих деньгах, увы, не прибавит благосостояния аниматорам. Денег сегодня не хватает всем нормальным художникам, но по-прежнему на свет появляются новые прекрасные фильмы, книги, картины. И потому в качестве примиряющей и вдохновляющей профессионалов морали мне хочется вспомнить призыв знаменитого узбекского режиссера Назима Туляходжаева к своим ташкентским коллегам. Автор прославленных рисованных фильмов "Озеро в пустыне" и "Будет ласковый дождь", как и его обнищавшая мультстудия, сегодня работает на энтузиазме за мизерные деньги, которых хватает как раз на энтузиазм. Так вот Лауреат международных фестивалей Туляходжаев предложил своим аниматорам простую формулу современного успеха - "Поскольку нам одинаково мало платят и за плохие и за хорошие фильмы, давайте делать только хорошие, чтобы самим получать от этого удовольствие...". Не будет преувеличением сказать, что почти все аниматоры СНГ и Балтии в последние годы живут именно по такому цеховому закону.

Наталья ЛУКИНЫХ, Журнал "Конофорум" №2 - 2002