О сюрпризах анимационной весны и законах профессии.

Уже которая московская весна дарит гостям и участникам Форума поистине уникальную возможность познакомиться с новейшей коллекцией анимации из стран СНГ и Балтии. Уникальную прежде всего потому, что ни один большой отечественный кинофестиваль в принципе не ставит перед собой столь важную для изучения современного кинопроцесса задачу.

Седьмой по счету смотр постсоветского кино подтвердил, что в последние годы мало меняется активность и география анимационной жизни – на экране Форума были показаны 25 новых фильмов из 11 бывших союзных республик. Особенно ценно, что большую часть новой программы мульткино опять представляли авторские ленты, ставшие для режиссеров либо фактом серьезного творческого осмысления нашей жизни, либо этапным художественным экспериментом. Уже само количество этих ярких артистических работ аниматоров, резко отличающихся от ширпотребной продукции видеоиндустрии, говорит о жизнеспособности и независимости современного анимационного искусства в странах СНГ и Балтии.

И все же среди главных достижений новой постсоветской анимации особо хочется выделить те фильмы, которые стали сюрпризами для профессиональной аудитории. Конечно, в ряду неожиданных открытий  анимационного экрана можно воспринимать новые работы таких признанных мастеров мульткино, как Константин Бронзит из Петербурга, Евгений Сивоконь из Киева или Сергей Алибеков из Ташкента, поскольку они стали этапным экспериментом для каждого автора. Ироничный Бронзит в четырехминутной ленте «Бог», изображая схватку многорукого буддистского божества с назойливой мухой, блестяще освоил пластику объемной компьютерной анимации и впервые изменил рисованному кино. Руководитель анимационной мастерской Киевского кинофакультета Евгений Сивоконь, видимо вслед за своими студентами, впервые решился на эксперимент с порошковой техникой и в своем авторском фильме «Компромикс» исследовал борьбу белого и черного в пластике изысканных песочных метаморфоз. Еще более поразил коллег известный художник Сергей Алибеков, который привез из Узбекистана снимавшийся долгие годы 15-минутный красивый и странный пластилиновый опус «Эхограмма», предложивший зрителям проникнуть в тайны мозга и живой плоти, чтобы связать воедино внешний и внутренний мир человека… Все эти работы приятно удивили знатоков готовностью зрелых художников осваивать новые пластические формы, стили и технологии, оставаясь верными своей теме и авторской интонации.

Но более всего порадовали первые шаги дебютантов, сразу давшие основание поставить их работы без всяких скидок в один ряд с фильмами признанных мастеров России и Украины, Армении и Эстонии, Латвии и Казахстана. Самый громкий фестивальный успех в последний год достался дипломному фильму выпускника Киевского кинофакультета Степана Коваля «Шел трамвай № 9» (рецензию на фильм см. в журнале № _). Поппури из карикатурных новелл о современных горожанах, явно навеянное образами Ильфа и Петрова, покорило жюри «КРОКа» и «Берлинале» своими забавными пластилиновыми гэгами и колоритным бытовым юмором. Пожалуй, "по гамбургскому счету" эту ленту трудно назвать бесспорным художественным откровением современной авторской анимации, но ее фестивальное признание стало долгожданным и заслуженным подарком для украинской школы анимации, уже начавшей отвыкать от таких громких побед. Среди несомненных удач дебютантов, вполне конкурентных пластилиновому «Трамваю…» Степана Коваля, мне также видятся студенческие фильмы Елизаветы Скворцовой, Елены Черновой и Владимира Лещева, еще только начинающие свой фестивальный марафон.

Дипломная лента выпускницы ВГИКа Скворцовой «ПОДОЖДИ, ПОЖАЛУЙ» оказалась наиболее зрелой и совершенной из триады ее студенческих лент, в которых Лиза ярко продемонстрировала собственную авторскую манеру. В первых курсовых работах «Дождь» и «Семьсорочек», впечатлявших прежде всего изобразительным решением, будущий аниматор оживляла мир наивной живописи, начиная осваивать технологические и эстетические приемы соединения примитивного рисунка с пластикой компьютерной перекладки. А в десятиминутной лирической сказке  «Подожди, пожалуй» Скворцова проявила не только свой тонкий художественный вкус, но и редкий для наших дебютантов (особенно вгиковцев) дар режиссера-рассказчика. В новом студенческом мультфильме старый романтический сюжет о встрече влюбленной девушки со смертью обрел трепетную интонацию наивного детского пересказа (авторский текст прочитан от лица ребенка) и глубину философской притчи, которую помогла прочувствовать изящная простота образного языка Лизы Скворцовой.   

Художник студии «Пилот» Елена Чернова своим дебютным фильмом «ПРО ДЕВОЧКУ…» веско заявила о рождении режиссера-аниматора Лены Черновой. Ее дипломная лента мне кажется самой выразительной авторской работой в новом студенческом сборнике «Волшебный фонарь», созданном по специальному проекту Московской Школы-студии «ШАР» и ВГИКа. Детское стихотворение Саши Черного про девочку, потерявшую своего игрушечного мишку, в анимационном исполнении Лены Черновой выглядит одинаково привлекательным для детей и взрослых благодаря симпатичной рисованной героине и каскаду совершенных ею домашних безобразий. Автор фильма не только предложила наблюдать за тем, как отчаянная кроха в поисках любимой игрушки переворачивает весь дом - что само по себе очень забавно, но и придумала изящную форму для изображения этого занимательного действа. Рисованные герои и весь предметный мир фильма Черновой имеют лишь силуэтно-монохромное воплощение (карикатурные черные фигурки на фоне серой мебели и единственное цветное пятно – игрушечный мишка). Такое лаконичное графическое решение подчеркивает выразительную игру рисованных персонажей в условном анимационном пространстве и выгодно отличает манеру режиссера-дебютанта, рискнувшего на смелый стилевой эксперимент. Надо признать, что наши российские дебютанты далеко не так свободны в поисках формы, как, например, их сверстники из Прибалтики. И уж совсем редко начинающим аниматорам удается грамотно соединить свои оригинальные формальные находки с драматургическим решением. Как правило, изощренные художественные изыски скрывают сценарную невнятицу, а привлекательная экранная история проигрывает из-за убогой эстетики.    

Поэтический фильм-размышление Владимира Лещева из Латвии «ДЕДУШКИН МЕД» о жизни одинокого старика на пасеке мне представляется самым неожиданным профессиональным открытием молодого анимационного экрана стран СНГ и Балтии. В течение пяти минут мы наблюдаем щемяще красивые и грустные картины бытия старого пасечника, чьи будни, воспоминания и сны связаны с единственными членами его семьи - пчелами. Автор не стремится удивить нас необычностью формы, но покоряет ее совершенством и простотой, напоминая сдержанными экранными образами о портретах старых голландцев или о прозрачных пейзажах Борисова-Мусатова. Своей благородной живописной манерой и тонкой лирической интонацией эта дипломная латышско-шведская картина невольно отсылает зрителя к поэтическим традициям авторской анимации великого канадского художника Фредерика Бака, или российских мастеров Юрия Норштейна и Александра Петрова.

Уроженец Латвии Владимир Лещев получил художественное образование в престижной рижской Школе искусств имени Розенталя, а в последние два года учился анимации в шведском Колледже искусств, ремесел и дизайна Констфак, где проводили мастер-классы такие выдающие мастера анимационного кино, как наш Норштейн, как Каролин Лив из Канады или Петр Думала из Польши. Конечно, для молодого талантливого художника такой опыт общения со знаменитыми педагогами не был случайным подарком судьбы, именно прекрасное образование помогло начинающему режиссеру раскрыть свои способности и осознать себя причастным к лучшим традициям мирового искусства. На весеннем сборе в Москве успешные дебютные шаги Владимира Лещева открыли нашим мультипликаторам и коллегам из стран СНГ еще одну достойную европейскую школу анимации, которая может гордиться своими выпускниками и задавать планку качества профессионалам. А личный опыт «русскоязычного» режиссера из Латвии вновь доказал, что судьбы современных молодых творцов, к счастью, определяются не только их самобытными талантами, национальными корнями или местом рождения, но также желанием художника стать частицей мировой культуры и служить законам профессии и красоты…

Наталья ЛУКИНЫХ, Журнал «КИНОФОРУМ». № 3- 2003г.