Господин одушевитель
Книжному графику и аниматору Геннадию Новожилову 70 лет | ||||||||||
Вот уже год по пятницам в «Новых Известиях» публикуются главы из автобиографического романа Владимира Войновича с иллюстрациями Геннадия Новожилова. Мы давно собирались рассказать читателям о соавторе «романа в газете» – благодаря Новожилову документальное повествование Войновича, серьезное, местами печальное, обрело дополнительный иронический и озорной смысловой ряд. А тут и повод подоспел: 26 марта одному из лучших российских художников-аниматоров и книжных графиков исполняется 70 лет. Когда «Чонкин» был впервые напечатан в СССР и на него обрушилось Министерство обороны, еще неизвестно, что больше взбесило генералов – проза Войновича или рисунки Новожилова. Масла в огонь подлило то, что один из нарисованных им персонажей был точная копия
«Ум человеческий не пророк, а угадчик», – писал Пушкин. Однако еще труднее в искусстве обмануть и превзойти ожидание. Владимир Войнович не сомневался в том, что иллюстратором его автобиографической книги должен быть Геннадий Новожилов и никто другой: сегодня в России попросту нет книжных графиков, так тонко чувствующих даже не текст, а писательский замысел. Но совсем недавно Войнович признался нам, что иронический ключ, выбранный художником, стал для него полной неожиданностью. И тем не менее Новожилов его смог убедить: именно так – и не иначе. Вот и для нас каждая неделя сопряжена с ожиданием очередного сюрприза: какую деталь, какую фразу выудит Геннадий из потока повествования? Тут было бы уместно вспомнить стихи про талант – единственную новость, которая всегда нова. Но, кроме таланта, дара свыше, в
Уже полвека Новожилов работает на «Союзмультфильме». Слово «аниматор» происходит от латинского «anima» – душа. Стало быть, аниматор – оживляющий, одушевляющий. На «Союзмультфильм» Новожилов пришел из Московской средней художественной школы, где учился вместе с Юрием Норштейном и Франческой Ярбусовой, Эдуардом Назаровым и Валентином Караваевым – такой вот анимационный оказался Лицей. Но, в отличие от своих однокашников, Новожилов не замкнулся на мфильмах, много иллюстрируя русскую и зарубежную литературу – от романтических сказок Гауфа до анекдотических историй Юза Алешковского – при том, что в его послужном списке фильмы «Снежная королева», «Миллион в мешке» и «Заколдованный
Почему – он? Вот как ответил нам на столь непростой вопрос Леонид Шварцман – создатель Чебурашки и Крокодила Гены, Слоненка, Мартышки, Удава и Попугая, Снежной Королевы и много еще кого: «Я не верю в то, что художник, способный нарисовать персонаж, который бы сразу полюбился зрителю, может быть нехорошим человеком. Потому что он из своей души персонаж достает. Геннадий Новожилов – мудрый и необычайно добрый человек. Это самое главное. Помню, как поразил он меня, придя на студию совсем юным и сразу включившись в работу над фильмом «Снежная королева». Он изобразил всю компанию разбойников, и сделал это очень удачно. Я объяснял это возрастом – разбойники были ему близки, как молодому жителю Москвы, которую
Что тут прибавишь? Есть художники, выбивающие тебя из колеи (что порой тоже бывает полезно). Геннадий Новожилов относится к более редкому по нашим дням типу художника, чье присутствие помогает жить и не позволяет пакостничать. Он очень мягко, но властно поворачивает ваши глаза вовнутрь души. Самая моя любимая его работа – реплика на «Элегию» Баратынского. Как вообще можно иллюстрировать лирические стихи? Новожилов знает. Осенняя березовая роща, заметаемая первым снежком, такая русская – и в ней юная девушка-кентавр, с улыбкой задумавшаяся о чем-то, что она одна в этой роще слышит. Нам дано лишь гадать по выражению ее глаз и по улыбке уст. Это в каком-то смысле и автопортрет Новожилова. Спасибо ему. |