"Букашки" высокого полета
фестиваль анимация

Вчера стало известно, что на фестивале анимационного кино Anima Mundi в Рио-де-Жанейро среди 361 мультфильма из 38 стран победил российский мультфильм "Букашки" Михаила Алдашина. Третье место завоевала еще одна российская картина -- "Бог" Константина Бронзита. Это уже второй громкий успех отечественный анимации в этом году.
       "Букашки" были выпущены самой успешной на сегодняшний день отечественной анимационной студией "Пилот" в 2002 году. Премьера картины состоялась в рамках программы "8 1/2" на прошлогоднем Московском кинофестивале. Затем началось ее победоносное шествие по различным фестивалям и конкурсам России и мира. Всего "Букашки" завоевали 17 наград, в том числе "Нику", приз зрительских симпатий на ведущем европейском фестивале во французском Анси и награду за лучший авторский фильм на "Кроке".
       Можно сказать, что это самый успешный мультфильм, снятый российским аниматором со времен оскароносной работы Александра Петрова "Старик и море". Не сильно уступает Алдашину в известности другой лауреат фестиваля -- петербуржец Константин Бронзит. Господин Бронзит работает на сотрудничающей с СТВ Сергея Сельянова студии "Мельница", где только что выступил в роли художественного руководителя сенсационно успешного полнометражного фильма "Карлик Нос".
       Любопытно, что режиссеры фильмов-победителей словно смотрят в разные стороны, что явствует даже из названий. Михаил Алдашин -- в буквальном смысле слова под ноги. Его герои -- букашки, травяная и кухонная, трогательная и уморительная фауна, тщетно пытающаяся привлечь внимание доставшего их человечества к своим попранным правам. Они устраивают манифестации, шествуют с плакатами "Долой ДДТ" и даже пытаются в отчаянии эмигрировать, улететь в космос к таким же, как они, глазастым и носатым инопланетным козявкам-букашкам. Все тщетно: ведь букашек никто специально не обижает, на них просто не обращают внимания. Этот фильм даже дал повод некоторым критикам увидеть в горестной судьбе алдашинских жучков метафору судьбы никому не нужных милейших российских аниматоров.
       Герой же "Бога" Константина Бронзита -- действительно бог, надменно-неподвижный Шива, погруженный в вековой сон или медитацию. Казалось бы, где букашки и где он? Но противоположности смыкаются: алдашинская фауна берет реванш. Достать бога оказывается очень просто -- достаточно назойливой мухе залететь в его мандалу. Пробуждение многорукого ужасно и комично в своей беспомощности. Мелькают многочисленные руки, тело бога корчится в отчаянных попытках покарать нахалку, но удары сыплются на голову самого Шивы, руки и ноги сплетаются морскими узлами. В итоге муха остается безнаказанной, а бог сходит с орбиты, то есть вываливается из мандалы. Какие последствия грозят человечеству, остается только догадываться.
       Победа российских мультипликаторов в Бразилии -- это второй громкий успех отечественной анимации в этом году. В начале лета на мультфестивале в Токио были подведены итоги всемирного голосования специалистов, которое должно было определить лучшие мультфильмы всех времен и народов. Тогда с огромным отрывом победил "Ежик в тумане" Юрия Норштейна, второе место досталось его же картине "Сказка сказок", а сейчас господин Норштейн очень радуется успеху коллеги: "'Букашки' -- это чудный фильм в своем жанре, особо подчеркиваю: именно в свое жанре, жанре 'Михаил Алдашин'. Хотя это и не лучшее произведение жанра, оно делалось между прочим, но получился хороший фильм с чувством юмора, большим количеством гэгов про то, что букашки -- тоже люди".

МИХАИЛ Ъ-ТРОФИМЕНКОВ, АЛЕКСЕЙ Ъ-КАРАХАН,Коммерсант Номер 128 от 23-07-2003