При всеобщем одушевлении
Российские мультипликаторы пытаются найти своего зрителя рыночными способами
ВИКТОР МАТИЗЕН | ||||
![]() | ||||
![]() | ||||
![]() | ||||
В Суздале завершился 11-й российский фестиваль анимационного кино. На фестивалях анимации, как и на смотрах кинодокументалистики, всегда царит особая атмосфера. Она обусловлена и тем, что аниматоры не в пример игровикам образуют сообщество, и тем, что здесь всегда есть своя благодарная публика. 500-местный кинозал гостиницы «Суздаль» был набит с утра до вечера, и регулярно взрывался аплодисментами. Человек, посетивший смотр после долгого перерыва, сказал: «Анимация впадает в детство». Львиная доля продукции делается в расчете на потребителей в возрасте 4–10 лет. А поскольку главным прокатчиком «мультиков» является телевидение, заинтересованное не в штучных товарах, а в массовом производстве, индивидуальные произведения вытесняются серийными. Авторские работы могут делать либо начинающие аниматоры в рамках учебного задания, либо очень известные мастера, которые могут заинтересовать спонсоров. Остальные вынуждены встать к конвейеру, либо прибегать к старой советской уловке – просить у чиновников денег под один фильм, а снимать несколько иной. Государственный пирог, впрочем, невелик – на поддержку российской анимации в год отпускается около 10 млн. долларов, что составляет пятую часть стоимости производства одного колосса вроде «Шрека» или «Мадагаскара». В отличие от игровых телесериалов, которые делятся на «кусочные» и «непрерывные», мультсериалы сплошь кусочны. Скажем, «Гора самоцветов» – потенциально бесконечный проект экранизации сказок народов России. Начала разрабатывать эту золотую жилу студия «Пилот» и может продолжать хоть сто лет – сказок хватит. Таков же проект «Колыбельные мира» студии «Метроном-фильм», только в нем все фильмы сняты одним режиссером – Елизаветой Скворцовой, а не разными, как в «Пилоте». Несколько иначе устроены сериалы (пока только намечаемые) «Ну, погоди!» (новые серии начал снимать сын Вячеслава Котеночкина Алексей), «Приключения попугая Кеши» и «Смешарики», в которых действуют сквозные персонажи, но каждая серия представляет собой отдельный сюжет. Особенно перспективны «Смешарики», с успехом идущие на каналах СТС и «Россия» – их ежедневно смотрят до 1,5 млн. детей. Инициаторы этого сверхпродукта взялись за дело обстоятельно (даже привлекли к работе детских психологов) и с западным размахом – вместе с базовым товаром запустили в производство множество сопутствующих. Пока это детский журнал и детские книги, а дальше, того и гляди, появится линия маек, йогуртов, чипсов, газированных напитков и всего, на что можно направить глаз маленького зрителя. Глядишь, лет через пять у нас появится империя вроде «Диснейленда». Если, конечно, Дума отменит принятый закон, запрещающий вставлять рекламу в детские передачи: ведь именно эта реклама позволяет производителям анимации формировать свои бюджеты. Другая возможность завоевания рынка – полнометражные анимационные фильмы (ПАМы), которые могут идти в кинотеатральном прокате наравне с игровыми. Здесь у нас есть два удачных примера – «Щелкунчик» студии «Аргус» и «Алеша Попович и Тугарин змей» студии СТВ (каждый собрал более 1 млн. долларов) и один неудачный – «Незнайка и Баррабасс». Недавно стартовал «Князь Владимир», о результативности которого судить еще рано. В принципе, десяток прибыльных ПАМов может вытащить всю национальную мультиндустрию из минуса в плюс. Главное, чтобы они не делались по принципу «тупой и еще тупее». Оригинальный пример совмещения авторского и серийного начал – фильм Александра Бубнова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», получивший приз за лучшую драматургию. Искусно стилизованные персонажи, остроумный сценарий со множеством визуальных и словесных гэгов – и сделано самое важное: фильм сохраняет связь с первоисточником и в то же время переводит его в комический регистр. Если автору хватит воображения, получится сериал, не уступающий классическому масленниковскому.
Из дебютов выделялись «Шестеренки» Алексея Петрова, где выскочившие из часов зубчатки кружат в свободном танце, вычерчивая на плоскости причудливые кривые, а потом вновь становятся подчиненными деталями часового механизма. Оригинально задумана «Папина библиотека» Андрея Бахурина – близкая всем любителям чтения история человека, по частям потерявшегося в собственных книгах, а затем собранного своим сыном. Наибольший же успех выпал на долю фильма Анастасии Журавлевой «Осторожно, двери закрываются», героями которого являются оторванные в метро пуговицы (приз фестиваля и приз Гильдии киноведов и кинокритиков за лучшее начало). В этом году в Суздале была опробована новая система судейства: жюри было составлено из 33 экспертов, заполнявших именные карточки, а призеры в каждой номинации определялись путем случайного выбора 11 человек. Как объяснил президент фестиваля Александр Татарский, это понадобилось для того, чтобы максимально нейтрализовать лоббирование, неблагоприятно сказывающееся на работе обычных жюри. |