Анимационная студия «Пилот» затеяла грандиозный проект – цикл мультфильмов по сказкам народов России «Гора самоцветов». «Гора» растёт и ширится. В ней – сказки разных областей и автономных республик, малых народностей России и народов, «прописанных» за пределами официальных границ многонациональной страны. Автор идеи – знаменитый режиссёр-аниматор, руководитель «Пилота» Александр Татарский не ограничивается географическими принципами. Поэтому в цикле есть белорусская и украинская сказки, будут армянская и немецкая… Над фильмами работают известные режиссёры и молодые таланты. В художественном совете – звёзды нашей анимации Эдуард Назаров, Михаил Алдашин, Валентин Телегин, Георгий Заколодяжный. Консультанты проекта – Фёдор Хитрук и Юрий Норштейн.
Сказки «Горы самоцветов» идут по воскресеньям по Первому каналу. Это своеобразный прорыв. Массовый зритель давно не видел современных отечественных мультфильмов. Их показывали в основном на фестивалях и спецпросмотрах. Задумано 52 фильма (по количеству недель в году). Но, скорее всего, за первым «томом» последуют и второй, и третий. Благо оригинальных, благодатных для анимации сказок – не перечесть.
«Пилот» выпускает фильмы XXI века. Что не мешает студии продолжать лучшие традиции нашей анимации. Современные аниматоры рассказывают старинные сказки весело и живо. Раскрашивают повествования озорными подробностями, развивают фольклорные интриги с детективным азартом. И при этом ни один фильм не похож на другой. А двухминутные заставки к сказкам, занимательно рассказывающие о той или иной национальности, сделаны в единой манере, в одной технике и из одного материала. Из пластилина. О том, как создаётся анимационная «энциклопедия» народов России, рассказывает режиссёр Сергей МЕРИНОВ.
– Ваша группа делает заставки ко всем сказкам и таким образом изучает все народности России?
– Да, приключение действительно получается довольно большое – виртуальное путешествие по всей нашей стране. Когда начинаем работу над заставкой, уже есть сценарий, утверждённый худсоветом. Обращаясь к нему, часто понимаем, что просто не знаем, как должны выглядеть предметы национального быта. Кидаемся за этнографическим материалом. Нас уже все букинисты в «Олимпийском» знают, в Ленинскую библиотеку ходим и в Интернет. Собираем по каждому народу полный материал. Стараемся общаться с носителями национальных культур. Знающие о нашем проекте люди часто помогают – присылают и картинки, и фотографии, и музыку. И каждый раз происходят какие-то маленькие открытия. Например, уже в процессе создания нашли очень интересные традиционные карельские игрушки. Вставили в уже готовый сценарий, в итоге сказку «Про барана и козла» предваряют плетёные барашек и козлик. Береста, как и многие природные материалы, прекрасно сочетается с пластилином. Заставка перекликается с содержанием сказки. И с основной нашей образовательной задачей – познакомить зрителя с особенностями каждой национальности, передать её колорит.
– Меня очень увлекли заставки про народы Севера. С удивлением узнала, что нивхи разводили медведей как домашних животных, а эскимосы обогревают целую ярангу с помощью всего одной свечи. А какие открытия поразили вас?
– Самой потрясающей оказалась работа над заставкой к воронежской сказке. У меня у самого корни оттуда, и я думал, что всё знаю про Воронеж. А выяснилось – не всё. Оказывается, там самые глубокие и жирные чернозёмы – слой в три метра! Глубже, чем на Украине. И именно под Воронежом появились знаменитые орловские рысаки. Они так называются потому, что их вывел граф Орлов. А город Орёл, с которым многие связывают эту породу, тут совершенно ни при чём. И такие мини-открытия происходят практически на каждой заставке. Даже про Москву узнаём много нового.
– А что нового открыли в пластилине?
– Его возможности неисчерпаемы. Попробовали, например, использовать пластилин как краску. Готовим полуобъёмные фона, а иногда для съёмок делаем пластилиновые картины. Так, в питерской заставке сделали из пластилина все знаменитые эрмитажные полотна – «Данаю», «Юдифь»… Получилось довольно забавно и интересно. А наш художник-постановщик Галя Голубева так увлеклась, что дома для себя теперь рисует картины пластилином, использует его вместо масляных красок.
– Какова технология производства пластилиновых фильмов?
– Каждый персонаж снимается отдельно. Иногда – только часть персонажа. Отдельно снимается фон, потом в компьютере сводится всё вместе. Так удобнее работать, потому что легче поправить отдельную часть, чем переснимать всю сцену, как это делалось раньше. Прежде снимали на плёнку, на двенадцати стёклах-ярусах. И если обнаруживалась ошибка – все шло в брак. Отдельная история – чистка стекла от жирных пятен пластилина. Сейчас проще: снимаем на цифровую камеру, на компьютере можно и вычистить, и поправить. Но всё равно, работа кропотливая – аниматор каждую фазочку двигает, смотрит, что получается. Делаем две полутораминутные заставки в три месяца – это очень напряжённый график.
– Пластилин использовался в анимации и раньше?
– Его часто применяли в кукольных фильмах – для ртов, для мелких деталей. Чисто пластилиновые фильмы появились в 20-е годы в Америке. А пластилиновые динозавры в кино возникали и раньше. Пластилин очень пригоден к анимации. Чаще снимали объёмные пластилиновые фильмы. Студия «Пилот» – первопроходец плоской пластилиновой перекладки. А она ближе к рисованной анимации.
– А будут ли на «Горе самоцветов» пластилиновые сказки?
– Степан Коваль снял гуцульскую сказку «Злыдни». Сейчас Эдуард Беляев делает удмуртскую «Солдат и смерть», а я в феврале начну мордовскую «Куйгорож». Будет три пластилиновые сказки. Причём все в разных техниках – объёмная, так называемая «перекладка» и пластилиновая живопись.
– О чём будет ваша сказка?
– Про волшебное существо, по сути – нечистую силу, но довольно обаятельную. Её завели ленивые люди, чтобы не работать. Богатство-то они получили, а счастья – нет. По смыслу сказка чем-то похожа на «Золотую рыбку», но сюжет крайне своеобразный и персонаж весьма забавный.
– Пластилин для съёмок используете какой-то особенный?
– В основном – испанский, для самых маленьких детей. Он хорошо лепится и держит форму, не пачкается, к рукам не прилипает, много цветов. Смешивая пластилин, можно получить любой оттенок.
– «Происхождение» пластилина как-то найдёт отражение в цикле? Будет ли у вас испанская сказка? Испанцы же в России тоже живут.
– Вполне возможно. Во всяком случае, мысль интересная.
Беседу вела Елена ГУБАЙДУЛЛИНА, опубликовано в Литературной газете 21.12.2005