ИЗБУШКИ НА «ГОРБУШКЕ»
Лучшие отечественные анимационные фильмы не заинтересовали ни Первый канал, ни «Россию»
       
Алла Боссарт, автор       
Российская анимация, как когда-то Китай, совершила Большой Скачок. Из 46 фильмов суздальского конкурса половину не стыдно показать на любом самом строгом фестивале.
       Но дома вы ничего этого не увидите. Разве только на пиратской кассете. Ни одна картина не куплена ни одним телеканалом.
       Похоже, что анимационные мытарства — лишь звено в цепи: театр — кино — музеи (список можно продолжить). Как тут не вспомнить другой эпизод китайской истории. Он назывался, если помните, Культурная Революция…
       
       
10-й юбилейный Открытый Российский фестиваль анимационного кино, бывший «Таруса», ныне «Суздаль» закрылся, что очень жалко.
       Потому что такого праздника я за десять лет не припомню. Родимое «искусство искусств» предстало наконец во всей красе. В регламенте «Тарусы — Суздаля» лет пять как отменили приз «За прорыв». Никто до него не дотягивал, до этого прорыва. Юбилей, как по заказу, целиком явился таким прорывом. Словно копилось-копилось, заткнутое некоей пробкой, бродило-бродило — и вот прорвало.
       
       Анимация как национальная идея
       Слоган «Мы живем в России» стал паролем и главной шуткой фестиваля. Мы и раньше, в общем, примерно догадывались, где живем. Но сейчас усвоили накрепко. И что флаг у нас такой-то. А на гербе — Георгий Победоносец, поражающий Змея. А народы — такие-то. И у каждого — свои сказки. Фильмов с такой заставкой на фестивале было аж одиннадцать штук. Все — на бюджетные деньги. Вроде такой госзаказ. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Но не забудем, что живем-то мы в России… Однако это присказка. Сказка — впереди.
       …На общем обсуждении беспощадные товарищи спросили Константина Бронзита прямо: «Сам-то как оцениваешь своего «Алешу Поповича»? «Зато у меня есть "Кот и Лиса"», — не растерялся молодой классик.
Лиса пугает зверей своим мужем Котом-воеводой. ("Кот и лиса")
       Полнометражный «Алеша Попович и Тугарин Змей» был замыслен продюсером Сергеем Сельяновым как русский «Шрек». Не лучшая его идея, хотя заслуги нашего Карло Понти «в развитии полнометражной отечественной анимации удостоены особого упоминания жюри» именно в связи с «Поповичем». На фоне общей беды с полным анимационным метром Бронзит выглядит, конечно, браво. И смешно, и динамично, и драматургия какая-никакая. Сказка все же, добро побеждает зло, детям нравится. Как все без исключения полнометражные мультфильмы, это фильм продюсерский, то есть ориентированный на кассу и продажу, а тут у нас Сельянов — чистый гений.
       Но, не зная анимацию так хорошо, как «большое» кино, гений Сельянов маленько промахнулся. Не будет «Попович» делать таких сборов, как «Шрек», «Суперсемейка», «Немо» или «Трио из Бельвилля». Не потому, что это фильм не американский и не французский, а потому, что — не русский. Как матрешка и хохломской самовар. Дело даже не в том, что нет такого русского бренда — «Алеша Попович». Нет в фильме кое-чего поважнее: Кости Бронзита. Легко вообразить, как один из самых ярких авторов новой анимации скрипел зубами, выполняя «пожелания» продюсера.
       Зато есть у нас, как было сказано, «Кот и Лиса» и так называемая Большая киностудия «Пилот». Команда авторов, один другого краше, под художественным руководством и при непосредственном участии Эдуарда Назарова, Александра Татарского, Михаила Алдашина, Валентина Телегина и Георгия Заколодяжного пашет там на уникальном проекте «Гора самоцветов» (сказки народов России). Уникальность его в том, что при 52 фильмах в плане и одиннадцати готовых это — филигранно авторское кино. Русские избушки, эскимосские яранги, татарские дворцы, казахские саманы, змеи, вороны, медведи, лисы, петухи, охотники, ханы, мудрецы, кони… Даже пластилиновая заставка Сергея Меринова («Мы живем в России») — отдельная песня и история, каждая со своим сюжетом, изобретательности небывалой. В основе каждого фильма — крепкий, доброкачественный сценарий, а на выходе — отличное современное произведение, смешное, умное, лирическое и абсолютно своеобразное.
       Приз фестиваля за лучшую режиссуру, который получил за «Кота…» Бронзит, с тем же успехом можно было дать любому из одиннадцати представленных «самоцветов». Потому что выбрать из этих фильмов невозможно.
       Всегда есть проблема среднего уровня. Мейнстрима. Средняя планка всех 11 фильмов «Пилота» — призовая. Следовало было создать прецедент и дать Гран-при проекту. Жюри, подозреваю, путем орла и решки, сэкономив на Гран-при, призами одной категории отметило три фильма («Кот и Лиса», «Про Ивана-дурака» Михаила Алдашина и Олега Ужинова и «Про ворона» Алексея Алексеева). Правда, худсовет «Пилота» награжден дипломом «Коллективному разуму, энергично создающему «Гору самоцветов». Ну тоже неплохо.
"Про ворона". Эскимосская сказка, рассказанная М. Алдашиным А. Алексееву.
       Возможно, кто-то думает, что превосходный и эффективный, вот именно что идеологический продукт (на который ухнули немалые бюджетные миллионы), с руками оторвали на Первом государственном канале? Или хоть на «Культуре»? Или, в конце концов, на «России», где уж сам Бог велел? Как бы не так. Александр Татарский запустил партию «Мастер-бетакамов» на «Горбушку», вот там ушли со свистом. Ну что ж, где живем, о том горюем. Впрочем, на этот раз в основном смеемся.
       
       Анимация как радость жизни
       Много раз приходилось кручиниться о депрессивности мультипликационного кино, о том, какую мрачную картину мира отражают анимационные мозги. И вот что удивило меня на этот раз, пожалуй, больше всего. В гадкое и тягостное и, похоже, безнадежное время, обвалившееся на нас, — именно сейчас вдруг пальнул мощный залп позитива. Замечательное, светлое и озорное детское кино, совершенно иная, бурная палитра, внятные мысли и нежность какая-то неподдельная, любовь — ну что там еще, мы уж и слова забыли…
       Забавно и поучительно было сравнивать фильмы нашего прославленного черно-белого абсурдиста Ивана Максимова и его дочки Катерины. То, что длинные ноги голубого Катерининого поросенка выросли непосредственно из папы, это понятно. Но вот шум и ярость «Потопа» самого классика, какая-то безумная девка на дрезине, крушения, разбитые горшки, обугленные цветики — в общем, потоп, в смысле поток дикого сознания дикого Ивана. И вот нежные цветные уродцы его красавицы-дочки («Синяя лужа»), которых могла создать именно дочка и именно Вани Максимова, с младенчества обученная метаморфозам, приводящим, однако, не к обморочным тупикам и тотальной разрухе, а к влюбленности и счастью…
       Мария Муат и Марина Курчевская при поддержке сценарного беспредела Владимира Голованова радостно спасают глупого мышонка, съеденного Маршаком в лице коварной тети-кошки. Добрые женщины награждены призом «За лучший детский фильм» (он же, кстати, представляет сейчас нашу анимацию в Берлине).
       Оба фильма Юли Ароновой («Эскимо» и «Жук, корабль, абрикос») представлены в номинации «Дебют», и оба как лучший дебют награждены. Случай небывалый сам по себе. Но еще удивительнее другое. В совершенно разном по технике (кукольном и изысканно акварельном) кино совсем нетрудно обнаружить руку одного автора. Хотя правильнее сказать — душу. По той особой сочувственной доброте, которую нельзя симулировать. Цирковой пингвин грустит над бумажкой от «Эскимо» и так страстно тоскует о нарисованной снежной стране, что убегает — прямо туда, в фантик, в прекрасные сугробы свободы. А «Жук…» — сама материя детства с ее мечтами, играми, запахом и вкусом.
       Жаль, что председатель жюри Армен Медведев, человек величайшего остроумия, не нажал на своих эстетов, и невероятно смешной «Буревестник» Алексея Туркуса получил всего лишь диплом (с изящной формулировкой «За показательный урок озорства»). А ведь были же у нас призы «За самый смешной фильм». Потому что качество это драгоценно. Особенно качество такого юмора, который не стирается от частого использования. Я смотрела «Буревестника» дважды и только стонала, потому что не было уже сил для смеха. Понятно, что он оказался лидером как внутреннего рейтинга, так и интернетовского. А всех-то делов: урок литературы в школе…
Гордо реет "Буревестник". Обормоты, вон из класса!
       Я бессовестно разжигаю ваше любопытство, которое не утолю. Потому что пересказывать такой мультфильм — занятие идиотское, а увидите вы его вряд ли. Угадайте с трех раз, почему. Я зареклась говорить о Регине Дубовицкой и ее утробном смехе, но другого, не то что третьего, нам на ТВ не дано. Сеть, конечно, сильное подспорье, в «Rambler» на фестивальный сайт в первый день зашли 52 тысячи человек. Но интернет имеет возможность показывать только фрагменты. Так что вперед, на «Горбушку»! Там-то народ оперативный…
       
       Анимация как религия
       Есть на «Суздале» приз, какого нет больше нигде. Это приз «Фортуна». Единственный денежный — 21 доллар. В этом году дирекция фестиваля в лице генерального директора Александра Герасимова добавила доллар от себя с призывом на будущий год каждому последовать его примеру. Это жребий, который долгие годы золотого детства тащил из мешка малолетний, но неуклонно взрослеющий Кирилл Малюков, сын нашего кинообозревателя. Рука у Кирюши была легкая, очко доставалось людям правильным. Впрочем, этот приз и придуман затем, что в анимации, в этом безумном деле, где минута, а порой секунда экранного времени стоит года работы, любой достоин награды.
       Но теперь Кирюша вырос окончательно и бесповоротно. И место представителя «Фортуны» занял один очень неожиданный персонаж. Владыка Николай, грузинский епископ, спустившийся с гор Южной Грузии. У владыки два образования — физика и режиссера мультипликации. Конечно, такого человека мог найти только Норштейн. Он и нашел. Владыка хочет в одном из монастырей, принадлежащих его епархии, открыть детскую школу анимации. А еще отец Николай мечтает построить такой монастырь, где собрались бы художники со всего света и вдали от мирской суеты снимали бы мультипликационное кино. «Это было бы их послушание», — улыбается владыка.
Анимация как религия: Юрий Норштейн и владыка Николай.
       Одного такого художника я знаю. Это Гоша Ляховецкий, вечный ребенок, как Питер Пэн, рисующий прекрасные, полные жизни и Бога картины. Дмитрий Наумов сделал по ним фильм «Кошачья прогулка», и был он показан на фестивале.
       Там, у себя в Грузии, владыка Николай заказал на авиационном заводе церковь. Из дюраля ему склепали небольшой храм, человек на двадцать, утеплили и подняли на вертолете высоко в горы, на высоту 4100 метров. Когда в алюминиевом храме зажигают свечи, бывает даже жарко. Служат там разные батюшки, а приходят альпинисты и другой отчаянный народ. Ну и ангелы, разумеется. На такую-то верхотуру.
       Хорошо бы Гоша нарисовал и снял об этом кино. И чтоб его показали по телевизору. Аминь.
       
       Алла БОССАРТ, «Новая Газета», 21.02.2005