Заклеванная учительница
Вчера в Суздале закрылся национальный фестиваль анимации
АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ, "Новые Известия", Владимирская область
«Тугарин Змей» защитил честь нации, но дохода так и не принес.
«Тугарин Змей» защитил честь нации, но дохода так и не принес.
Впервые за десять лет существования суздальского Фестиваля анимации в конкурсную программу вошли полнометражки, созданные специально для коммерческого проката: «Алеша Попович и Тугарин Змей» и «Щелкунчик». Впрочем, успев выйти на большой экран, они пока не оправдали надежд продюсеров, не имели успеха и на фестивале.

«Дети не могут пересказать такие фильмы, значит, они их и не понимают», – объяснил проблему современной мультипликации президент фестиваля Александр Татарский. Тем не менее жюри под председательством Армена Медведева сумело выбрать достойных: мультфильмы из серии «Гора самоцветов» получили первую награду фестиваля. В основе их сюжета – сказки народов России. А больше всего призов (сразу 3 штуки) получил фильм, вполне вольно трактующий культурное наследие и пародирующий классика Максима Горького. В 10-минутном «Буревестнике» режиссера Алексея Туркуса злую учительницу клюют альбатросы, а вольнолюбивый поэт Пушкин дерется с «продажным» пролетарским писателем Пешковым (настоящее имя Горького).

На юбилейном фестивале много говорили о заметном увеличении финансирования анимационных проектов Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Правда, государство теперь вправе рассчитывать и на повышение ответственности студий за качество фильмов, сделанных на «народные» деньги налогоплательщиков.

После государственной «раздачи слонов» стало ясно: проблема не в деньгах. Нынешние мультипликаторы просто не умеют донести до зрителя суть своих сюжетов. Досталось на орехи и ВГИКу – главной кузнице кадров для анимационных студий.

Победитель фестиваля Алексей Туркус.
Победитель фестиваля Алексей Туркус.
Соотношение высокой цены мультфильмов и их низкого качества приводит к тому, что доходов режиссеры почти не получают. Вышедший на экраны страны «Алеша Попович и Тугарин Змей» за четыре недели проката в крупнейших российских городах принес кассовых сборов 1,7 млн. долларов. В небольших городах он еще идет на экранах, но основные кассовые сборы в России уже сделаны. Затраты на его производство – примерно 1,5 млн. долларов. Но было бы большим заблуждением полагать, что фильм начал приносить прибыль. Половина кассовых сборов уходит кинотеатрам – это закон проката. На точку безубыточности производителям мультиков можно выйти в том случае, если билетов будет продано на сумму, вдвое превышающую затраты на производство.

Ситуация с короткометражками не лучше. Одна минута анимационного кино по современным нормативам стоит 8,5 тыс. долларов. Ежегодно Федеральное агентство по культуре и кинематографии финансирует 30–40 анимационных фильмов. Средняя продолжительность короткометражного кино – 13 минут. То есть оно заведомо нерентабельно. Коммерческими могут быть только полнометражные фильмы для кинотеатров. Но у них пока не так уж много перспектив.



Владимир ГОЛОВАНОВ, многократный председатель жюри фестиваля:
– Спросите себя: вы пойдете в кинотеатр, если увидите афишу о новом полнометражном мультфильме? Скорее всего, нет. А ведь анимационный фильм – это своего рода кислородная подушка, которая позволяет быстро «вырубиться» из реальности и ненадолго оказаться в счастливом детстве. Это как пробку выдергивают штопором из бутылки. Но, к сожалению, культуры просмотра анимации у нас нет, поэтому большинство новых анимационных лент можно увидеть только на фестивалях.

Константин БРОНЗИТ, режиссер мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»:
– Увы, надо признать: «отбить» затраты на отечественном рынке продюсеры полнометражной анимации пока не могут. И это несмотря на то, что «Алеша Попович» был сделан всего за год и по себестоимости стал самым дешевым российским полнометражным анимационным фильмом. До голливудской индустрии анимационного кино нам еще страшно далеко.

Иван МАКСИМОВ, режиссер мультфильма «Ветер вдоль берега»:
– В Китае за свой 6-минутный фильм я получил премию 1 тыс. долларов. А так никаких денег фильм не принес. Короткометражные фильмы просто обречены на нерентабельность.