Впервые
за десять лет существования суздальского Фестиваля анимации в
конкурсную программу вошли полнометражки, созданные специально
для коммерческого проката: «Алеша Попович и Тугарин Змей» и
«Щелкунчик». Впрочем, успев выйти на большой экран, они пока
не оправдали надежд продюсеров, не имели успеха и на
фестивале.
«Дети не могут пересказать такие фильмы,
значит, они их и не понимают», – объяснил проблему современной
мультипликации президент фестиваля Александр Татарский. Тем не
менее жюри под председательством Армена Медведева сумело
выбрать достойных: мультфильмы из серии «Гора самоцветов»
получили первую награду фестиваля. В основе их сюжета – сказки
народов России. А больше всего призов (сразу 3 штуки) получил
фильм, вполне вольно трактующий культурное наследие и
пародирующий классика Максима Горького. В 10-минутном
«Буревестнике» режиссера Алексея Туркуса злую учительницу
клюют альбатросы, а вольнолюбивый поэт Пушкин дерется с
«продажным» пролетарским писателем Пешковым (настоящее имя
Горького).
На юбилейном фестивале много говорили о
заметном увеличении финансирования анимационных проектов
Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Правда,
государство теперь вправе рассчитывать и на повышение
ответственности студий за качество фильмов, сделанных на
«народные» деньги налогоплательщиков.
После
государственной «раздачи слонов» стало ясно: проблема не в
деньгах. Нынешние мультипликаторы просто не умеют донести до
зрителя суть своих сюжетов. Досталось на орехи и ВГИКу –
главной кузнице кадров для анимационных студий.
 |
Победитель фестиваля Алексей
Туркус. |
Соотношение высокой
цены мультфильмов и их низкого качества приводит к тому, что
доходов режиссеры почти не получают. Вышедший на экраны страны
«Алеша Попович и Тугарин Змей» за четыре недели проката в
крупнейших российских городах принес кассовых сборов 1,7 млн.
долларов. В небольших городах он еще идет на экранах, но
основные кассовые сборы в России уже сделаны. Затраты на его
производство – примерно 1,5 млн. долларов. Но было бы большим
заблуждением полагать, что фильм начал приносить прибыль.
Половина кассовых сборов уходит кинотеатрам – это закон
проката. На точку безубыточности производителям мультиков
можно выйти в том случае, если билетов будет продано на сумму,
вдвое превышающую затраты на производство.
Ситуация с
короткометражками не лучше. Одна минута анимационного кино по
современным нормативам стоит 8,5 тыс. долларов. Ежегодно
Федеральное агентство по культуре и кинематографии финансирует
30–40 анимационных фильмов. Средняя продолжительность
короткометражного кино – 13 минут. То есть оно заведомо
нерентабельно. Коммерческими могут быть только полнометражные
фильмы для кинотеатров. Но у них пока не так уж много
перспектив.
Владимир
ГОЛОВАНОВ, многократный председатель жюри
фестиваля: – Спросите себя: вы пойдете в
кинотеатр, если увидите афишу о новом полнометражном
мультфильме? Скорее всего, нет. А ведь анимационный
фильм – это своего рода кислородная подушка, которая
позволяет быстро «вырубиться» из реальности и ненадолго
оказаться в счастливом детстве. Это как пробку
выдергивают штопором из бутылки. Но, к сожалению,
культуры просмотра анимации у нас нет, поэтому
большинство новых анимационных лент можно увидеть только
на фестивалях.
Константин БРОНЗИТ, режиссер
мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»: –
Увы, надо признать: «отбить» затраты на отечественном
рынке продюсеры полнометражной анимации пока не могут. И
это несмотря на то, что «Алеша Попович» был сделан всего
за год и по себестоимости стал самым дешевым российским
полнометражным анимационным фильмом. До голливудской
индустрии анимационного кино нам еще страшно далеко.
Иван МАКСИМОВ, режиссер мультфильма «Ветер
вдоль берега»: – В Китае за свой 6-минутный
фильм я получил премию 1 тыс. долларов. А так никаких
денег фильм не принес. Короткометражные фильмы просто
обречены на нерентабельность.
|