путь :: аниматор.ру : новости : Анимационные программы XIX фестиваля архивного кино "Бе...


Открытый фестиваль анимационного кино




22 февраля 2015

В Госфильмофонде открывается XIX фестиваль архивного кино «Белые Столбы». В этом году его программа изобилует мультипликационными фильмами – находками, реконструкциями, восстановленными версиями, редкостями.

В отличие от прошлых лет, теперь большую часть фестивальной программы смогут увидеть не только участники и гости, собравшиеся в Госфильмофонде, но и москвичи. Сделать это можно бесплатно, в кинотеатре «Иллюзион».

Одной из основных «изюминок» является подготовленная сотрудниками Госфильмофонда практически полная ретроспектива Вячеслава Левандовского, включившая в себя почти все сохранившиеся его работы, кроме нескольких картин, в которых он участвовал в качестве мультипликатора. Левандовский – одна из самых главных легенд довоенной советской мультипликации, сравнимая с Михаилом Цехановским и Борисом Антоновским. Его считали «королём шарнирной марионетки», добивавшимся непревзойдённого для своего времени качества движения персонажей, а судя по сохранившимся кадрам – и применявшего совершенно исключительные по художественному уровню изобразительные решения. Именно эта грань его способностей сегодня абсолютно неизвестна, поскольку от украинского периода его биографии не осталось ни одного крупного фильма. Поэтому первый сеанс ретроспективы будет целиком отдан единственному из обнаруженных на сегодня фильмов этого периода с участием Левандовского – научно-популярной ленте «Рождение человека» (1931), для которой он делал мультипликационные вставки. Во второй программе собраны картины московского периода, когда Левандовский перешёл к работе с объёмной куклой: «Лиса и виноград» (1936), сохранившаяся, к сожалению, без фонограммы, «Серебряный дождь» (1937) и «В кукольной стране» (1940), снятая совместно с Георгием Елизаровым, в которой мастерство Левандовского-мультипликатора достигло вершин, не превзойдённых советскими аниматорами-кукольниками даже в 1950-60-е гг. Завершат программу два фильма, в которых Левандовский участвовал как мультипликатор: экспериментальный ролик «Оптические перекладки» («Яблочко», 1946) и документальный фильм «Русская народная игрушка» (1959). В «Иллюзионе» сеансы с этими фильмами пройдут 23 и 24 февраля.

Ещё одна тематическая программа, включающая большое количество анимационных картин – цикл «Искусственный человек». В него вошло несколько зарубежных мультипликационных работ: «Механический человек Боско» Хью Хармана (США, 1933 г.), «Галатея» Лотты Райнигер (Германия, 1935 г.), «Механический человек» Рэя Фарингера, Теда Дубои и Эда Бенедикта (США, 1937 г.), «Пети и робот» Дьюлы Мачкаши и Дьёрдя Варнаи (Венгрия, 1964 г.). Кроме того, в той же программе будет показан советский научно-популярный фильм «Опыты по оживлению организма» (1940) с большим количеством мультипликационных вставок. Сеансы цикла с участием мультипликационных фильмов пройдут в «Иллюзионе» 24, 25 и 27 февраля.

Но, конечно, самыми интригующими будут, как всегда, показы восстановленных, реконструированных и вновь обнаруженных картин. В этом году состоится «вторая премьера» цветной версии легендарного музыкального фильма сестёр Брумберг «Кот в сапогах» (1938), восстановленной Николаем Майоровым по цветоделённым негативам, отсканированным Владимиром Котовским. До сих пор картину можно было увидеть только в чёрно-белом варианте (показ в «Иллюзионе» - 27 февраля). Другая громкая премьера – показ реконструированной версии знаменитого фильма Владислава Твардовского «Винтик-шпинтик» (1927), до сих пор известной только в неполной версии из Нидерландского музея кино, к тому же лишённой титров. На фестивале впервые будет показана редакция, дополненная фрагментами из двух копий, сохранившихся в Национальном киноархиве Чехословакии, с восстановлением недостающих надписей – в соответствии с монтажным листом. В новом виде лента производит совершенно иное впечатление, нежели прежняя редакция. Показ «Винтика-шпинтика» в «Иллюзионе» состоится 26 февраля. И, наконец, в последний день фестиваля произойдёт первый послевоенный публичный показ картины Даниила Черкеса «Гляди в оба» (1934), считавшейся утраченной в течение шестидесяти лет. Эта последняя режиссёрская работа художника, снятая на распространённый в тридцатые годы сюжет о разоблачении пионером вредителя, является интереснейшим памятником мультипликации своего времени. Гостем фестиваля станет фотохудожник Леонид Лазарев, сохранивший негатив этой уникальной плёнки. В «Иллюзионе» картину можно будет увидеть 28 февраля.

Также в рамках фестиваля будет показан документальный фильм «В поисках утраченной «Почты»», рассказывающий об архивных находках последней четверти века, в том числе вирированных кадров из картин Михаила Цехановского, фрагментов несохранившихся рисованных фильмов Бориса Антоновского, считавшихся утраченными фильмов Цехановского «Гопак» и «Девочка в джунглях» и режиссёрского дебюта Владимира Сутеева и Льва Атаманова «Улица поперёк».




Все новости за февраль 2015 г. >>








© Аниматор.ру, при перепечатке материалов ссылка обязательна.

Интернет-сайт "Аниматор.ру" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Вопросы, замечания принимаются по адресу hitruk@mail.ru

Если вы заметили орфографическую или иную ошибку на этой странице,
просто выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.