путь :: аниматор.ру : новости : В Госфильмофонде закончился фестиваль "Белые столбы-201...


Открытый фестиваль анимационного кино

Фестиваль КРОК





7 февраля 2010

В Госфильмофонде России завершился 14-й кинофестиваль архивного кино «Белые Столбы», проходивший с 1 по 6 февраля. На нем состоялся первый показ восстановленного Николаем Майоровым трехцветного кукольного мультипликационного фильма Георгия Елизарова «Чудесный светофор» (1938).

В 1935-36 годах на киностудиях «Мосфильм» и «Ленфильм» (а позже – и на «Союзмультфильме») началось производство цветных мультипликационных фильмов трехцветным методом. Первый фильм – «Лиса и волк» - получил разрешение на прокат в октябре 1936 года. Съемка таких лент производилась обычной кинокамерой на одну пленку последовательно через три светофильтра – синий, зеленый и красный. Способ печати копий был разным – на «Ленфильме» применялся гидротипный способ, разработанный Государственным оптическим институтом, на «Мосфильме» - метод хромированной желатины, разработанный П.М.Мершиным. Для гидротипной печати снимался еще и четвертый кадр без светофильтра, с которого печатали бланк-фильм и черно-белый вариант картины.

Однако на сегодняшний день достижения советской трехцветной мультипликации 1936-45 годов являются «белым пятном» как для исследователей, так и для зрителей. Большинство цветных негативов картин «Союзмультфильма» 1939-43 годов в Госфильмофонде не сохранилось, и эти фильмы известны нам только в черно-белом варианте. Но даже те двадцать отечественных мультипликационных фильмов 1936-45 годов, чьи цветные негативы сохранены, на сегодняшний день можно увидеть либо черно-белыми, либо сильно выцветшими («Волк и семеро козлят», «Джябжа» и другие), а девять из этих картин вообще недоступны для сегодняшнего зрителя, ибо по ним нет позитивных копий. Напечатать же новые позитивы невозможно, так как не сохранилась аппаратура для такой печати. В результате огромный пласт истории отечественной мультипликации остается почти неизученным и известным лишь по документам, прессе и монтажным листам. Это относится в первую очередь к продукции «Мосфильма» и «Ленфильма» (где мультцех с 1936 года входил в структуру Сектора цветного кино).

В то же время сегодня, используя цифровые методы, можно произвести сведение цветоделенных негативов и вернуть кинозрителям старые мультфильмы во всем их цветном великолепии, что и продемонстрировал Н.А.Майоров, представив участникам и гостям фестиваля первую мультипликационную ленту, восстановленную подобным образом, и рассказав о процессе цифрового воссоздания кинораритетов. О феномене предвоенного кукольного кино, об авторах «Чудесного светофора» и об особенностях этой картины сообщение сделал Георгий Бородин .

Также в программе «Русская эмиграция и кино» на фестивале был показан цветной фильм Владислава Старевича «Северная карусель» (1958, Франция, «Фильм Алькам»).

Наконец, сверх официальной программы фестиваля, Георгий Бородин представил два редких мультипликационных ролика Бориса Степанцева, Федора Хитрука и Юрия Норштейна 1977-78 годов, отсутствующих в коллекциях Госфильмофонда.




Все новости за февраль 2010 г. >>







Колыбельные мира
анимационный сериал "Смешарики"



© Аниматор.ру, при перепечатке материалов ссылка обязательна.

Интернет-сайт "Аниматор.ру" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Вопросы, замечания принимаются по адресу hitruk@mail.ru
Помогите спасти детей!

Если вы заметили орфографическую или иную ошибку на этой странице,
просто выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.