путь :: аниматор.ру : новости : Инесса Ковалевская рассказала всю правду о "Бременских ...


Открытый фестиваль анимационного кино

Фестиваль КРОК





31 января 2010

Вышел в свет двадцатый номер журнала прикладного киноведения «Кинограф». В нем опубликованы воспоминания Инессы Алексеевны Ковалевской о создании легендарного фильма «Бременские музыканты».

В богатой феноменами палитре советской мультипликации найдется немного фильмов, заслуживших столь же широкий зрительский успех, как «Бременские музыканты». Резонанс, который имели сама картина, музыка из нее и аудио-версия (грампластинка), не имеет аналогов в истории отечественной культуры. Фильм оказал огромное влияние на развитие анимации (особенно музыкальной), а музыка – на развитие музыкальной культуры (в первую очередь – жанра мюзикла). Многие песни из фильма стали «народными», персонажи и сама лента – «культовыми». Работа эта стала переломной и в творчестве ее авторов, в первую очередь – режиссера Инессы Ковалевской. Именно после успеха «Бременских музыкантов» Ковалевская стала специализироваться на одном из редчайших кино-жанров – детском музыкальном мультипликационном фильме, и превратилась в самого последовательного апологета этого направления в нашем кино. Причем все ее последующие музыкальные ленты (в отличие от «Бременских музыкантов», популярных прежде всего среди подростковой аудитории) предназначались для детей самого младшего возраста. Ковалевская переносила на экран как детские произведения современных композиторов (Г.Гладкова, В.Шаинского, А.Быканова, М.Минкова, Ю.Антонова), так и симфоническую или инструментальную классику, предназначенную детям (произведения Глинки, Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Грига), и даже фольклор разных эпох.

Излишне напоминать и о значении «Бременских музыкантов» в биографиях композитора фильма – Геннадия Гладкова , и автора песенных текстов (и соавтора сценария) – Юрия Энтина . Первый после триумфального шествия картины по экранам стал одним из самых известных и востребованных композиторов театра и кино, создателем музыкальных фильмов и спектаклей самых разных форм и направлений, второй – популярнейшим в СССР детским поэтом-песенником. Перечисление ставших народными произведений как Гладкова, так и Энтина заняло бы несколько страниц.

Естественно, что история создания такого легендарного кинозрелища, как «Бременские музыканты», не может не интересовать как исследователей кино, так и поклонников фильма.

До сих пор источниками подобной информации были многочисленные интервью, преимущественно с создателями сценария картины (Юрием Энтиным и Василием Ливановым ) и композитором. Эти свидетельства касались прежде всего рождения сюжетного замысла и музыки, и мало что говорили о процессе создания собственно фильма. Еще один источник – воспоминания соавтора сценария и постановщика аудио-версии мюзикла Василия Ливанова («Бременским музыкантам – быть!», в сб. «Помни о белой вороне. Записки Шерлока Холмса», М.: «Эксмо», «Алгоритм», 2004). Впрочем, к последнему свидетельству следует относиться с большой осторожностью, хотя бы потому, что описанный автором процесс работы кардинально противоречит общепринятому порядку запуска в производство анимационных фильмов в системе Госкино СССР. Кроме того, в большинстве интервью (как и в вышеупомянутых воспоминаниях В.Б.Ливанова), как правило, отсутствует даже упоминание о режиссере фильма – Инессе Ковалевской. Не упоминается и художник-постановщик Макс Жеребчевский . Уже неоднократно в материалах прессы режиссура фильма приписывалась самому В.Б.Ливанову. Бывали и противоположные по смыслу казусы – так, сравнительно недавно в одной из газетных публикаций уже И.А.Ковалевской было приписано создание второго фильма, продолжившего ставший популярным сюжет, - «По следам Бременских музыкантов» (в действительности его режиссером является как раз Ливанов). Сравнительно недавно вышла в свет книга Андрея Семенова «Геннадий Гладков. Книга о веселом композиторе» (М.: «Музыка», 2009), где Геннадий Игоревич весьма подробно излагает историю работы над картиной и ее собственно музыкальной частью. Наконец теперь, с выходом журнала, поклонники фильма могут ознакомиться и с рассказом режиссера. Таким образом, на сегодня существуют письменные свидетельства всех четырех основных авторов фильма – Юрия Энтина, Василия Ливанова, Геннадия Гладкова и Инессы Ковалевской. Поклонники «Бременских музыкантов» и советской мультипликации в целом теперь имеют возможность сопоставить все четыре версии появления на свет этого фильма, которые частично совпадают, но частично и расходятся (иногда не только в деталях).

В воспоминаниях Инессы Алексеевны Ковалевской, опубликованных в «Кинографе», впервые детально рассказано не только о рождении замысла, сюжета, музыки, о процедуре звукозаписи, но и о создании типажей и фоновой части, о работе с мультипликаторами, прослежена эволюция литературного и режиссерского вариантов сценария, обоснованы многие сюжетные и режиссерские решения. Фактически описана вся история производства фильма – от появления первоначальной идеи до процесса сдачи готовой картины Художественному совету. Сам текст является первой частью пока не законченной в полном объеме книги, рассчитанной не столько на специалистов, сколько на самую широкую читательскую аудиторию. При этом, написанные очень популярным и доступным языком, воспоминания представляют большую ценность и для профессионалов, работающих в области анимации, и для историков советского мультипликационного кино, хотя бы в силу огромного количества впервые обнародованных редчайших фактов и подробностей.

К публикации прилагается максимально полная фильмография И.А.Ковалевской и биографическая справка. Автор предисловия, комментариев, фильмо- и биографии – Георгий Бородин .

Эта публикация оказалась долгожданной (журнал был подписан в печать еще летом прошлого года, но его выход задержали проблемы, вызванные финансовым кризисом), и приурочена к 40-летию со времени выхода на экраны фильма «Бременские музыканты».

Приобрести журнал «Кинограф» № 20 можно в редакции, в здании НИИ Киноискусства, по адресу: Дегтярный переулок, дом 8, проезд до станций метро «Пушкинская», «Чеховская», «Тверская». Телефон редакции – (495) 650-20-23.


Все новости за январь 2010 г. >>







Колыбельные мира
анимационный сериал "Смешарики"





© Аниматор.ру, при перепечатке материалов ссылка обязательна.

Интернет-сайт "Аниматор.ру" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Вопросы, замечания принимаются по адресу hitruk@mail.ru
Помогите спасти детей!

Если вы заметили орфографическую или иную ошибку на этой странице,
просто выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.