ВИВАТ, АНИМАЦИЯ!

В последнее время на общем фоне оживления российского игрового кинематографа все чаще раздаются голоса о гибели кино анимационного. Этим грешат и сами кинематографисты, и некоторые СМИ (чаще всего, телеканалы).

Однако на мой взгляд слухи о гибели российской анимационной школы и самой анимации сильно преувеличены. Более того, сегодня уже можно говорить о некоем диалектическом переходе количества в качество. Имеется в виду обращение режиссеров и продюсеров к полнометражным фильмам. Если немного оглянуться назад, то на рубеже веков на фоне прямо-таки малокартинья появился полнометражный фильм «Новые приключения Незнайки». Благодаря усилиям продюсеров, грамотной прокатной политике он был успешно реализован не только в кинотеатральном прокате, но и на видео.

Однако это был единичный случай, аниматоры продолжали снимать 13-ти и 26 минутные картины, которые можно было увидеть на кинофестивалях в Суздале, на КРОКе, изредка в Доме кино и, пожалуй, все. Основной зритель, для которого в первую очередь эти фильмы и делались – дети, их не видел. Наши дети смотрели картины по Симпсонов и телепузиков по телевидению, продукцию Диснея и крупных голливудских компаний в кинотеатрах, и совершенно не задумывались о том, где можно увидеть наши «родные» мультики, добрые и слегка наивные, с чудесными героями, настолько симпатичными, что их хотелось постоянно видеть рядом. Об этом с тоской и ностальгией вспоминали лишь их родители, а дети не понимали, о чем говорят эти взрослые.

О возникшей проблеме задумались не только производители и продюсеры, но и государственные чиновники. Да, наши фильмы завоевывали призы практически на всех международных кинофестивалях, заставляли говорить о российской школе анимации, однако обратной связи со зрителями не было. Понимая, что современная анимация требует огромных затрат, было принято решение о значительном увеличении государственной поддержки именно анимационного производства. И результат не заставил себя ждать. Два года назад на экранах с успехом прошел полнометражный фильм «Карлик Нос», созданный, правда, по мотивам сказок Гауфа. Можно спорить о качестве анимации, о значительном влиянии мастеров компании Диснея, но не это главное. Самым главным является то, что, как стало модно говорить, «процесс пошел». В прошедшем, 2004 году, на экраны вышло уже три полнометражных анимационных фильма – «Незнайка и Баррабасс», «Щелкунчик», «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Поскольку темой этой статьи не является киноведческий анализ картин, просто отмечу, авторский подход и качество работы художников-мультипликаторов, а также применение различных технологий в производстве фильмов.

Появление сразу трех полнометражных анимационных работ говорит о многом. Во-первых, появились финансовые возможности для осуществления достаточно дорогостоящего производства. Во-вторых, серьезное участие государства позволило привлечь внимание инвесторов не только к игровому, но и к анимационному кино. Инвесторы поняли, что средства можно вкладывать и в анимацию, к которой до недавнего времени относились весьма и весьма скептически. И в третьих, появление отечественных полнометражных фильмов было бы невозможно без заинтересованности прокатчиков в демонстрации на экранах российского продукта.

Следует также отметить, что наряду с полнометражными фильмами активизировалась работа по масштабным сериалам. В настоящее время успешно идет работа над производством сериала по мотивам народных сказок под общим названием «Гора самоцветов». Первые блоки этого сериала позволяют говорить о разностороннем подходе продюсеров к этому произведению – к работе привлекаются разные режиссеры, используются разнообразные технологии, а в результате мы получаем произведение, которое интересно как единичными работами, так и целостным единством.

Продолжается работа над вторым блоком сериала «Смешарики», предназначенного для малышей. Небольшие по объему серии дают возможность показа их в детских телепередачах, без рекламных перебивок, и вполне доступны для детского восприятия.

Естественно, что подобные сериалы будут наверняка выпускаться на видеокассетах и DVD. Что также позволит им найти своего зрителя, а кроме того, как надеются продюсеры, и принести прибыль.

Казалось, возникает достаточно радужная перспектива. Но, к сожалею, все обстоит не так уж благополучно. Да, государство помогает, да, режиссеры горят желанием снимать полнометражные ленты, да, прокатчики с радостью готовы прокатывать отечественные картины, но …

Полнометражное и сериальное анимационное производство требует очень серьезной производственной базы, которая пока только начинает создаваться, существуя лишь на некоторых студиях. Современному производству также требуется качественное программное обеспечение, весьма и весьма дорогостоящее. Но самой главной проблемой сегодня становится недостаток кадров среднего звена – мультипликаторов, художников, специалистов по куклам. Не хочется говорить банальности, но никакие программные обеспечения и производственные базы не будут работать без людей, а специалистов катастрофически не хватает. Некоторые студии организуют на своих базах курсы по обучению навыкам мастерства, но тех, кто хочет связать свою жизнь с анимацией, остается в дальнейшем не так уж много. Более того, приобщение к профессии требует не только теории, но и практики, но временем производства фильмов таковое, к сожалению, не предусмотрено. Получается замкнутый круг…

Не хотелось бы заканчивать на пессимистической ноте, поэтому пользуясь случаем, поздравляю всех с 10 юбилейным Открытым российским фестивалем анимационных фильмов и надеюсь на то, что в скором времени российская анимация вновь займет то высокое место, которого она по праву достойна.


Кирилл Васильев