Алексей Орлов
Манифест-2000:
Тезисы о текущем моменте

Анализ состояния и перспектив
российской анимации

1. Ранее, в советские времена анимация в России не являлась сферой искусства и в этом смысле занимала периферийное, маргинальное положение (о чем косвенно свидетельствует факт полного отсутствия российских фильмов в списке лучших мультфильмов мира 1971 г. и всего один фильм (“Сказка сказок”) – в списке 1984 г., включающем 50 фильмов). Однако при этом анимация играла в России важнейшую общекультурную функцию: она на уровне госзаказа была средством воспитания подрастающего поколения. Ныне эта, последняя функция, исчезла: государство полностью утратило свою заинтересованность в анимации. При этом агрессия тоталитарного государства к культуре, ранее выступавшая в форме жестокой цензуры и редактуры, теперь фактически приняла скрытую, но более глобальную и глубокую, форму подавления анимации как сферы культуры в целом.

2. Поскольку у государства не до всего дотягиваются руки, едва ли не идеальной ныне является ситуация, когда анимация остается “бесхозной”, безнадзорной, “отпущенной” государством на все четыре стороны. В этой связи сохранение Госкино как контролирующего и распределяющего финансы органа лишь усугубляет ситуацию.

3. Ныне анимация искусственно поставлена в условия жестокого выживания, борьбы (с государством) за свое существование. Та же ситуация наблюдается и в большом кинематографе, и – шире – в культуре и науке в целом. Это связано с общей политической тенденцией в стране, направленной на замедление развития, развал, подавление и разрушение отечественной культуры (яркие образцы культурной деградации самой власти и используемых ею приемов “киллерства культуры” дала, например, предвыборная кампания конца 1999 г.). И лишь усилия негосударственных институтов (церковь, культурные фонды и общества, в том числе зарубежные, усилия частных лиц и отчасти творческие союзы) противостоят этой тоталитарной политике.

4. Предсказать этапы дальнейшего развития кризиса культурной ситуации в стране практически невозможно, поскольку ситуация вышла из-под контроля и не поддается регулированию: государственная система культуры распалась, политическая власть по мере сил (поскольку на наше счастье она не всесильна) уничтожает нарождающиеся новые культурные ростки, а общество существует по принципу “каждый за себя”.

5. Однако именно этот принцип “каждый за себя” дает возможность культуре развиваться – и она, несмотря на все усилия государства, конечно же, стала более разнообразной и глубокой, чем в советские времена. В области анимации фильмов стало меньше – но шедевров, выдающихся и значительных произведений, стало, безусловно, больше (особенно если учитывать картины, снятые русскими в других странах – в творческом плане их и принято числить по национальной принадлежности режиссера, а не по стране-производителю). Перечислю хотя бы важнейшие: «Старик и море», «На краю земли», «Великое переселение», «Свичкрафт», «Русалка», «Кот в сапогах», «Рождество», «Лев с седой бородой», «Либидо Бенджамина», «Чуча» и др.

6. Иррационализм развития России – скорее закон, чем исключение. Поэтому вполне возможны кардинальные изменения культурной ситуации в ближайшие два-три года. Однако какими они будут, с какой стороны придут – сказать невозможно.

7. За 1999 г. правительство не приняло никаких экономических мер, чтобы вывести Россию из кризисной ситуации. Следовательно, Россию ожидает дальнейшее сокращение отчислений на культуру, и в частности, на кинематограф и тем более на анимацию. То есть нас ждет продолжение неявной политики “культурного геноцида”, которую проводят центральные власти по отношению к россиянам.

8. Вследствие длящегося уже около десяти лет “культурного геноцида”, как и в других областях отечественной науки и культуры, в области анимации наблюдается:
    (1) активная эмиграция,
    (2) предпочтительная работа за рубежом и/или с зарубежными партнерами,
    (3) вынужденная переориентация талантливых художников с области искусства на область культуры; при этом их деятельность становится неэффективной; это тот случай, когда талант как национальное достояние “зарывается в землю”. Это приводит к колоссальным, не поддающимся учету потерям в области национальной культуры и искусства;
(4) переход работников из сферы производства культурных ценностей в иные сферы деятельности;
(5) резкое сокращение числа студентов творческих специальностей в вузах.

9. Поскольку все экономические рычаги находятся в руках государства, которое в любой момент может повести себя как бандит, не стоит уповать на эффективное и масштабное экономическое сотрудничество с зарубежными фирмами.

10. Чтобы сделать эффективной свою деятельность, следует делать ставку на небольшие, краткосрочные, не требующие крупных финансовых вложений проекты, либо предусматривать реализацию масштабных проектов строго поэтапно, с разбивкой на ряд автономных мелких.

11. В существующих условиях выгодна политика строгой секретности по части своих бизнес-планов.

12. Следует, полностью отбросив надежды на государство, взять дело пропаганды анимации, распространения фильмов (прежде всего своих собственных), и разумеется, их создание в свои руки (частные лица, частные фирмы, общественные объединения, творческие союзы, фэн-клубы и т.д.).

13. Весьма перспективно активное и постоянное использование Интернета и средств мультимедиа для культурного просветительства в области анимации и изменения статуса этого вида искусства и культуры в представлениях россиян (русскоязычные подробные общедоступные сайты по всем аспектам – прежде всего по истории, эстетике, теории, сведения о выдающихся режиссерах, фильмографии, списки лучших фильмов, списки вузов и курсов, готовящих творческие кадры всех уровней). За Интернетом – будущее, поскольку им сейчас, как правило, пользуется наиболее “продвинутая” и активная часть молодежи, из которой лет через десять сформируется подлинная культурная элита нашего общества.

14. Необходимо продолжать попытки создания систематических телепрограмм об анимации на ТВ и при малейшей возможности активизировать периодический показ уже созданных программ по любым центральным и региональным каналам.

15. Необходима планомерная политика закупок (или некоммерческих показов) шедевров мировой анимации по ТВ и их выпуска на видео. В Москве (и в других крупных городах) крайне желателен постоянно действующий профессиональный творческий “клуб аниматоров”, занимающийся просветительством в этой области.