Прогресс против тайного общества

Не первый год на анимационных фестивалях слышу сетования о том, что мультипликация, особенно та, которую принято называть авторской и некоммерческой, снимается «в стол», и зритель никак не может познакомиться с образцами современного анимационного искусства. Как правило, при этом кивают на кинопрокат, издателей видеокассет и DVD, но чаще всего – на телевизионщиков, которые по разным причинам игнорируют плоды трудов аниматоров. Конечно, пытливый зритель всегда найдет способ достать и посмотреть новые мультфильмы, да только много ли таких?

Некоторым деятелям и критикам, которые в отличие от широкого зрителя имеют доступ к мультфильмам последних лет благодаря своим поездкам на фестивали, даже нравится такая обособленность, которую они воспринимают как элитарность, дающую им ощущение «избранности», причисленности к некоему закрытому клубу, чуть ли не тайному обществу. Но, возможно, им не так уж долго осталось ощущать собственную исключительность. Прогресс неумолим, и развитие техники и технологии делает доступным то, что еще каких-то десять лет назад казалось недосягаемым.

Любой школьник, изучающий историю, может посмотреть на экспозицию Эрмитажа или Лувра, не покидая класса, если класс этот оборудован компьютерами с доступом в Интернет. Всемирная компьютерная сеть дает возможность ознакомиться с огромными пластами культурного наследия человечества в самых разных его проявлениях, в т.ч. и визуальных. Чем же анимация хуже? Разумеется, ничем.

Мультипликацию в Интернете принято ассоциировать  с «Масяней». Сериал приключений забавной жительницы Санкт-Петербурга был крайне неоднозначно воспринят в профессиональном сообществе. Но при всей, зачастую, справедливой критике, которую обрушивают на создателя «Масяни» Олега Куваева, нужно признать, что это пример самой успешной реализации т.н. flash-технологии для мультипликации. Эта технология, разработанная компанией Macromedia, дает возможность создавать движущиеся образы. Освоить ее может практически любой желающий, при этом наличие у него каких-либо художественных способностей, не говоря о навыках, совершенно не обязательно. Что и породило огромное количество бездарных поделок от людей, возомнивших себя мультипликаторами, или просто развлекающихся подростков. Волна этого барахла откровенно возмущает профессионалов, отставших в этом от своих коллег по искусству на несколько веков. Посудите сами, разве возмущает поэтов то, что каждый может рифмовать слова и строчки, записывая их на бумагу, а при удачном стечении обстоятельств, еще и публиковать их? Негодуют ли писатели, метая молнии в легион графоманов? Технология стала инструментом, который сделал анимационное творчество массово доступным, однако наделить человека талантом она не в силах, отсюда и огромный поток flash-мусора, наводнивший Интернет. Но эти люди не ощущали ровным счетом никакой конкуренции, отсюда и популярность сайтов с мультфильмами сильно сомнительного качества. С другой стороны, при желании можно совершенно бесплатно найти отечественные и зарубежные мультфильмы разных лет, в основном это плохие копии с видеокассет, часто записанные с телевизора, и т.д. Современная анимация на первом этапе без боя сдала сражение за Интернет, которым ныне пользуется огромная аудитория активных и продвинутых людей.

Однако несколько месяцев назад ситуация для российских пользователей Интернета начала меняться в лучшую сторону. Портал Rambler представил уникальный сервис Rambler-Vision (http://vision.rambler.ru). В основном он предназначен для обмена аудио и видеороликами как любительскими, так и профессиональными. Любой человек, заснявший на камеру празднование Нового года или первые шаги своего ребенка, может разместить их здесь и показать всему миру. Но есть и постоянные разделы, созданные по инициативе владельцев сервиса. Один из них посвящен мультипликации, и, пожалуй, для этого вида искусства данная услуга наиболее актуальна.

С первых же дней работы сервиса, интерес к нему проявили сразу несколько студий, ставших впоследствии его партнерами. Благодаря этому сотрудничеству, на сайте появились мультфильмы, многие из которых хорошо знакомы завсегдатаям анимационных фестивалей: детский сериал «Смешарики», «Тихая история» Алексея Демина, «Евстифейка-волк» Олега Ужинова, сериал «Бабки» (Клара-Дора), и два последних фильма Ивана Максимова «Медленное бистро» и «Ветер вдоль берега». Сейчас на сайте более тридцати мультфильмов. Рост этого количества сдерживается нежеланием некоторых студий, издателей а иногда и самих авторов предоставлять Rambler право  на показ.

Некоторым это просто неинтересно, они не считают Интернет той средой, которая способна принести какие-то ощутимые плоды. До недавнего времени так и было, однако в последние год-два ситуация начала кардинально меняться. Рост подключений к Интернету особенно в крупных городах стал обвальным, а на смену медленным и неустойчивым видам соединений пришли стабильные, быстрые и надежные, а главное – недорогие широкополосные технологии, позволяющие смотреть видеофайлы без существенных временных и денежных затрат. Аудитория постоянно растет и за счет того, что все больше профессий используют в своей работе компьютеры и Интернет. Это доказывает и статистика Rambler, согласно которой раздел «Мультфильмы» на Rambler.Vision неизменно является одним из самых популярных.

Другие боятся потерять возможные доходы, руководствуясь логикой: «Люди все перекачают себе в компьютеры, или будут постоянно смотреть в Интернете, и не купят кассету или диск». Однако просмотр мультфильма на маленьком экранчике, создаваемом программой-медиаплеером – это одно, а экран телевизора – совершенно иное. Кроме того, система не позволяет скачивать мультфильмы, оставляя пользователю только возможность просмотра.

Ну и, наконец, третья причина, по которой фильмов здесь пока очень мало – бумажная волокита. Rambler соблюдает закон об авторских правах, который требует серьезных и утомительных формальностей, в т.ч. и от правообладателя. Не стимулируемый денежным интересом (все мультфильмы Rambler размещает на безвозмездной основе), правообладатель, как правило, не хочет лишних хлопот и его можно понять.

С другой стороны, нельзя недооценивать демонстрационные возможности Интернета, что особенно актуально для коммерческих продуктов и проектов, а также для презентации работы студий. Так, новый фильм Константина Бронзита «Алеша Попович и Тугарин Змей» вышел в прокат при поддержке Rambler, а на Rambler.Vision появились трейлеры «героического блокбастера».

Интернет-сообщество уже оценило эту разработку. В конце ноября 2004 г. Rambler был удостоен Национальной премии российского Интернета в номинации «Инновации» за создание Rambler.Vision. Теперь слово за мультипликаторами.


Александр Плющев, 2004 г.