Леонид Шварцман: «Почему-то наш Попугай стал смахивать на Владимира Ильича...»

ГАЗЕТА начинает публиковать серию материалов, посвященных художникам-мультипликаторам классического советского кино, - людям, создававшим образы, на которых воспитывались целые поколения. Первый в серии - Леонид Шварцман. Этот седой человек со шкиперской бородкой и острым, внимательным взглядом принимал участие в создании эпохального "Феди Зайцева", герой которого - нарисованный на стене человечек - на годы стал эмблемой "Союзмультфильма". Он придумал всех персонажей очаровательной "Варежки", музыка из которой неизменно предваряла показ мультиков на советском телевидении. Наконец, он создал образ Чебурашки. С Леонидом Шварцманом беседовал Сергей Капков.


Насколько я знаю, до войны мультфильмы практически нигде нельзя было увидеть, телевидения еще не существовало, а прокатчики анимацией не интересовались. Помните ли вы свою первую встречу с этим жанром?

Я, если можно так выразиться, по-настоящему увидел анимацию в 1945 году. В Москву привезли фильм Диснея 'Бэмби', который стал для меня потрясением! И до сих пор им остается. Но я уже кое-что знал об этом искусстве по разговорам. Поэтому когда я поступил во ВГИК на художественный факультет, то выбрал отделение мультипликации. Для художника-графика это значительно интереснее, чем создавать декорации, чертить их, строить. Это не мой путь.

Вы с детства увлекались рисованием?

Да. Я жил и учился в Минске и в шестнадцать лет поступил в студию, где преподавал выпускник Императорской академии художеств Валентин Викторович Волков. Он как бы по эстафете передавал нам школу Чистякова - учителя Репина, Серова и других живописцев. Для меня это была основа всей будущей творческой жизни.

Через два года поехал в Ленинград в надежде проступить в Академию художеств. Но… кишка оказалась тонка, и до войны я учился в школе при академии. А на 'Союзмультфильме' я оказался, будучи еще студентом ВГИКа. Преподаватель Анатолий Сазонов пригласил меня к себе ассистентом - ему понравилась моя курсовая работа на третьем курсе. Это был 1948 год.

Помните свои первые впечатления?

Еще бы! Я попал к знаменитым сестрам Брумберг на фильм 'Федя Зайцев', старшее поколение должно его помнить. Это была одна из первых крупных работ студии после войны, довольно успешная. А мне достались образы игрушек - матросиков, солдатиков, матрешек. Тот период я вспоминаю как сплошной праздник! В бытовом смысле мы все жили сложно, и поэтому практически переселились на студию. Приходили к девяти утра, уходили в полночь. Играли в шахматы, разыгрывали друг друга, ели, выпивали (и хорошо выпивали!), крутили романы, женились. И тем не менее очень много трудились.

В 1950-е годы 'Союзмультфильм' создал несколько потрясающих полнометражных картин, на некоторых вы были художником-постановщиком. Этот период вы тоже вспоминаете как праздник?

Дело в том, что где труднее, там всегда интереснее. Над 'Снежной королевой' мы трудились больше двух лет. Предварительно проделали огромную работу по сбору материала: о поездке в Данию и думать нельзя было, поэтому все наши командировки ограничились Прибалтикой. Там фотографировали и рисовали. Много материала нашли в Библиотеке имени Ленина.

В титрах значатся два художника: Шварцман и Винокуров. У нас было разделение: я работал с персонажами, а Александр Васильевич - с декорацией и фонами, он был хороший живописец. У каждого - масса работы! С одной стороны, десятки героев фильма, с другой - пейзажи, дворцы, церкви. Ежедневно приходят аниматоры, прорисовщики, каждого нужно проверить, подправить. Тысячи рисунков! При этом надо учесть, что 'Аленький цветочек' идет 40 минут, 'Золотая антилопа' - 30, а 'Снежная королева' - 1 час 10 минут.

В этих фильмах использовали популярный тогда метод - эклер, когда снимали живых актеров, а потом по ним рисовали мультипликат…

Совершенно верно, было такое направление. Вот, например, в 'Аленьком цветочке' роль купца Степана Емельяныча играл Николай Боголюбов, популярнейший актер кино и театра, ученик Мейерхольда. Его помощника изображал мхатовец Владимир Грибков. Чудище играл великий Михаил Астангов. Ему сделали горб из подушки, нацепили какой-то халат, и он угрюмо бродил по сцене. Из сестер наиболее яркой была средняя, Любава, ее играла комедийная артистка Мария Барабанова. А Настеньку - молодая и хорошенькая Нина Крачковская. На прекрасного принца пригласили Алексея Баталова - он только вернулся из армии, совсем молодой, симпатичный человек в шинели, сапогах. Эти съемки облегчали работу аниматорам - они покадрово переводили отснятый материал на бумагу и потом изучали движения. Так у нас создавался внешний образ.

Получается, что один и тот же фильм вы снимали дважды: сначала с актерами, потом - с рисованными героями?

Теперь понимаете, какая это титаническая работа?! Хотя были сцены, которые целиком создавали аниматоры. Например, всю линию сказочника Оле-Лукойе в 'Снежной королеве' сделал Федор Хитрук. Гениально! У него был только голос актера Грибкова, и на основе этой записи Хитрук создал удивительный образ.

Вам приходилось что-то менять в своей работе после того, как записывали актеров?

Нет. Я вгонял их в рисованный образ. Сейчас поясню. Когда обводишь контур человека, то на бумаге получается очень странная вещь: у актера становится очень маленькая голова. Если в нормальном человеке укладывается восемь голов, то у нас в мультипликации должно помещаться пять-шесть - чуть меньше, чем на самом деле. Тогда рисованный герой воспринимается зрителями нормально. Поэтому мне приходилось менять пропорции: увеличивать головы, перерисовывать черты лица и так далее.

Из всех ваших героев какой лично у вас - самый любимый?

Конечно, Снежная королева. Создать такой персонаж!..

Что же в ней интересного?

Ну, как же, такая женщина! Холодная красавица, которая покорила не только Кая, но, думаю, и зрителей.

А я думал, что аниматорам интереснее не 'голубые', а характерные герои. Помнится, еще сам Дисней говорил, что больше всего намучился с Белоснежкой и Принцем, тогда как гномы доставляли ему истинное удовольствие.

Вы правы, характерные герои всегда получаются лучше. Более того, наиболее интересны отрицательные персонажи - активные, нахальные, деятельные. В этом смысле я любил работать с животными на сериалах 'Котенок по имени Гав', 'Обезьянки', '38 попугаев'.

Вот, кстати, насчет «Попугаев»… В детстве меня мучил вопрос - почему у Слоненка на хоботе очки?

Ну, он же по характеру очкарик! Он - интеллигентный, умный, положительный, отличник. Первый ученик. Это вполне естественно. Но я хочу сказать, что образы Слоненка и Мартышки как-то сразу нашлись. Значительно сложнее была работа над Удавом - у него никак не появлялось обаяние. Я ходил в зоопарк, рисовал удавов, потом часами сидел за столом и пытался придать змеям человеческие черты. Не получалось. И лишь когда я удлинил его голову, нарисовал веснушки и приподнял брови, Удав стал полноправным героем фильма.

Но тут возникла новая трудность: как им управлять? Как змея должна себя вести, общаться с другими персонажами, чтобы за ней интересно было наблюдать? Помог Юра Норштейн, который на первом фильме работал мультипликатором. Он предложил: 'А пусть Удав кладет голову на кончик хвоста, будет этаким мыслителем…' И дело сдвинулось. А этот живой жест прошел через весь сериал. А с Попугаем произошли некоторые метаморфозы. Сначала у него был длинный хвост. И тот же Юра Норштейн возмутился: 'Нет, не пойдет, надо убрать. Этот хвост мне мешает'. Директор кукольного объединения Иосиф Боярский был в шоке: все куклы уже готовы, начались съемки, и вдруг что-то приходится переделывать. Но в итоге получился такой необычный Попугай - пожалуй, самый активный персонаж из этой команды.

Кстати, вначале мы даже шутили: в нашем Попугае чувствовалось сходство с директором Боярским. Но потом он почему-то все больше стал смахивать на Владимира Ильича…

То есть мультипликаторы могут попросить художника-постановщика что-то изменить в персонажах?

Художник сам должен помнить о том, что его герои будут переведены на рельсы анимации, поэтому нужно создавать не просто образ, но и форму, удобную в работе для многих людей: мультипликаторов, прорисовщиков, фазовщиков. Помните фильм 'Варежка'? Сколько там было собак! И как было интересно сделать так, чтобы каждая собака, каждая порода несла в себе узнаваемый и очень яркий характер. Просто зоологические персонажи в мультфильме не смотрелись бы, выпали. Но кроме внешнего рисунка важно было и устройство кукол, простое и удобное в обращении.

А вы наделяли своих героев чертами знакомых?

Обязательно. И людей, и животных. Потому и Слоненок в очках - это третьеклассник, который старательно выполняет все задания. Когда я рисую, пробую разные варианты и успокаиваюсь только тогда, когда эти наброски начинают мне кого-то напоминать. Без этого будет пусто, безлико.

В 'Варежке' лично для меня потрясением стал образ мамы. На экране возникла заостренная фигура с сигаретой, с непослушной копной черных волос, в модных очках… В советской мультипликации мамы были далеко не такими.

А на этом и строился весь сценарий, интрига фильма. Мама не понимает и не видит свою дочку, она живет в своем мире. И ее я тоже рисовал по одной очень близкой знакомой - первой жене моего друга Левы Мильчина. Я почувствовал, что это она и внешне, и по характеру.

Леонид Аронович, вам часто - особенно последнее время - приходится рассказывать историю появления Чебурашки. Как вы думаете, с чем связан его успех?

Безусловно, это успех не только куклы, но и самого образа - его безотказный характер, трогательность, совершенная детскость, изумительный голос Клары Румяновой. Вокруг него вертится и сюжет фильма, и все персонажи. Он - центр.

А может быть, главное, что это первый нетрадиционный персонаж и в литературе, и в кино? Что-то новое в российской анимации?

Конечно, как образ Чебурашка был совершенно необычный. Но, я думаю, что это все вместе, комплексно. Поэтому он оказался на эмблеме нашей студии. Вообще, фильм 'Крокодил Гена' это плод работы двух человек - Эдуарда Успенского и Романа Качанова. Там очень много очищено от разной шелухи, которая была в книге, фильм стал значительно стройнее и яснее. Успенский - писатель яркий и талантливый, но (давайте говорить откровенно) описания Чебурашки у него нигде нет. Есть предисловие, где можно прочитать, что это 'неуклюжий плюшевый зверек', что 'глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый'. Все. Про большие уши ни слова. И я стал рисовать, пробовать. Ко мне приходил режиссер Качанов, мы вместе смотрели, обсуждали, он критиковал, я менял. И в результате этих встреч появился тот Чебурашка, который стал известен всему миру. Правда, у него еще оставались маленькие ножки и хвостик, но тут возмутились мультипликаторы. В итоге от ног остались только ступни, а потом и хвостик пропал. Эдуард Успенский в этом процессе не принимал никакого участия, несмотря на то, что он везде говорит и пишет о своей роли в создании мультфильма о Чебурашке. Я с ним не спорю, да и не общаюсь. Но многие люди, которые работали над картиной, еще живы и могут подтвердить мои слова.

У вас нет чувства, что вы фактически причастны к истории, к неким волшебным таинствам, альтернативы которым пока нет?

Наверное, причастен. Ведь почти полвека проработал на студии, участвовал в создании очень многих известных фильмов. И то, что в Японии произошел бум Чебурашки, - мне это приятно, я этим горжусь. И в Америке, я знаю, любят наши фильмы. Это очень важно. Я счастлив, что работаю в мультипликации для детей. Это очень доброе и светлое искусство, которое меня привлекает в силу моего характера, что ли. Мне есть что сказать детям.


Авторитет с 'хрустальной звездой'

Народный художник России (2002) Леонид Аронович Шварцман родился 30 августа 1920 года в Минске. На киностудии 'Союзмультфильм' работал в 1948-2002 годах. Леонид Шварцман - безусловный авторитет в анимационной среде. В свои восемьдесят с хвостиком он ездит на Всероссийский открытый фестиваль анимационного кино в Суздаль, посещает все 'круглые столы' и всегда дает точную, трезвую оценку увиденному на экране. В прошлом году Шварцман работал и в жюри фестиваля, и, что удивительно, он до сих пор помнит каждый фильм конкурсной программы, о судьбе которого спорил с коллегами по судейству. Нынешние столпы анимации для Леонида Ароновича - молодые люди, ученики, о которых он отзывается с восторгом. Но чаще художник вспоминает о своих учителях и старших коллегах. Лев Атаманов, пригласивший Шварцмана в сериал 'Котенок по имени Гав', неоднократно советовал ему заняться режиссурой. В конце концов, это произошло, и 'виной' тому стала неожиданная кончина мастера в самый разгар работы над проектом. Леониду Ароновичу пришлось самостоятельно заканчивать пятую серию фильма.

К тому времени Шварцман уже давно работал художником-постановщиком в кукольном кино, но теперь он вновь решил вернуться в рисованное. Правда, надо оговориться: в середине 1970-х Леонид Шварцман уже попробовал свои силы в режиссуре - снял самостоятельный фильм 'Как верблюжонок и ослик в школу ходили'.

Многолетнее сотрудничество с Григорием Остером над 'Котенком Гавом' и 'Попугаями' вылилось в новый сериал. Для начала Шварцман выбрал симпатичную историю о том, как детсадовцы потерялись в зоопарке и подружились с семьей обезьян. Фильм 'Гирлянда из малышей' был принят очень тепло, и Остер написал еще несколько историй. В итоге родились шесть серий фильма 'Обезьянки младшего возраста'. Последняя была снята в 1997 году. Восторгаясь искусством Уолта Диснея, Шварцман ругает его сегодняшнее наследие, бесконечные низкопробные сериалы, заполонившие телеэкраны. Поэтому телевизор он вообще перестал смотреть. Зато из кинопроцесса не выпал: как академик 'Ники' он отслеживает всю современную продукцию, выдвинутую на соискание премии. Сам же в родном отечестве не получил ни одной государственной награды. Неоднократно выдвигался на Государственную премию (и за 'Золотую антилопу', и за 'Снежную королеву', и за 'Крокодила Гену'), а получил лишь 'Хрустальную звезду' в Голливуде. Но это его совершенно не беспокоит. 'Юмор спасет мир, - утверждает художник. - Не красота и любовь, а именно юмор. Это редкое качество - на вес бриллианта. Среди новых мультфильмов, которые создают сейчас молодые аниматоры, я особенно выделяю смешные. Недавно я посмотрел фильм 'К югу от севера' Андрея Соколова и вспомнил, что в прошлом году вручал ему приз за комедию 'Подкидыш'. Значит, это уже не случайность, а талант! Это уже дар! И такие фильмы - залог того, что с нами все будет нормально'.


Сергей Капков, «ГАЗЕТА» 11.07.2004