ШЕДЕВРЫ ДЛЯ СВОИХ или ДЕСЯТЬ КРОКОВ «КРОКА»

Однажды, говоря о «Кроке», кто-то жестоко пошутил: «Если наш теплоход наткнется на мину, под воду уйдет весь цвет отечественной анимации». И это правда. Корабль, на котором раз в год собираются лучшие мультипликаторы мира, вмещает около трехсот человек, большая часть которых – художники из России. И когда они на две недели отправляются в плавание, пустеют фактически все анимационные студии страны.

Крок – на украинском языке означает шаг. Фестиваль появился 14 лет назад в Киеве, еще в советское время, и сначала проводился раз в два года. Но постепенно стало ясно, что встречаться надо чаще. И не только на Днепре. Поэтому с некоторых пор «Крок» плавает поочередно в России и на Украине. Уникальность фестиваля – не только в наличии теплохода. Это самый продолжительный и самый веселый анимационный фестиваль в мире. Здесь художники не только смотрят кино, они устраивают карнавалы, вечера поэзии, песен, танцев и даже выпускают внутреннюю газету.

В этом году на «Крок» съехались представители тридцати семи государств. И если раньше режиссеров и продюсеров уговаривали прислать свои новые работы, то сегодня около двухсот фильмов остались в так называемой информационной программе – не тот уровень!

За Гран-при «Крока» в разные годы боролись такие шедевры, как «Приключения Уоллиса и Громита», «Плоский мир», «Куриный побег», «Старик и море». В этом году событием фестиваля стало участие полнометражной франко-канадо-бельгийской ленты «Свидание в Бельвилле» (в прокате – «Трио из Бельвилля»). В Канне и Анси фильм был показан вне конкурса, и «Крок» стал его первым настоящим фестивалем.

Кстати, во Франции «Бельвилль» в течение восьми недель входил в десятку самых кассовых картин, а в этом месяце выходит и в российский прокат.

На «Крок» прибыл ко-продюсер фильма, латыш Вилнис Калналлис. Он поведал, что на премьере в Риге обычно безэмоциональные латыши визжали, свистели и аплодировали, и очень удивился, что на «Кроке» картина понравилась не всем.


О ЧЕМ КИНО

Первый вывод после просмотра и анализа всей анимационной продукции таков: мировая мультипликация повзрослела. На заре жанра, когда люди были более беспечными, кино развлекало, с экрана фонтанировало безотчетное веселье, жучки любили стрекоз, и всем было хорошо. Сегодня художники обращаются к таким темам, которые раньше интересовали, преимущественно, документалистов: смерть, одиночество, болезни, старость. Иногда они решаются комически, как, например, британская шутка «Как победить смерть» (диплом жюри и денежный приз в категории «Дебюты») о старушке, одолевшую «крылатую с косой» лихими бойцовскими приемами и контрольным ударом кресла по черепу. Но юмора, к сожалению, было немного. Шокирующий фильм «Разделение» (Великобритания, диплом жюри) о душевных терзаниях сиамских близнецов не смогли выдержать даже видавшие виды критики.

«Хорошо это или плохо, но наша цель – показать весь срез последних лет в анимации, - говорит председатель селекционной комиссии «Крока», режиссер из Белоруссии Михаил Тумеля. – Сейчас мы, действительно, ощущаем нехватку легких, бесшабашных, необязательных фильмов. Но что делать, если анимация – это зеркало окружающего нас мира. Сегодня в профессию может прийти каждый, кто в совершенстве овладел компьютером, но в этом кроется и узость мышления, потому что мастера такого рода варятся в собственном соку. У них нет студийной закваски, где бродят идеи, где случайно брошенная фраза в курилке помогает создать фильм. Поэтому упреки типа «некоторым режиссерам следовало бы обратиться к психоаналитику» – они, конечно, имеют место».

Создатель студии «Пилот» и президент Всероссийского фестиваля анимации в Суздале Александр Татарский более категоричен. Подобных авторов он называет непрофессионалами, у которых есть желание самовыразиться и очень смутное представление, как это сделать: «Как правило, такое кино делают молодые люди, а они еще толком не знают, что бы хотели сообщить человечеству. Когда ребенок пытается обратить на себя внимание, он же не залезает на стул, чтобы прочитать в подлиннике Гете, он начинает размазывать по скатерти варенье».


БОГИ, КОМАРЫ И СЕКС НА КРЫШЕ

Если бы на «Кроке» вручали призы за самых модных персонажей, соревнование развернулось бы не шуточное. В творческое состязание вступили бы люди, животные, насекомые и продукты их жизнедеятельности. Даже Господь Бог появлялся на экране не один раз. У Константина Бронзита («Божество») шестирукий Шива не смог справиться с обычной мухой, щекотавшей священное тело, и сорвался со своего высочайшего пьедестала. А в эстонской картине «Инстинкт» (диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России) Рао Хейдметса Бог и Дьявол стали жертвами экспрессивной Евы, внесшей сумятицу в идеально созданный ими мир. Никакого пиетета!

Дважды на экранах появлялся дуэт Комар-Вампир. Оба – в швейцарских фильмах. Но если в «Носферату танго» Вампир был объектом любви Комара, и эта любовь окончилась для него трагически, то в ленте Андрея Золотухина «Комар» жертвой оказалось само насекомое, причем исключительно из-за своей прожорливости.

Возвращаясь к одному из фаворитов фестиваля – «Свиданию в Бельвилле» (спецприз жюри «За музыкальное решение» и приз в категории «Фильмы свыше 30 минут»), следует упомянуть потрясающих старушек – героинь картины. Главная – мадам Суза – бабушка дебиловатого велосипедиста по имени Чемпион. Она отправляется на поиски похищенного внука в далекий город счастья Бельвилль вместе со своим псом Бруно (еще один кандидат на титул лучшего персонажа). Помочь мадам Сузе вызываются тройняшки-певички, некогда блиставшие на сцене. Великолепная четверка старух виртуозно побеждает мафию и вызволяет из плена флегматичного Чемпиона. Фильм изобилует гэгами и неожиданными поворотами.

Любопытно, что режиссер Сильвен Шоме написал сценарий десять лет назад. За это время он снял трогательную короткометражку «Старушка и голуби», за которую номинировался на «Оскара» и взял Гран-при в Анси. Но во Франции он денег так и не дождался и уехал в Канаду, после чего работа неожиданно закипела с новой силой.

С людьми и животными на «Кроке» успешно соревновались и неодушевленные (как раньше казалось) предметы. Два обычных мягких кресла устроили такой «Секс на крыше» (США, приз в категории «Фильмов до 5 минут») что захватывало дух. В порыве экстаза герои порвали на себе всю обивку. Когда же хозяйка обнаружила этот материальный ущерб, то схватила швабру и шарахнула ею ни в чем не повинную кошку.

Еще одни блистательные персонажи – сперматозоиды и яйцеклетки из четырехсерийного образовательного фильма для старшеклассников «Когда девочка взрослеет» (режиссер Дмитрий Высоцкий). Проект создан по заказу Минздрава. В этой серии рассказывается о том, что происходит в организме женщины после оплодотворения. Главные «фишки» фильма: лихая гонка сперматозоидов под «Танец с саблями» Хачатуряна и хор яйцеклеток с песней «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки».

Ну а самым популярным героем вполне можно назвать «Малыша Бо-Пуп» (Шотландия). Выпускница Эдинбургского колледжа искусств Венди Гриффитс сняла историю о приключениях… овечьих какашек. Одну из них и звали Малышом Бо-Пуп. По сюжету, беззаботная пастушка потеряла своих овечек и пошла на их поиски в некий странный город, вслед за девушкой туда же отправились и какашки. Когда Бо-Пуп остался один (его «сородичей» случайно затоптали прохожие), то горько заплакал: «Как же я одинок!» Овечки тут же наделали ему новых друзей.


АВТОРА!

Не менее колоритны и сами создатели мультфильмов. Автор «Сказки о Колобке» Джеймс Бекбиндер – американец, живущий в Нидерландах и прекрасно говорящий на русском языке. В начале 90-х по приглашению Алексея Германа он приехал на «Ленфильм» – создавать студию анимации. Из этой затеи ничего не вышло, однако парень успел так сильно прикипеть душой к России, что все его дальнейшее творчество строилось именно на впечатлениях от той поездки. И самое сильное потрясение Джеймс получил от советского метро. «У вас это не просто транспорт, а целая идеология!» - не устает восклицать он. В его ленте Колобок – символ голода, пассивный персонаж, переходящий из рук в руки обычных советских служащих, роли которых исполняют разные животные.

Колоритная пара из Испании Марк Риба и Анна Соланас привезла картину «Цвет богов – черный» (приз компании Canon) о переживаниях маленького мальчика с маленьким пенисом, увидевшего на пляже негра с таким длинным достоинством, что все красотки побросали ради него своих ухажеров. Что удивительно, деньги на это кино выделило испанское Министерство образования. Субтильный Марк и пышная Анна стали объектом пристального наблюдения теплоходного сообщества. Оба не понимали ни по-русски, ни по-английски, поэтому подружились с милой парой из Южной Кореи, также плохо говорящей на чужих языках.

Российский режиссер Алексей Демин, обладатель «Ники» и «Золотого Орла», на этот раз привез новый фильм «Тихая история» и восьмимесячного сына Федора. Очаровательного бутуза затискали все – от великого Юрия Норштейна до французского бизнесмена Франсуа Саломона. Трогательная лента о взаимоотношениях мамы и ребенка, о постижении окружающего мира была закончена Алексеем почти одновременно с рождением сына. На вопрос журналистов, хочется ли ему переделать что-нибудь в фильме теперь, когда Федор подрос, Демин честно ответил: «Ни кадра!»


ГРАН-ПРИ

Бесспорным лидером «Крока-2003» стал российский мультфильм «Про раков» режиссера из Екатеринбурга Валентина Ольшванга. Сюжет основан на старорусской легенде, пересказанной собирателем фольклора Дмитрием Зелениным. Деревенскую девушку полюбил крылатый Змей и похитил ее со свадьбы. На ухаживания доброго и обходительного чудовища девушка ответила взаимностью и родила двух малышей. Но старушка-мать не смогла смириться с этим союзом и убила Змея. Тогда девушка превратила сына в рака, дочь – в трясогузку, а сама обернулась кукушкой.

Сюжет, тонкость его переноса на экран, художественный талант Ольшванга – все это заставило фестивальную аудиторию говорить о новой работе как о событии и безусловном призере.

- Валентин, чем привлекла тебя эта история?

- Этот миф поразил меня сочетанием очень условной, почти знаковой формы с житейским, чувственным содержанием. Подобные истории встречаются у разных народов мира, имеют трансформации во многих фольклорах. Вспомни тех же «Красавицу и чудовище», «Аленький цветочек».

Здесь на первом месте – любовный треугольник, мужчина между двумя женщинами. И героиня главная – мать. На ее стороне страсть, она не может с собой совладать и хочет оставить дочь при себе. У каждого здесь своя правда.

- В отличие от героев названных тобой сказок, твой Змей получился по-настоящему обаятельным, симпатичным…

- Для меня было очень важно придать нечеловеческому образу обаяние. Он лирический герой. Сфинкс с улыбкой любви. Как убедить зрителей, что прекрасная девушка может его полюбить? Я смотрел маску Эхнатона, античную архаику, изучал пластику Пикассо – копал во все стороны. Это интересная задача.

- А как получилось, что крылатый Змей стал похожий на тебя, своего создателя? Случайно?

- Я бы не взялся делать кино, не привнося личные переживания, личный опыт. Желание сделать этот фильм во многом возникло в связи с определенным периодом моей жизни, после потрясения, связанного со смертью мамы. И все накопившееся необходимо было во что-то реализовать. Это сказалось и на внешних чертах персонажей. Так что все сходства здесь не случайны.


ГДЕ ЭТО МОЖНО УВИДЕТЬ

Кроме «Трио из Бельвилля» наши зрители вряд ли смогут увидеть что-нибудь из конкурсной программы «Крока». Главная причина – отсутствие проката анимационного кино. Что касается телевидения, здесь особая история. Российские фильмы – разнокалиберные, разножанровые, неформатные. Это единичный продукт, который очень трудно впихнуть в телесетку, и рейтинга он никакого не сделает. Во-вторых, телевидение не готово платить деньги, которые хотели бы получить продюсеры. Если европейские каналы покупают анимацию по 400-500 долларов за минуту, наши платят по 25-30 долларов, в лучшем случае – по 50. И это при себестоимости фильма в 8-10 тысяч долларов за минуту! Поэтому закупщики едут на рынок куда-нибудь в Канн, закупают 250 серий какого-нибудь мыла, выпущенного лет двадцать назад, и забивают им годовую сетку.

«Цена – не самый важный критерий, - поясняет директор компании «Мастер-фильм», продюсер Александр Герасимов. – Иногда для режиссера главное пробиться к зрителю, пусть даже бесплатно. Не так давно мы показали целую кассету новых мультфильмов одному из центральных телеканалов и получили ответ: «Нам это не интересно». Не доходить же до абсурда, чтобы самим приплачивать! Выход напрашивается один – пытаться делать коммерческие проекты для ТВ, пытаться снижать себестоимость фильмов, использовать новые технологии, чтобы делать много, дешево и быстро. Конечно, в этом случае пострадает качество».

Пока же большинство фильмов создается режиссерами для себя, ну и для фестивалей, естественно. Чтобы не потерять форму, совершенствоваться. Фестиваль – это своеобразная творческая лаборатория, где художники могут показать себя и посмотреть, что, в свою очередь, сделали их коллеги. Как шутит Александр Татарский, никто же не требует отчета от НИИ, что там ученые напроизводили на пути к научному открытию.

Так и на «Кроке»: сегодня режиссеры понабрались новых идей, а завтра выпустят шедевр, который, глядишь, и откроет двери российской анимации в большое кино, на широкий экран, к зрителю.



Сергей Капков, «ПОЛИТБЮРО» 20-26 октября 2003 г.