ТАРУССКИЕ БУДНИ -
фестивальная жизнь от года к году

(1996 – 2001)


 

Родившись спонтанно, полуавантюрно в конце зимы 1996 года, - Тарусский фестиваль пришел к рубежу тысячелетий как заметная и необходимая культурная акция России.

В канун 100-летнего юбилея кино группа молодых кинематографистов – А. Герасимов, С. Серегин, Д. Наумов предложили тогдашнему руководству Госкино России возродить единственный российский фестиваль анимационного кино, который когда-то силами энтузиастов-киноклубовцев проводился в Рязани. Идея была поддержана.

Думая о месте проведения нового фестиваля, его организаторы прекрасно понимали - В Москве, переполненной различными культурными акциями, он просто потеряется. Тогда решено было сделать фестиваль “кочующим”, чтобы он из года в год переезжал в разные города Центральной России. Первой в феврале 1996 года российских аниматоров приняла старинная Таруса. И прием этот был столь радушным, что никто никуда “кочевать” уже не захотел. С тех пор фестиваль российских аниматоров неофициально называют “Тарусский фестиваль” или просто “Таруса”.

Став формально продолжением рязанского фестиваля, творчески и духовно “Таруса” наследовала принципы знаменитых “болшевских” семинаров. Когда-то в Дом творчества в Болшево ежегодно приезжали режиссеры, художники, композиторы, писатели, работающие в мультипликации. Там обсуждались новые фильмы, решались проблемы анимационного цеха, рождались творческие идеи и строились планы...

“Тарусский фестиваль” стал полноправным приемником этих семинаров. Даже призами Тарусского Рейтинга – стали все те же “болшевские дощечки”!

В середине девяностых годов уже прошлого ХХ века в России не было своего отечественного анимационного фестиваля. Сложившийся к тому времени “КРОК” (Киев), - объективно был отделен от России при распаде СССР и стал (при соучредительстве Госкино России) признанным международным анимационным фестивалем, куда селекционно отбирались лучшие фильмы российской мультипликации.

Фестиваль “Золотая Рыбка”, заявленный в те же годы, что и “Таруса”, специализировался, в основном, на детском анимационном творчестве.

Тарусский же фестиваль, помимо ностальгической “болшевской” атмосферы, отличался еще и тем, что здесь не было отбора фильмов для конкурсного просмотра. Вся анимационная продукция, созданная за год, будь то собственно анимационное кино, или реклама, клипы, телезаставки - выносилась на суд собратьев по творческому цеху. Это позволило устроителям фестиваля вовлечь в профессиональную жизнь молодых аниматоров из Санкт-Петербурга, Уфы, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов России, дать им своего рода “путевку в жизнь”. Например, лауреат 3-го фестиваля, саратовский режиссер Эдуард Беляев, работал впоследствии на “Московском анимационном проекте”, а сейчас заканчивает “пилот” полнометражного фильма “Лобо”. Кроме того, ежегодно на фестивале проходит выставка работ студентов Художественного факультета ВГИКа.
“Таруса” не только смотрит и оценивает уже готовые фильмы, но и помогает появлению новых. Например, на третьем фестивале был придуман проект под названием “Мультипотам” (идея Владимира Голованова и Дмитрия Наумова). В настоящее время он воплощается в жизнь в Кинокомпании “Мастер-Фильм”. Алексей Демин - лауреат конкурса на лучший анимационный проект, проведенного в 1999 году в рамках 4-го фестиваля, - планирует запуститься в 2001 году с премированным сценарием.

Все это, плюс занесенные снегом окрестности Тарусы (большинство других фестивалей проходит в теплое время года), традиционные походы через замерзшую Оку в Поленово, короткие сроки (как правило, всего три дня) - сделали Тарусский фестиваль притягательным и запоминающимся. Не случайно по первому независимому рейтингу, проведенному Госкино России в 1998 году, он разделил первое место с Екатеринбургским (российским, документальным – показательно, что тоже “цеховым”) по уровню своей организации и значимости мероприятия.

Ангелы
Сергей Серегин
Э.В. Назаров
Ф.С. Хитрук и И.Я. Боярский

Помимо российских аниматоров, на фестивале ежегодно присутствуют гости из других стран. Эмели Мерсье (Франция), Тонино Гуэрра (Италия), Отто Альдер (Германия), Казуо Ямада (Япония), Гербен Шермер (Голландия) и другие не только проводили мастер-классы, но и высоко оценили наш фестиваль. И если в первые годы межфестивальные акции, условное название которых “Эхо Тарусы”, проводились в городах Подмосковья, Калуге, то после юбилейного - Пятого фестиваля – “Эхо Тарусы” прошло в Нью-Йорке (в рамках ежегодного фестиваля “Андеграунд”), Штуттгарде (в качестве спецпрограммы Международного кинофестиваля), Риге (в рамках МКФ “Арсенал”), Каунасе, Вильнюсе (Литва), Токио (анимационная программа Токийского МКФ).

То, что российский кинофорум нашел свое отражение в западных странах – знаменательно. Фестиваль признан не только нами, но и международным анимационным сообществом.

Несмотря на то, что основные мероприятия Тарусского фестиваля проводятся в уединенно расположенном на берегу Оки санатории “Березовая роща”, его нельзя назвать замкнутым. За три дня работы творческие группы выезжают в шесть-восемь городов Подмосковья и Калужской области. Около 4000 детей и школьников смотрят специально подготовленные для них программы, встречаются с авторами любимых мультфильмов. Традиционными стали и показы лучших фильмов фестиваля в Доме Ученых города Пущино.

Открытый Российский фестиваль анимационного кино – таково официальное его название – является постоянным партнером Музея кино. Уже второй сезон Оргкомитет фестиваля каждую вторую среду месяца проводит в Музее “Анима-Клуб”, пользующийся большой популярностью как среди профессионалов, так и среди любителей анимационного кино.

Выставка “Сказке сказок 20 лет” (Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова) состоялась в Музее кино при участии Дирекции фестиваля (Каталог был напечатан за счет средств, полученных Кинокомпанией “Мастер-Фильм” - организатора фестиваля.

Открытая в настоящее время выставка “Живые картинки и куклы” в Музее кино также создавалась при активном участии организаторов “Тарусы”. Органично вплелось в эту выставку представление нашего фестиваля. В создании экспозиции приняли участие Валерий Фирсов, Нина Виноградова, Владимир Голованов, Алексей Демин, Алена Ромашова. А персональная выставка белорусского режиссера Михаила Тумели – выставка одного фильма “Волшебная свирель” – является настоящим украшением выставочного комплекса “Живые картинки и куклы”.

Все это вместе взятое и является сутью Тарусского фестиваля. Это не просто традиционное фестивальное действо, но и постоянная работа. Фестиваль живет не только в дни своей февральской активности, но и в течение всего года: от окончания предыдущего до начала очередного Открытого Российского фестиваля анимационного кино.

Вячеслав Маясов


Отто Альдер
Ю.Б. Норштейн