МИЛЛЕНИУМ И РЕ-АНИМАЦИЯ
(О героях и творцах новой анимации стран СНГ и Балтии)

Девяностые годы были сложным этапом для анимации почти во всех странах СНГ и Балтии, где начинались или продолжались попытки обедневших государственных и молодых независимых мультстудий осваивать законы современного рыночного кинопроизводства и кинопроката. Но несмотря на серьезные экономические и социальные перемены, большинству известных мультстудий бывшего Союза удалось не только выжить, но и доказать свою конкурентноспособность на фестивальном экране. Кроме того, в 90-е годы отечественное мульткино, как и вся мировая анимация, заметно помолодело, пополнив свои профессиональные ряды художниками и режиссерами совсем нового поколения, в чьих работах нашли отражение самые злободневные темы конца ХХ века, новаторские формы искусства и прогрессивные экранные технологии.

Конечно, сегодня очень трудно восстановить все профессиональные потери в мультиндустрии, которые неизбежно повлияли на судьбы национальных анимаций. Увы, даже самым знаменитым и дееспособным студиям в России и Балтии в последнее время приходилось с трудом искать поддержку для своих плановых авторских проектов или браться за иностранные коммерческие заказы ради выживания профессионалов и спасения от банкротства. А на государственных киностудиях некоторых бывших союзных республик (как Киргизия или Туркмения, Таджикистан или Молдавия), где с трудом находятся средства даже на производство больших игровых картин, съедающих основную часть кинобюджета, про мульткино вспоминают в самую последнюю очередь. И тем не менее из года в год на различные отечественнные и международные фестивали аниматоры стран СНГ и Балтии выставляют все новые работы, поражающие специалистов и зрителей профессиональным уровнем и выразительностью художественных средств. И в частности, в 2001 году после двух лет непредвиденной паузы мультстудии 10 бывших республик СССР предложили для экрана Московского Кинофорума СНГ и Балтииы новые интересные ленты преимущественно молодых режиссеров и художников, которые дают полное представление о профессиональном багаже и художественных приоритетах национального анимационного кино на заре нового тысячелетия, и конечно - о нетворческих проблемах художников...

Поскольку о триумфах и проблемах российской анимации (в ожидании Оскара Александра Петрова и после) отечественная пресса писала хотя бы раз в год вслед за Тарусским фестивалем, на этот раз я предлагаю новую информацию о делах коллег и друзей из ближнего зарубежья.

СНГ - ИНЫХ УЖ НЕТ, А ТЕ ДАЛЕЧЕ...

Общие традиции и сама история предоопределили для российской, украинской и белорусской анимации единую судьбу с одинаковыми периодами творческих взлетов и падений. И сегодня вряд ли можно удивляться тому, что отметившая в 1998 году свой 70-летний юбилей знаменитая украинская мультипликация чередует состояния летаргического сна и лихорадочной акттивности, а более молодая, но не менее славная белорусская анимация из последних сил старается доказать себе и миру свою жизнеспособность. Но так или иначе в братских славянских республиках бывшего Союза за год рождается пара-тройка новых фильмов, которые свидетельствуют не только о творческой дееспособности, но и о безграничной преданности здешних аниматоров своей реликтовой профессии.

На восьмом десятке жизни главная украинская мультстудия

"Укранимафильм" за счет государственного бюджета может гарантировать своим творцам только возможность поочередно на чистом энтузиазме и почти бесплатно работать в неотапливаемых съемочных павильонах. Именно в таких условиях рождались на свет новые фильмы известных режиссеров студии Н. Марченковой, Н. Чернышовой и Е.Сивоконя, которые в последние годы довольно успешно представляли украинское мульткино на международных экранах. Несмотря на все проблемы, мастера украинской анимации сохраняют профессиональное мастерство, чувство юмора и верность национальным художественным традициям. Рисованная "СИНЯЯ ШАПОЧКА" Натальи Чернышовой и кукольный "ЖЕЛЕЗНЫЙ ВОЛК" Натальи Марченковой (самая выразительная экспериментальная работа последних лет!) адресуют зрителей к мудрости и оптимизму народных сказок. А красочный фильм Евгения Сивоконя "КАК У НАШЕГО ОМЕЛЕЧКА...", состоящий из рисованных мини-новелл, предлагает в качестве бесспорного рецепта от всех жизненных неурядиц острословные украинские частушки, которые так органично сочетаются с метафоричным языком анимации.

Зато молодые коллеги и ученики Сивоконя видят адекватное художественное воплощение современности в черном юморе и мрачной философии. Непреодолимая тоска становится главным героем забавного студенческого этюда Сергея Котка "НУДЬГА" про Человека, коротающего свои дни рядом с цветком и кошкой. А авторская рисованная притча Александра Гуньковского "ЗЕРНО" эстетски фиксирует в замедленной анимационной пластике факт самопожертвования Человека ради Зерна. Впрочем, благодаря таланту и профессионализму и опытных и начинающих аниматоров, творческий спор разных поколений разрешается в пользу национальной анимации, которой вопреки всем бедам удается сохранять художественный авторитет.

Физическому же выживанию украинских аниматоров, как и в России, в последние годы помогают коммерческие иностранные заказы, производством которых с индустриальным размахом занимается в Киеве преуспевающая независимая студия "Борисфен". Но, к сожалению, у ее руководителя В.Слепцова в последние годы уже не возникает вопрос о помощи нереализованным авторским проектам известных мастеров Украины...

Для киностудии "БЕЛАРУСЬФИЛЬМ", живущей в режиме строжайшей государственной экономии и идеологического контроля, сам факт постоянного производства анимационных фильмов может показаться большой творческой удачей. Однако новые работы известных режиссеров Белоруссии В.Петкевича ("Ерш и Воробей"), А.Ленкина ("Зимовьев зверей"), Е.Туровой ("Музыкант-Чародей") становятся все более однообразными по тематике - похоже, репертуарная политика белорусской анимации ныне ориентируется на народные сказки с назидательной моралью, и дистилированными по художественной форме. Приятным исключением все еще остаются авторские фильмы Ирины Кодюковой, сочетающей в сериях детского кукольно-перекладочного "Рождественского цикла" ("Девочка со спичками", "Удивительный ужин в сочельник", "Притча о рождестве" и др.) благородство просветительских задач с выразительной художественной формой и авторской интонацией.

Вероятно, невозможность полной самореализации у себя дома заставили режисера Михаила Тумелю делать свой эстетскую притчу "Мячик" на московском "Пилоте", мастера сложной живописной анимации Владимира Петкевича стать постановщиком заказной южноафриканской сказки "Как Черепаха заставила себя уважать" из российско-британского сериала, а недавнего лидера Белорусской киностудии Игоря Волчека приняться в Москве за работу над полнометражным проектом студии "Аргус" в качестве сорежиссера и музыкального руководителя. Хочется верить, что этим мастерам еще не раз удастся доказать свою творческую самоценность, работая и в Минске над своими авторскими фильмами.

Анимационная программа первого Евразийского смотра 98-го года, к сожалению, давала повод говорить о недееспособности большинства мультстудий Кавказа и в Средней Азии или даже о постепенном умирании этого вида искусства на большей части бывшего Советского Востока. Однако последние годы ХХ столетия все же открыли для отечественного экрана новые работы мастеров анимации из этого региона СНГ.

В нынешней тоталитарной Туркмении уже, похоже, не до производства анимационных фильмов, да и вообще не до кино, поэтому порадовал сам факт появления на фестивальных экранах наивного и вторичного рисованного фильма "ЧЕЛОВЕК В ПУСТЫНЕ" - единственной за последнее время выпускницы Высших режиссерских курсов из Туркмении Марии Чарыевой. Зато неожиданным сюрпризом стал последний полнометражный фильм умершего недавно казахского мастера Кайдыбая Сейданова "СЧАСТЬЕ КАДЫРА". Многодельное, населенное множеством выразительных сказочных персонажей часовое рисованное кино рождалось на свет в течение нескольких лет вопреки всем бедам и даже смерти автора - незавершенным идеям художника и режиссера Сейданова удалось достойно воплотиться в жизнь благодаря его партнеру Виктору Чугунову и коллективу студии "Казахфильм". Хочется думать, что оптимистичная и поучительная сказка о трудном счастье бедняка не будет последней победой в судьбе прекрасной казахской анимации, имеющей талантливых мастеров и богатые творческие традиции.

Судя по последним премьерам ташкентских аниматоров, национальное мульткино Узбекинстана решительно подготовилось завоевывать мировой экран. И латинские титры, и удобный для ТВ 13-минутный формат новых фильмов "АЛПАМЫШ" Назима Туляходжаева и "ПОПУГАЙ" Светланы Муратходжаевой во многом стандартизировали для Запада новую мультпродукцию этих знаменитых художников Советского Востока. Однако первые серии про легендарного богатыря Алпамыша и детская сказка о друзьях попугая Татыша, запоминающиеся выразительной художественной формой и сочностью колористического решения, возможно дадут национальной анимации Узбекистана шанс вновь подняться к высотам фестивального признания, которое когда-то сопутствовало авторским работам Туляходжаева и Муратходжаевой.

Богатая анимационными традициями Армения неожиданно открыла для международного экрана целую коллекцию новых кукольных фильмов замечательной постановщицы Гаянэ Мартиросян ("Даровитый Ослик", "Война", цикл сказок о Духах старой мельницы). Традиционные конструкции и сдержанная пластика кукольных персонажей Гаянэ вроде бы не предлагают никаких художественных новаций, но ее герои очаровывают наивной простотой и детским обаянием. Режиссер с особым теплом создает фильмы для детской аудитории, надеясь своими добрыми историями и сказками очеловечить экран, который в последние годы все реже и реже радует юных зрителей красивым и занимательным зрелищем без насилия и грязи. И это, конечно, ценно.

К сожалению, экономическая и политическая нестабильность не давала армянским аниматорам в 90-е годы в полной мере показать свой творческий потенциал. Известные мастера работали на студии без освещения и отопления, но и в таких условиях создавали озорные и сказочные фильмы, хотя все протяженнее становились паузы в работе. Потому, например, поклонники творчества Роберта Саакянца уже так долго ждут новых фильмов режиссера - к сожалению, забавная рыцарская байка "Виктория" (1998 г.) про капризную Принцессу пока завершает звездный послужной список знаменитого аниматора из Еревана.

А вот новости о грузинской анимации ко мне пришли из Германии - на последнем Международном фестивале в Лейпциге Мариам Канделаки передала мне кассету с работами новой Тбилисской мультстудии "Квали". Молодой коллектив энергично включился в производство анимационной рекламы и роликов для ТВ, но о создании серьезных фильмов речь пока не идет. Видимо, лучшие авторские работы молодых и опытных аниматоров Грузии еще дожидаются своего часа...

ПРИБАЛТИКА - ТРАДИЦИИ И АМБИЦИИ, или ПУТЬ В НИРВАННУ

Резко обрушившаяся на Латвию, Литву и Эстонию "капиталистическая" свобода, как и уход из-под власти Москвы не были для аниматоров этих стран стопроцентным шагом к прогрессу и творческому пороцветанию, как и для всей культуры экс-Советской Прибалтики. Тем не менее за девяностые годы аниматорам Балтийских стран удалось не только сохранить почти в прежних объемах собственное кинопроизводство, но и укрепить свое профессиональное реноме на мировом экране. Конечно, ситуации на разных республиканских студиях складываются по-разному, но есть и общие тенденции развития современного анимационного производства в Балтии. Для выживания в новых экономических условиях рынка, продюсерам местных мультстудий приходилось осваивать "европейскую" систему жизни в искусстве, а значит - активно заниматься поиском денег и достойной работы для своих режиссеров, искать перспективные коммерческие заказы, налаживать связи с телеканалами и спонсорами, и думать одновременно об экономических нуждах и творческом авторитете.

Быстрее других начала осваиваться на новом кинорынке Латышская студия кукольных фильмов "АНИМАЦИОННАЯ БРИГАДА", за 10 лет создавшая целый мир фирменных пластилиновых героев, которые пережили множество приключений в занимательных мультсериалах "Аварийная бригада", "Мунк и Лемми", "Звери", "Мини-фильмы" и завоевали популярность у детей и взрослых многих стран. Продюсерская и творческая энергия режиссера Яниса Циммерманиса и художника Мариса Путниньша безусловно обеспечили студии международный авторитет и экономическое процветание. Однако новые фильмы студии, несмотря на профессиональную игру кукол и интернациональную адресность забавных историй о бригаде спасателей или компании ученых зверят, все реже удивляют оригинальностью художественных решений и авторского стиля. И видимо не случайно самыми последними достижениями рижских кукольников стали работы дебютантов, пробовавших свои творческие силы не только в традиционных сериалах, но и в авторских проектах. Особо успешными оказались эксперименты режиссера Нилса Скапанса с механическими деревянными куклами в фантасмагорическом фильме "КУБИНИЯ" и в лирической пластилиновой сказке о снеговиках "ВЕСНА", которые вдохновили автора на независимую работу на собственной студии.

Не менее успешным оказался профессиональный дебют молодой латышской студии "РИЙА", заявившей о себе на международном рынке к концу 90-х годов не только качественной работой в крупных интернациональных проектах (самый знаменитый из них - полнометражный фильм французского режиссера Мишеля Оселота "Кирику и колдунья"), но и интересными дебютами своих молодых авторов. Гротесковая рисованная мелодрама "Клара и Рубинштейн" о быстром крахе семейного счастья у молодоженов открыла для латышского кино нового режиссера-аниматора Аскольда Саулитиса, прежде успешно работавшего в документалистике. А динамичная комическая фантазия молодой художницы Руты Мезавилки "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ" порадовала пародийной авторской версией 800-летней истории Риги и приключений легендарных героев национального латышского эпоса.

Любопытно, что новые независимые мультстудии Латвии

в свое время возникли на базе государственной Рижской киностудии или отпочковавшейся от нее анимастудии "Даука". Сегодня с фирменным знаком "Дауки" выходят в свет рисованные фильмы знаменитой латышской постановщицы Розы Стиебры и ее молодых учеников, которые теперь тоже живут независимо от коллег-аниматоров. С новым творческим коллективом Стиебра начала современное компьютерное производство рисованных сказок для детей и, к счастью, продолжает создавать авторские фильмы в разных жанрах и стилях. Ее лирическая новелла "Собачка" о скитаниях бездомного щенка, как и приключенческая лента "Необыкновенные рижане" адресована семейной аудитории, а карикатурный памфлет о метаморфозах демократической власти "Кусок пирога" скорее будет понятен политически грамотной публике. Но, к сожалению, эти последние работы режиссера слабо напоминают прежние изысканные фильмы Стиебры, принесшие ей славу одного из мастеров поэтической авторской анимации.

Мультипликаторам ЛИТОВСКОЙ киностудии из-за экономических сложностей в последние годы пришлось совсем отказаться от традиционного пленочного кинопроизводства и окончательно перейти на видеоносители и компьютерную технологию, что, конечно, создает немало проблем для мастеров кукольной анимации. Однако возможности быстрого производства мультфильмов на компьютере и на видео позволили существенно сократить студийные затраты и привлечь к творческой работе молодежь. Кстати, почти все литовские мультфильмы последних лет сделаны дебютантами, пытающимися использовать любую заказную или прикладную работу для собственных художественных опытов, но далеко не все эти работы достигают художественных высот. От довольно однообразной заказной телепродукции и рисованных детских сериалов молодых аниматоров заметно отличаются по художественному стилю и мастерству исполнения авторские фильмы Альгирдаса и Аурики Селенисов "ВИЛЬНЮССКАЯ ДЕВУШКА" и "НЕРИНГА" из исторического цикла о легендарных женщинах Литвы. В них отчетливо видны попытки художников расширить 5-минутный формат заказных серий за счет метафоричности анимационного языка и выразительной пластики.

К сожалению, проблемы поиска коммерческих заказов постоянно отвлекают от самостоятельной авторской работы худрука мультобъединения Литовской киностудии Илью Березницкаса. За последние годы известный режиссер и карикатурист создал лишь один лирический фильм по собственному сценарию "ДЕДУШКА И БАБУШКА", который напомнил о нереализованом авторском потенциале опытного мастера. Зато верной своему художественному амплуа вот уже лет двадцать остается знаменитая литовская художница Ниеле Валадкявичюте, которая в последние годы представила на фестивальный экран два новых авторских фильма "СТРАННОЕ ВРЕМЯ" и "СЕЗАМ, ОТКРОЙСЯ". Обе ленты, созданные Ниеле по сценариям ее сестры Элигии Валадкявичюте, в большей степени являются анимационным воплощением философской станковой графики художницы-авангардистки нежели самостоятельными кинопроизведениями, хотя каждое из них несет особый энергетический заряд и имеет свою драматургическую форму. Но несомненно радует факт творческой самоотверженности постановщицы, отстаивающей свои авторские позиции в атмосфере общей коммерциализации литовской анимации.

И все же наиболее жизнестойкой и конкурентноспособной в условиях нового рыночного производства оказалась эстонская анимация, торжественно отмечавшая в канун нового года свое 70-летие. Уже в начале 90-х годов две независимые мультстудии Эстонии, отделившиеся от "Таллинн-фильма", начали выпускать новую художественную продукцию, как коммерческую так и авторскую, и к концу столетия смогли укрепить свой мировой авторитет коллекцией новых фестивальных наград.

В постперестроечное десятилетие главной культовой фигурой эстонской анимации по-прежнему оставался знаменитый художник-карикатурист и режиссер студии рисованных фильмов "ЭСТИ-ЮОНИСФИЛМ" Прийт Пярн, чье творчество оказало серьезное влияние на всю современную анимацию. Однако работу над своим последним концептуальным авторским фильмом "Ночь морковок", нарисовавшим гротесковую картину нравственных метаморфоз в мире, Пярн успешно сочетал с активной педагогической деятельностью. Теперь фестивальную эстафету знаменитого мастера уверенно держат его более молодые коллеги и ученики. И, конечно, среди самых интересных авторских работ последних двух лет для Этонии стали фильмы бывшего партнера и художника Пярна - Прийта Тендера "ВИОЛА" и "МОНБЛАН". Их населяют странные герои с драматической судьбой и изломанными душами, которые завораживают зрителя графическим совершенством вычурной пластики и экзотическими жизненными ситуациями (в "Виоле" одноногий злодей отбирает у скрипача жену-балерину, в "Монблане" - стареющий японец "убегает" из объятий молодой французской жены на Фудзияму). Любопытно, что такие экстравагантные авторские сюжеты рождаются на студии "Юонисфильм" рядом с прелестными добрыми фильмами для детей ("Лотта", "Том и Флаффи", "Рождество божьих коровок"), над которыми в последее время с удовольствием работают известные режиссеры, соратники Пярна - Янно Пылдма и Хейки Эрнитс.

Плодотворной и успешной для новой Эстонии была в последние годы и деятельность студии объемной анимации "НУКУ-ФИЛМ", где также работают известные мастера экспериметального авторского кино Рихо Унт и Харди Вольмер, Пээп Пэдмансон и Майт Лаас. По мнению руководителя студии Арво Нуута, основы их процветания заложили в начале 90-х годов сами режиссеры, вложившие в производство собственные средства и поочередно выполнявшие выгодные заказы от западных фирм. В последние годы фестивальную продукцию студии качественно обновили авторские фильмы Р.Унта и М.Лааса. В новой серии о приключениях фермера Самюэля "ИНТЕРНЕТ САМЮЭЛЯ" выдумщик Унт отправил своих забавных тряпичных героев в чрево мировой элетронной сети, где эстонские селяне на радость зрителям затеяли опасный виртуальный бизнес. А недавний дебютант Лаас обогатил фестивальный экран двумя совершенно непохожими работами - игривым детским фильмом "ОХРАННИКИ МОРЯ" и претенциозным философским эссэ "ПУТЬ В НИРВАННУ", которые своей полярностью соответствуют многообразию творческой политики кукольной студии.

Традиции свободной авангарной игры с анимационной пластикой и пространством теперь успешно продолжаются и на самой новой эстонской мультстудии "МУЛЬТИ-ФИЛЬМ" под руководством Микка Ранда. Бывший режиссер "Нуку-фильм" на собственной студии дебютировал как создатель трехмерной компьютерной музыкальной сказки "КОМАР И ЛОШАДЬ" и как продюсер уже нескольких фильмов с трагикомическими сюжетами и модными у молодежи рисованными уродцами. А еще Микк Ранд организовал в рамках ежегодного Таллинского фестиваля "Черные ночи" международный конкурс мультфильмов, который обещает стать одним из серьезных смотров мировой анимации.

В целом же энергичная деятельность небольшого и очень талантливого отряда эстонских аниматоров еще раз убеждает, что гармоничное сочетание профессиональных традиций и творческих амбиций может привести художников и в нирванну и к новым мировым победам.

Наталья ЛУКИНЫХ, журнал «Кинофорум», № 1-2002 г.