ОДНА НОЧЬ, О КОТОРОЙ НЕ ЗНАЛА ШАХЕРЕЗАДА

Как известно из сказок, Багдадом всегда правили достойнейшие из достойнейших. Но не обходилось и без неприятных казусов. Однажды в город пробрался Черный маг и захватил власть. Как? Посадил в клетку Птицу счастья, которая видела мерзавцев издалека и не допускала к власти. Но колдуну удалось перехитрить честнейшую пернатую, а заодно превратить в Верблюда багдадского правителя. Что оставалось верноподданным? Только принять все как есть, не устраивать же пикеты на Майдане Незалежности!

Это была всего лишь «Одна ночь из тысячи».

Именно так называется новый мультфильм Александра Горленко, ведущего мастера анимации современности, одного из любимых педагогов ВГИКа. Это не экранизация «Тысячи и одной ночи», а оригинальная история, навеянная совместным творчеством композитора Давида Тухманова и поэта Юрия Энтина, выдавших несколько лет назад песенный «восточный» сборник. У Горленко получилось очень красивое кино. Его стиль заметно отличается от классической рисованной анимации: персонажи намеренно неправильные, «неакадемические», злодеи гротескные, краски оригинальные – всегда это что-то фиолетово-сиренево-бирюзовое. Да и выглядят эти рисунки, будто нарисованы они не на бумаге, а на тончайшей шелковой ткани, которую чья-то незаметная рука срывает, и обнажается следующий слой, такой же тонкий и изысканный. Такого стиля я больше ни у кого не знаю. Во всяком случае, в отечественной школе.

Конечно, в кино все кончается хорошо. Простая девочка Фатима, мальчик Али, их друзья и Верблюд, безумно напоминающий болтливого Осла из «Шрека», уничтожают Зло, освобождают Птицу счастья, но… Хитрый Горленко оставляет финал открытым. Верблюд не превращается обратно в человека. Больше того, он съедает колючку, бывшую еще минуту назад Черным магом, и на экране появляются титры. Режиссер явно замышляет продолжение. Будем ждать.

Но не только это все отличает новый фильм. Есть еще два важных момента. Первый: фильм снят на базе института кинематографии, продюсер – Александр Новиков, ректор ВГИКа. С Александром Горленко трудились его воспитанники: режиссеры Наталья Антипова и Анна Белоногова, а также многочисленные студенты – художники, аниматоры, компьютерщики. Мастер попытался приучить их к студийному духу, тесному творческому сотрудничеству. Раньше студенты-мультипликаторы готовили только авторское кино, двух-трехминутные курсовые и дипломы. Это же – полноценной двухчастевый фильм, который можно хоть сейчас выпускать в прокат.

Второй важный момент: фильмом «Одна ночь из тысячи» Александр Михайлович Горленко отметил свое шестидесятилетие. Вот эта цифра укладывается в голове с трудом. Энергичный, подтянутый, излучающий молодость человек пенсионера ну никак не напоминает. Профессора – да, вполне. Маститого художника – тоже. Но цифра 60 – мимо, мимо…

Горленко начинал в благополучные для кино шестидесятые, работал мультипликатором у выдающихся режиссеров «Союзмультфильма» на таких картинах как «Сказка о попе и работнике его Балде», «В мире басен», «В порту», «Икар и мудрецы», «Маяковский смеется», «Халиф-аист». Затем дебютировал в качестве постановщика в детском киноальманахе «Веселая карусель» сюжетами «Про Черепаху» и «Что случилось с крокодилом». Помните, когда в крокодильем семействе вылупился птенец, и соседи предлагают главному герою его съесть, а все диалоги с абракадабрского на русский переводит томный женский голос? А следующий фильм Горленко «Увеличительное стекло» стал хитом московских хиппи, которые набивались в малый зал кинотеатра «Россия» на программу мультфильмов, в которой значилась и эта картина.

С середины 90-х Александр Горленко занимается педагогикой. Вместе с женой, художником Надеждой Михайловой, преподавал азы анимации школьникам-воспитанникам Московского кинолицея. Многие из его учеников поступили во ВГИК, где Горленко руководит кафедрой компьютерной графики и анимации. Четверо из них стали режиссерами эпизодов в полнометражном мультфильме «Новые Бременские», который Александр Горленко выпустил в 2000 году.

Стоит ли говорить, что все ученики обожают Александра Михайловича. Да и как иначе, если он само воплощение коммуникабельности и обаяния. Встреча с ним – всегда радость. А если она сопровождается застольем, то это еще и остроумные тосты, увлекательные истории, море любви.


Сергей Капков, «YТРО.RU» 26 ноября 2004 г.