Dear Tiziana,

Аннеси-2018

МИРОВАЯ  АНИМАЦИЯ  В  ПОИСКАХ

ВСЕЛЕНСКОЙ ГАРМОНИИ, ДУШЕВНОГО ПОКОЯ

И ДЕНЕГ.

 

                                                                              Наталья ЛУКИНЫХ

 

       Крупнейший фестиваль мировой анимации во французском  Аннеси в этом году уже в 42-й раз собрал гостей и участников со всего света и сразу поразил всех рекордными показателями своих гигантских возможностей и достижений. В этот раз в маленький приальпийский город-курорт приехали 11.700 только аккредитованных профессионалов из 88 стран, что на 17% больше чем в прошлом году! В конкурсных программах были показаны 194 новые работы, соревновавшиеся в 7 фестивальных категориях за 19 основных наград от жюри и публики и за 13 специальных призов от общественных и профессиональных организаций, еще 220 фильмов демонстрировались в разнообразных внеконкурсных сеансах.

        Мне, как постоянному участнику этого фестиваля с 1991 года, уже многократно доводилось писать о его невероятном росте и многочисленных переменах. Но самые последние тенденции развития старейшего смотра мировой анимации вынуждают меня не столько анализировать экранные формы из новых фестивальных программ Аннеси, сколько размышлять о судьбах и неразрешимых противоречиях современного анимационного кино и мультиндустрии.   

         Впрочем, начало фестиваля давало шанс увидеть вполне гармоничные формы сотрудничества творцов и воротил  киноиндустрии. На церемонии открытия показали сразу 2 новых фильма – короткометражку процветающей американской студии «Dreamworks animation» «Птица Карма» (Bird Karma) мастера классической анимации Вильяма Салазара (William Salazar) c веселым сюжетом о птичке и рыбках, и новое полнометражное полотно звезды французской анимации Мишеля Осело (Michel Ocelot) «Дилили в Париже» (Dilili in Paris) – романтическое приключение маленькой меланезийки в великолепном Париже эпохи модерна.

  Дилили в Париже

         Очередное произведение прославленного маэстро из Парижа продолжило настроение и стилистику его знаменитых авторских полнометражных фильмов «Кирику» или «Азур и Азмар», имевших не только большой фестивальный, но и грандиозный  коммерческий успех на мировом экране. Новая эстетская картина Осело, буквально слепящая обилием красот, красок и знаменитых лиц, оказалась к тому же на редкость актуальным и успешным «продуктом» европейской толерантной культуры, устремленной к вселенской гармонии. Темнокожая героиня с далеких тихоокеанских островов в конце своего невероятного путешествия по роскошным художественным салонам и театрам Парижа не просто освобождает похищенных парижских девочек из плена коварных злодеев, но и поднимает всё французское общество на борьбу за права женщин, за равенство и свободу – виват Дилили!!!  

 

 Фунань

        Благородный гуманитарный пафос премьерной картины Мишеля Осело отличал и призовые полнометражные фильмы – «Фунань» (Funan), получивший главную награду смотра «Большой кристалл», и «Кормилец семьи» (The Breadwinner), лауреат высшего приза жюри и главного приза публики. Обе работы, созданные как мощные интернациональные проекты, посвящены сложным этапам в истории азиатских государств. «Фунань» камбоджийского режиссера Дениса До (Denis Dо) совместного производства Бельгии, Камбоджи, Люксембурга и Франции – это почти документальная лента в технике двухмерной компьютерной анимации о драматичной судьбе молодой женщины из Пномпеня, разделившей участь двух миллионов своих соотечественников, которые были изгнаны из родного дома при диктатуре красных кхмеров в 1975 году. А «Кормилец семьи» ирландской постановщицы Норы Туми (Nora Twomey) совместного производства Ирландии, Канады и Люксембурга – более притчевая, образная и сочная анимационная история об афганской девочке, которая нарушает строгие законы Ислама, переодевшись в мальчика, чтобы работать и обеспечивать свою семью, обездоленную войной.

               Кормилец семьи

 

         Но если лучшие полнометражные фильмы фестиваля откровенно обращались к актуальным социально-политическим и гуманитарным проблемам, то большинство новых авторских короткометражек, которые по традиции привлекают особое внимание профессиональной аудитории, предъявляли зрителям сложные психоделические сюжеты и болезненные исповеди-диагнозы, раскрывающие самые потаенные страхи, ночные кошмары, тяжелые сексуальные переживания, глубокие физические и душевные потрясения. К сожалению, в такой авторской анимации, которую сегодня создают как взрослые профессионалы, так и студенты киношкол, даже самые светлые человеческие чувства и дела – любовь, дружба, забота о детях или животных, проявляются преимущественно в мрачных откровениях или брутальных деяниях.

 

Prix du film Off-Limits (ex ӕquo) /Off-Limits Award (tied): "Garoto transcodificado a partir de fosfeno"/"Boy Transcoded from Phosphene", Rodrigo Faustini, Brésil/Brazil | by Festival international du film d'animation-Annecy 

Мальчик, перекодированный из фосфена     

            В категории «Off limits», которая по своей сути предполагает отсутствие в анимации каких-либо ограничений – тематических, жанровых, эстетических или этических, награду разделили, пожалуй, самые странные и почти не-анимационные фильмы. В ненарративном этюде бразильского режиссера Родриго Фаустини (Rodrigo Fаustini) «Мальчик, перекодированный из фосфена» (Boy Transcoded from Phosphene) в течение двух минут зритель наблюдает мигание трансформирующихся красок, сквозь которые моментами можно увидеть ускользающие очертания мальчика. В мрачной картине «Раскопки из нас» (An Excavation of Us) совместного производства Франции, Греции и Гаити (режиссер Shirley Bruno) – рассказ о судьбе героини Гаитянской революции конца XVIII века, самого успешного восстания рабов в мировой истории, иллюстрируют тени армии Наполеона, мелькающие по стенам пещеры Марии-Жанны, которая очень напоминает внутренности человеческого организма.  

 

      Граница алхимии

         Но мне показалось, что даже в этой специальной категории были более впечатляющие и изобретательные работы. Например,  эстетически меня удивил изысканный американский фильм «Граница алхимии» (Edge of Alchemy), филигранно собранный в сложную сюрреалистическую композицию из 6 тысяч крошечных фрагментов с участием звезд немого кино – Мэри Пикфорд и Джанет Гейнор. А эмоционально меня поразила жесткая французская картина «Прекрасный труп» (Cadavre exquis) – страшная и трогательная в своих натуралистичных киноподробностях история странствий одноглазого пса по закоулкам старого Ханоя, который спасает от съедения …половинку собачьего трупа.  

 Прекрасный труп

 

         Программа студенческой анимации как всегда особенно изобиловала мрачными образами мутной молодежной фантазии, но       

высший приз, на мой взгляд, достался совсем уж патологичной работе «Барбекю» выпускницы Британской школы Royal College of Art Дженни Джокела (Jenny Jokela), о чем свидетельствует и авторская аннотация к фильму – «путешествие через методы борьбы с посттравматическим стрессовым расстройством, исследование стыда и чувства бесплотности». В анимации это путешествие выглядит как поток нарочито неумелых рисованных сцен истребления человеческого тела – с отрезанием конечностей, сдиранием кожи, самосъедением и другими формами извращенных и вполне плотских действий.

Барбекю

 

          Кстати, другой британский фильм «Неодушевленные» (Inanimate, режиссер Lucia Bulgheroni), созданный в Национальной Школе Кино и ТВ (NFTS) и получивший второй приз международного жюри и Специальный приз детского жюри,  пожалуй, продемонстрировал куда больше мастерства и образности. Это метафорическая история анимационной куклы, которая проживая вроде бы нормальную человеческую жизнь, вдруг начинает понимать, что она лишь неодушевленный персонаж в умелых руках аниматора, а все что ее окружает – только макет реальности.

 Неодушевленные

 

         А вот высший приз жюри за лучший профессиональный дебют получил, наверное, самый вычурный по графике и анимационным метафорам короткометражный фильм смотра – «Яйцо» (Egg) датско-французского производства (режиссер – Мартина Скарпелли/Martina Scarpelli). Это болезненная исповедь обнаженной анорексичной женщины, оторванной от внешнего мира и размышляющей о еде как о важнейшем жизненном выборе или как о сексуальном удовольствии. Тема бурных сексуальных фантазий на сей раз была особенно популярна в авторской короткометражной анимации, наверное, поэтому и специальный диплом международного жюри получил забавный фильм «Велосипедисты» (Biciklisti) известного хорватского режиссера Велько Поповича (Veljko Popovic), где соревнование двух велогонщиков происходит на фоне их красочных эротических мечтаний об одной пышнотелой даме. И хотя обилие откровенных сексуальных сцен на фестивальном экране не вызывает всеобщего одобрения, этот фильм все же привлек публику понятными человеческими эмоциями и эффектным художественным решением.

 Яйцо

 

 Велосипедисты

 

       Приз «Большой кристалл» за лучший короткометражный фильм, который раньше был в статусе Гран-при фестиваля, получила очень тонкая, но безжалостная в деталях бельгийско-голландская картина  «Цветущая улица, 11»/Bloeistraat 11 (режиссер Нинке Дойц / Nienke Deutz). Неразлучные подружки, соревнуясь в детских забавах, демонстрируют друг другу свою смелость довольно жесткими поступками – расцарапывая в кровь локоть о стену дома, прокалывая булавкой пупок или стоя на голове в ванне с водой. Но неравномерное половое созревание подростков нарушает гармонию их «кровного» союза. Немотивированную переменчивость эмоций и странность поступков юных героинь эффектно подчеркивает и оригинальная технологическая форма – почти прозрачные рисованные или проволочные фигурки девочек действуют в объемных декорациях, в реалистичной бытовой обстановке.

            Цветущая улица, 11

 

        Однако не менее престижный Приз фестивальной публики и вторая награда главного жюри достались трогательному американскому фильму «Уикенды»/ Weekends (режиссер Тревор Хименес/Trevor Jimenez) – о маленьком мальчике, постоянно снующем между домами своих разведенных родителей. Сны и сказочные образы в голове ребенка смешиваются с бытовыми реалиями жизни распавшейся семьи – в шумной городской квартире отца оживает деревянный конь, по неприбранному загородному дому мамы разлетаются предметы мебели и одежда. А в анимации вдруг просыпается человеческая душа, которой в последнее время уделяется все меньше внимания в главных конкурсных программах крупных международных фестивалей.

 Уикенды

 

        Кстати, новые авторские работы российских аниматоров теперь всё чаще попадают не в главный конкурс короткометражек, а в программы анимации для детей, даже если они по нашим представлениям адресованы семейной или взрослой аудитории. Возможно, как раз потому, что в наших мультфильмах «недостает» патологии или натурализма. Например, в этом году меня приятно удивило участие красивой рисованной сказки «Бирюк» Полины Федоровой из Екатеринбурга в главном конкурсе Аннеси. Зато 4 авторские короткометражки россиян опять попали в конкурсную программу для юношеской аудитории – среди них стильный фильм Романа Соколова «Теория заката» (лауреат Суздальфеста и премии ИКАР) и забавная лента Антона Дьякова «Виват, мушкетеры из сборника «Веселая карусель», которая, к счастью, получила Специальный приз смотра от юной публики Аннеси.

 

    Счастье

        Конечно, при нынешнем активном развитии индустриальной коммерческой анимации и расширении сферы ее участия в кинофестивалях, нельзя не отметить достоинства многих работ в конкурсе телевизионной и заказной продукции. Меня, например, совершенно очаровал призовой клип на песню знаменитого голландского рок-певца Марка Лоттермана «Счастье» (Mark Lotterman «Happy») – эта эффектная авторская работа режиссера Алисы Сай (Alice SAEY) очень гармонично соединила лирический текст и ритм песни музыканта с элегантным танцем красочного египетского гуся, как и люди мечтающего о счастье. Подобный фильм вполне мог бы участвовать в главном конкурсе короткометражной анимации, как и коллекция авторских миниатюр американского режиссера Джона Морены (John Morena), покоривших публику Аннеси остроумием и изобретательностью, но не отмеченных ни единой фестивальной наградой. Одна из его миниатюр «Свобода от страха» (Freedom from Fear), например, за 50 секунд ловко собирает образ американской статуи свободы из патронов и деталей разломанного пистолета, чтобы смыть его в унитаз…

      Свобода от страха

 

        Полнометражные фильмы, над которыми сегодня работают такие известные мастера авторской анимации, как Микаэль Дюдок Де Вит из Голландии, Мишель Осело из Франции или Билл Плимптон из США, также украшают фестивальные программы. В этом году, например, помимо уже названных призовых работ нельзя было не отметить в конкурсе полнометражной анимации новую авторскую ленту «Седер-Мазохизм»/Seder-Masochism американского режиссера Нины Палей (Nina Paley), где история исхода евреев с земли обетованной виртуозно пересказывается в разных стилях музыки рисованными и трехмерными – богами, ангелами, Моисеем и простыми смертными. А вне конкурса на экранах Аннеси показывался новый авторский полнометражный фильм выдающегося российского мастера объемной анимации Станислава Соколова «Гофманиада» с великолепными куклами по эскизам Михаила Шемякина.

 Седер-Мазохизм

 

       Сегодня в поисках серьезной финансовой поддержки студии разных стран объединяются и создают дорогие интернациональные проекты именно как полнометражные фильмы, которые нередко отличает высокое художественное качество. Эту тенденцию подтверждают призовые списки и творческая политика почти всех современных фестивалей анимации, экран которых активно разворачивается в сторону индустриальной анимации. В Аннеси, например, в этом году даже в каталоге поменялись творческие приоритеты – перечень фестивальных программ теперь начинается не с авторской короткометражной анимации и студенческих фильмов, а с информации о полнометражных картинах, еще недавно такое могло быть только в афишах фестивального кинорынка анимации MIFA. В такой напряженной конкуренции за широкую публику короткометражная авторская анимация, достижения которой всегда определяли успехи и возможности анимационного искусства, невольно начинает тускнеть, болеть и сокращаться как шагреневая кожа.  

         

        Для депрессивных настроений у современных творцов авторской анимации действительно немало причин во всем мире, и  новые грустные подтверждения тому я также узнала на фестивале в Аннеси. Голландские коллеги с горечью сообщили о том, что закрылся их знаменитый Институт анимации, который помогал национальным студиям и независимым режиссерам, а у Международного фестиваля анимации в Утрехте (Holland Animation Festival) поменялся постоянный директор Гербен Шермер и оригинальная фестивальная политика, которая теперь будет более ориентирована на коммерческие формы. Друзья из Германии намекнули, что у Международного фестиваля в Лейпциге (AnimaDok), где главную роль играет документальное кино, постепенно сокращается или исчезает анимационная часть программы. Но самыми печальными стали новости из соседней Эстонии. Самая успешная анимационная студия на постсоветском пространстве «Nukufilm» (студия кукольного кино в Таллинне), которая в этом году торжественно отмечала в Аннеси 60-летний юбилей, на неопределенное время уволила всех своих знаменитых режиссеров, оставив в штате только администрацию и бухгалтера. А ведь именно этот творческий коллектив после распада Советского Союза удивлял весь мир феноменом уникальной авторской анимации Эстонии…

 

        Понятно, что полифония художественных ориентиров мирового фестивального экрана и укрепляющиеся позиции индустриальной анимации сегодня создают впечатление пугающей  несогласованности творческих интересов художников и продюсеров-коммерсантов, которые ведут мировую анимацию в совершенно противоположные стороны, усугубляя все более обостряющиеся противоречия между авторскими работами и коммерческой продукцией. Что же делать, кроме поиска денег, которые нужны всем?!

 

 Музыкальный карнавал в Аннеси

         Наверное, не смотря ни на что, пытаться искать способы и сферы сближения. В принципе, такому сближению многие годы содействовали крупные фестивали мировой анимации, как смотр в Аннеси, где встречались, обменивались идеями и методами их воплощения творцы и бизнесмены, а зрители вдохновляли тех и других огромным интересом к анимации. Мне кажется, в этом году два этих во многом противоборствующих сообщества в Аннеси старалась сблизить музыка, которая была главным героем целого блока фестивальных программ, собравших знаменитые фильмы разных лет, созданные аниматорами всего мира. А Бразильская анимация, которая на сей раз была главным гостем фестиваля, помогала объединить интересы художников, предпринимателей и зрителей. Такому объединению эмоционально содействовали грандиозные музыкальные шествия по городу и мелодии страстного танго, звучащие в кинозалах перед фестивальными сеансами. А на экране праздничную атмосферу бразильского карнавала поддерживала ретроспектива лучших бразильских фильмов. Самые знаменитые из них – полнометражное приключение «Мальчик и мир» и лирическая короткометражка «Гвида» – в последние годы уже доказали профессионалам и публике Аннеси, что художественный вкус, душевная интонация и гуманитарные идеи могут одинаково поднимать на пьедестал как авторское, так и коммерческое анимационное кино.   

 

Фестивальная публика Аннеси